Минчанин продает за $585 тыс. свое «родовое гнездо» — здание, принадлежавшее графу Чапскому

 
10 апреля 2014 в 8:45
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков

Мечта о родовом гнезде привела успешного белорусского предпринимателя Александра Николаевича в деревню Прилуки, расположенную неподалеку от Минска. Сто лет назад здесь была усадьба знаменитого рода Гуттен-Чапских, и построенное в середине XIX века здание входило в перечень строений, принадлежавших дворянам. В начале 1990-х дом представлял собой жалкое зрелище: он пустовал уже на протяжении десятков лет. Бизнесмен взялся за восстановление здания, но этот процесс растянулся на 20 лет. В итоге дом выставлен на продажу за $585 тыс.

Хозяин встречает нас возле входа в свой дом, или, как он еще его полушутя называет, особняк или даже родовой замок. Его общая площадь составляет 1060 «квадратов». Бизнесмен рассказывает о здании с любовью и скрытой болью, видно, что прощаться с домом трудно, но и содержать его уже нелегко.

«Когда я купил это здание, оно было без башни, при этом каменными были первый этаж и центральная часть второго, все остальное — деревянное, — вспоминает Александр Николаевич. — Окна были другой формы, потолки — под 4 метра (сейчас, после перестройки, „всего лишь“ 3,3). Деревянная часть здания пришла в полную негодность, рукой толкни — стены разрушатся. Пришлось их сносить и строить из кирпича. Перекрытия тоже менял, правда, балки, которые в них использовались, не выбрасывал, использовал при строительстве мансарды. В итоге, по моим подсчетам, от старого здания осталось около 40%».

Бизнесмен сокрушается: если бы строил новое здание, уже давно бы закончил его. Здесь же море времени и средств было потрачено на утилизацию мусора: за первые годы он вывез больше 100 МАЗов битого кирпича, еще в 50 грузовиков поместилась мини-свалка, занимавшая часть территории участка.

Архивных фотографий дома осталось совсем немного, практически все их можно увидеть на стендах в расположенной неподалеку школе.

«Изначально в здании располагался заезжий дом, который стоял у большой почтовой дороги, ведущей из Койданово в Минск, ее еще называли Екатерининским шляхом, — рассказывает краевед Инесса Трофимовна. — Здесь находилась первая после Минска почтовая станция, расположенная в 16 верстах от города. Заезжий дом после стал частью имения Чапских».

В архивных документах он описывался так: «С одной стороны двухэтажный, каменный, оштукатурен и побелен. Крытый гонтою, с большой конюшней и обознею, распивочною и 8 комнатами для проезжающих, с крашеными полами, окошками и дверями. В ней ворот больших окованных 2, окошек разной величины окованных 30, внизу погреб, в нем дверей окованных 3, в конюшне по обеим сторонам стен желоба и дробинки на сено окованные…» Рядом располагались построенная из дерева корчма и ледник, которые уже в описи полуторавековой давности характеризовались как «ветхие» и сегодня не сохранились.

Как видно по старым фотографиям, больше всего была перестроена входная группа здания. Александр Николаевич признается, что старался построить его так, чтобы оно было похоже на настоящий средневековый замок. Конечно, это дело вкуса, но создается впечатление, что перед нами один из немногих примеров, когда новодел не уродует историческое здание, а заметно улучшает его облик.

«Рассчитывал, что здесь буду жить я, мои дети, внуки и правнуки, — рассказывает предприниматель. — Однако, как говорится, человек предполагает, а бог располагает. Оказалось, что родовое гнездо детям не понадобилось. Одна дочка уехала в Америку, другая тоже не горит желанием заниматься строительством и переезжать сюда. А одному мне все это поднимать тяжело, уже и здоровье не то, и энтузиазма поубавилось».

Хозяин устраивает обзорную экскурсию по своему дому. На самом деле, большая часть здания до сих пор представляет собой голые стены, даже без черновой отделки. Начинаем осмотр с подвала. Он действительно впечатляет, особенно сводчатые потолки.

«Здесь мы практически ничего не трогали, только мусор убрали, — рассказывает Александр Николаевич. — А вот во время ремонта на верхних этажах возникла большая проблема с квалифицированными специалистами. Еще лет 10—15 назад в Минске практически не было каменщиков, которые могли бы выложить арку. Пришлось привлекать умельцев из Минскреставрации. К слову, пока чистили подвал, нашли около 20 старинных монет, металлический подсвечник, даже бутылку из-под шампанского 1890 года. Сейчас площадь подвала — около 100 метров, которые занимают две комнаты. Но я думаю, что он в два раза больше. Выход мы не нашли, но все указывает на то, что под остальной частью дома есть продолжение подвала, полностью засыпанного торфокрошкой».

Покидаем подвал и продолжаем осмотр дома. Многие стены, отстроенные заново, сложены из старого кирпича, который, несмотря на вековой возраст, совершенно не разрушился. Хозяин обращает наше внимание на то, что наружные стены здания настолько толстые, что в них безболезненно можно вмуровать сейф, что и было сделано.

Особый предмет гордости Александра Николаевича — вид из окна. Дом стоит у излучины реки Птичь, вода — буквально в 50 метрах от стен. «В прошлом году, сидя здесь, наблюдал, как бобры строят хатку!» — хвастается хозяин.

Участок земли, на котором стоит дом, занимает 64 сотки. Рядом с несостоявшимся родовым гнездом Александра Николаевича стоит еще одно здание, построенное, правда, уже в послевоенное время. В нем располагался спортивный зал школы, которая занимала территорию комплекса до 70-х годов прошлого века.

Заканчивая экскурсию, хозяин подводит итог: «Конечно, в это поместье (по-другому его и не назовешь) еще надо вложить много трудов, но я уверен, что игра стоит свеч. Возможно, у кого-то другого получится создать здесь родовое гнездо, а может быть, построить агроуcадьбу. Вариантов масса, вплоть до загородного гольф-клуба, благо свободной земли вокруг пока немало».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by