Жизнь в модуле: архитекторы придумали альтернативу микрорайонам, чтобы спасти дворы от машин

 
20 439
22 апреля 2014 в 10:59
Автор: Николай Градюшко. Фото: «БелНИИПградостроительства», http://www.terra-auri.ru
Автор: Николай Градюшко. Фото: «БелНИИПградостроительства», http://www.terra-auri.ru

Как только не называют новые спальные микрорайоны Минска: каменные джунгли, «человейники», панельное гетто. Однообразное архитектурное окружение, бедная социальная инфраструктура, почти полное отсутствие зелени и забитые машинами дворы. На такие условия существования обрекают жильцов архитекторы, привыкшие работать по закостенелым нормативам, идущим вразрез с логикой современной городской жизни. В Минстройархитектуры, похоже, задумались над проблемой и хотят что-то изменить. По поручению министерства в «БелНИИПградостроительства» разработали модуль жилого района — альтернативный способ планирования территории.

— Микрорайонная застройка пришла в СССР из Европы в 50—60-е годы XX века. Индустриальные города нуждались в крупных жилых массивах для рабочего класса, и панельное домостроение успешно решало эту задачу, — вдается в историю вопроса Инна Лавринович, начальник отдела устойчивого городского развития «БелНИИПградостроительства». — Однако уже в начале 1970-х на Западе начали отказываться от микрорайонов, а чуть позднее — и сносить их. Недостатки этих громоздких жилых образований к тому времени стали совершенно очевидны. На постсоветском же пространстве такой тип застройки продолжает господствовать и воспроизводиться, являясь, по сути, рудиментом планового хозяйства.

Модуль — это попытка по-новому взглянуть на организацию жилой среды. Специалисты предлагают в 2—3 раза понизить этажность домов, создать полузамкнутые озелененные дворы, лишенные автотранспорта, а машины загнать в подземные гаражи и на стоянки вдоль проезжей части. Рядом с жильем в модуле соседствуют не только школы и детские сады, но и рабочие места — административные и производственные комплексы, а также скверы и зоны отдыха.

Таким архитекторы видят жилой модуль.

— Основной принцип — компактность застройки. Там, где можно было разместить один 9-этажный дом, мы «посадили» два дома высотой в 3—5 этажей, уменьшив расстояние между зданиями. Таким образом, плотность остается высокой, но среда становится более комфортной, — объясняет устройство модуля Ната Омельчук, заведующая группы отдела устойчивого городского развития.

Жилые дома скомпонованы в группы — так называемые соседства, имеющие общий благоустроенный двор. В идеале должно быть так: выходя из подъезда, человек сразу оказывается не на заставленном машинами асфальте, а в уютном озелененном пространстве, разделенном пешеходными улицами. Движение автотранспорта внутри соседства полностью исключено. Бóльшая часть машин жильцов должна располагаться в подземном гараже и на стоянках за пределами жилой зоны.

Приведенный выше модуль рассчитан на 1212 квартир и 1580 машино-мест. 730 машин смогут принять подземные гаражи, еще 790 — парковки вдоль проезжей части дорог, 60 машино-мест отводится для сотрудников и посетителей объектов социальной инфраструктуры.

Схема размещения автопарковок и транспортного обслуживания жилого модуля:

Первые этажи домов планируют сделать нежилыми — там могут появиться мастерские, парикмахерские, магазины, аптеки или даже небольшие детские сады.

— Мы хотим, чтобы будущие жилые массивы были не просто «спальниками», а многофункциональными образованиями, — поясняет Инна Лавринович. — Ведь это прошлый век, когда утром весь микрорайон устремляется на работу в центр города, а вечером томится в пробках по дороге домой. Мы разработали несколько типов модулей, в каждом из которых помимо жилья есть дополнительная функция: производственная, административно-деловая, рекреационная и культурно-креативная. Комбинация нескольких модулей с различными функциями создаст гармоничную и комфортную жилую среду.

Так, к примеру, выглядит модуль с приоритетной рекреационной функцией:

Модуль с административным зданием:

Первый модульный район может появиться в Бресте — в квартале улиц Красногвардейской, Шоссейной и Каменецкого шоссе. Местные архитекторы предлагали застроить эту территорию следующим образом:

Ниже — вариант модульной организации пространства от «БелНИИПградостроительства» с теми же показателями плотности застройки (3714 квадратных метров на гектар).

С западной стороны участка расположены соседства, высота домов — 3—5 этажей. Здания на восточной стороне выходят на оживленную улицу, потому чуть повыше — 6—7 этажей — и обеспечивают шумовую защиту района. С южной стороны модуль примыкает к территории одного из фортов Брестской крепости — это зона отдыха, а на севере запроектированы школа, церковь и таунхаусы. С севера на юг модульный район пронизывает пешеходная улица, вдоль нее мы видим аллеи, площади и места отдыха.

— Детальный план этой территории уже поступил в разработку — пытаемся перенести туда идею модуля, — говорит Инна Лавринович. — Председатель Брестского горисполкома Александр Палышенков поддерживает все прогрессивное, потому, видимо, ему понравилась наша идея.

Архитектурно-планировочное решение застройки

Перейдут ли белорусские архитекторы на «модульное» мышление? Вообще, насколько жизнеспособны эти идеи в наших реалиях? Авторы проекта делают ставку на подземные автостоянки, но любой застройщик подтвердит: машино-места под землей стоят огромных денег и раскупаются с большим трудом. Куда денут свои автомобили жители модуля, которые не захотят платить 15—20 тысяч долларов за место на стоянке?

— Думаем, застройщиков все же заинтересуют наши разработки, — говорят в «БелНИИПградостроительства». — За счет невысокой этажности отпадает необходимость в лифте и мусоропроводе, что удешевляет себестоимость квадратного метра. Небольшое расстояние между домами позволяет снизить затраты на прокладку инженерных коммуникаций. А за счет компактного расположения общая площадь жилья остается такой же, как если бы на этом участке строили обычные многоэтажки.

Авторы модульной концепции на основе своей работы подготовили методические рекомендации для проектировщиков. Следующим шагом должно стать утверждение этих рекомендаций в Министерстве архитектуры и строительства, после чего их можно рассылать по проектным институтам и внедрять в жизнь.