Почти две сотни столичных предпринимателей, которые и без того заждались, когда же получат ключи от своих «боксов» в новом торговом центре, были шокированы новостью: объект, строившийся и реконструировавшийся за их средства, выставлен на торги — 27 марта Госкомимущество проведет аукцион, на котором, безусловно, постарается «пристроить в добрые и денежные руки» все лоты.
Среди главных претендентов на смену хозяина — площади завода МПОВТ, расположенного в самом центре Минска, на улицах Кульман и Хоружей, совсем рядом со «стратегическим» для жителей города объектом — Комаровским рынком. Из 13 выставленных на продажу «предметов аукциона», принадлежащих, согласно опубликованным документам, исключительно государству и заводу, помещение по адресу Кульман, 1/4 столичные предприниматели считали без пяти минут своим.
Деньги на проведение реконструкции заводских помещений и строительство переходной галереи к новому торговому центру, который должен был разместиться в глубине двора, сразу за существующим «Импульсом», большинство из «дольщиков» внесли еще в 2008—2011 годах. Стройка затянулась: ни в 2009-м, ни в мае 2013-го люди не переехали в свои помещения, но не особо беспокоились по этому поводу — «а где сейчас строят в срок?» На днях же предприниматели узнали, что, вероятнее всего, так и не станут хозяевами оплаченных «боксов»: торги официально объявлены и наверняка найдется желающий купить отремонтированное современное здание в центре Минска. На фоне таких событий даже пресловутая сертификация и «кружевная» проблема кажутся им мелкими неприятностями, ведь речь идет о совсем не символических суммах: за «квадрат» в будущем торговом центре предприниматели платили от 5 до 7 тысяч долларов.
Десятки взвинченных и растревоженных людей, все еще не теряющих надежды как минимум вернуть свои деньги, а как максимум навсегда исключить лот №2 из торгов, с лозунгом «это будет „импульсный“ Майдан» уже несколько дней «митингуют» возле завода МПОВТ, где расположен офис фирмы-посредника, которая занималась всеми строительными работами и за установленную плату принимала предпринимателей в ряды будущих владельцев собственности. Претензии «дольщики», которые приобретали в основном «боксы» от шести квадратных метров и выше и заплатили за будущее рабочее место, соответственно, не менее $30 тысяч, предъявляли руководителю компании «Фарт-Плюс».
— Обещали максимум два месяца и все сдадим. А сейчас уже 2014 год, ничего не видно, да и еще продать решили наши помещения. Мне уже терять нечего — деньги столько раз обесценились, так что буду разбираться с этим до конца! — предупреждает невидимого пока противника темпераментная женщина-предприниматель.
Кто-то начинает рассуждать о том, что в ходе судебного разбирательства (которое, вероятно, многие считают своим следующим шагом) можно будет попросить проиндексировать внесенные суммы. Некоторые язвительно вспоминают, как руководитель «Фарт-Плюса» говорил, что «все мы находимся в одной лодке»: «Как же — в одной, нагрелись они хорошо на этом строительстве, теперь не знают, что сказать, чтобы выпутаться».
Предприниматель Тамара, вступившая в этот, как выражаются многие, «бардак» в 2011 году, не может сдержать эмоций:
— Я была в положении, пришла с большим животом, спрашивала, нет ли подвоха, все ли чисто. Меня заверили, что никаких проблем не будет. Пересмотрела все документы, посоветовалась с юристом. Решила заключить с ними договор, тогда меня уверяли: идите в декрет и рожайте спокойно, все будет хорошо. Сейчас понимаю, что они даже беременную были готовы обмануть.
— А я с ребенком двух лет приходила — и то же самое, — поддерживает Тамару другая предприниматель.
— Реклама о них была повсюду: и по радио, и в самóм торговом центре звучала. И шла буквально до последнего: еще месяц назад мы ее слышали. Хотя, думаю, уже тогда было понятно, что все плохо и наше здание, скорее всего, продадут. Я не раз приходила в офис, меня все время успокаивали: «что вы — все нормально, все под контролем, только строительство немного задерживается». А мы что — деньги вложили, сидим и ждем результата.
Недели две назад знакомая из старого «Импульса» завела меня в администрацию, и от одной из работниц я впервые услышала, что нас на торги выставляют. Чуть не обомлела! Как на торги? После этого уже стала звонить во все инстанции — Мингорисполком, исполком, Госкомимущество. Некоторые чиновники мне даже говорили, что у нас вообще фиктивные договора, которые не имеют никакой юридической силы, и раньше надо было думать и смотреть, что подписываем.
А «Фарт-Плюс» информацию скрывал до последнего. Еще в прошлый четверг я писала заявление, что хочу расторгнуть с ними договор, так работница пыталась меня уверять, что дела идут отлично: деньги мы вам, конечно, вернем, но вы потом локти кусать будете из-за того, что отказались от места. А позавчера вечером, в телефонном разговоре, который, кстати, записан на диктофон, мне прямо и откровенно сказали: «На сегодняшний день и секунду мы вам деньги не вернем. Ваши средства пошли на строительство», — вспоминает перипетии общения с посредником Тамара.
У руководителя «Фарт-Плюс» господина Юшкевича своя точка зрения на все происходящее, претензии «дольщиков» он переадресовывает директору завода МПОВТ, который, на его взгляд, незаконно выставил построенный за чужие деньги объект на продажу.
— Наша фирма существует с января 1995 года, и занимались мы совсем другим бизнесом: развивали стоматологическую поликлинику. Директор завода МПОВТ, Александр Панасюк, тоже у нас обслуживался. В 2005 году он и предложил создать новый торговый центр, так как фирма наша чистая и хорошая. Я, в принципе, был согласен и попросил рассказать условия деятельности: фирма ведь небольшая и средств на такие масштабные проекты у нас нет. На что директор завода совместно с руководителем «Импульса» пояснили: вы со своей фирмой будете инвестором, а мы станем заказчиком и построим это здание, заодно расширив его за счет строительства галереи между корпусом №2 и 4.
Применяться будет та же схема, что и при строительстве существующего «Импульса»: на законных основаниях можно привлекать займы и подключать к строительству ИП и физических лиц. Дали рекламу, начали люди приходить. Но это не долевое участие: с предпринимателями заключался предварительный договор с правом последующего заключения основного договора на приобретение торгового места.
В 2007 году, после получения всех разрешительных документов, изготовления проекта и прохождения экспертизы, начались работы. В изначально оговоренные сроки мы, к сожалению, не уложились. Но к 31 мая 2013 года, что соответствовало допсоглашению, строительство было окончено, все выглядело как сегодня. Однако по непонятным для меня причинам объект в эксплуатацию не ввелся, и тогда я начал всюду писать. Более того, руководство завода по каким-то причинам все опечатало, наших строителей, которые проводили пусконаладочные работы, выгнали, забрали у меня ключи и сказали, что дальше будут заниматься вопросом сами.
На что я предупредил, что не допущу, чтобы объект, построенный людьми в свою собственность, забрали, что буду добиваться правды (у меня собраны все письма чиновникам). Могу заверить предпринимателей, что их деньги пошли строго по назначению: все построено, проведено и готово к заселению, облагорожена и прилегающая территория. В июне прошлого года нас даже КГБ проверял и сказал, что проблем нет. И с директором завода я встречался много раз, предлагал сдать объект, решить все вопросы, но, как видите, он навстречу не пошел.
Сегодня наш объект выставлен на аукцион: оказывается, президент написал распоряжение о продаже государственной собственности. И все корпуса, которые находятся на территории заводской площадки, вошли в этот перечень. Однако завод в лице гендиректора должен был указать, что на некоторые площади есть обременение: строительство и реконструкция, в которые вложено около 1 миллиона долларов. Что это здание было совершенно разбито, а мы его сделали новым, вложили деньги, привлекли кредит.
Я отправил письмо в Госкомимущество, чтобы они разъяснили, что происходит. Ведь даже в выставленном лоте есть существенные ошибки: общая площадь помещения по адресу Кульман, 1/4, согласно техпаспорту, предоставленному заводом, составляет 6,5 тыс. кв. м, тогда как на продажу выставлено 5,5. Это же обман, куда делась еще тысяча «квадратов»? Кроме того, в графе, где должны быть сведения об обременении продаваемого имущества, ничего не написано, а ведь у нас существует нерасторгнутый инвестиционный договор и допсоглашение №9, которое подписал лично директор Панасюк. И он не поставил в известность об этом Госкомимущество. По этому поводу обращался в госконтроль. Но оттуда пришла отписка, что согласно данным Госкомимущества, мы нигде не значимся.
Сегодня директор МПОВТ от меня будто скрывается: на звонки не отвечает, общаться не хочет. В суд подавать не буду, потому как боюсь, что это выльется в тягомотину и наше здание за это время продадут, — переживает директор и учредитель «Фарт-Плюса».
Несмотря на такую обширную и подробную отповедь, далеко не все предприниматели верят в безупречную репутацию господина Юшкевича. Часть бизнесменов считают, что руководство завода и фирмы-посредника изначально вступило в преступный сговор, чтобы «провернуть» именно такую схему. Доказательств у людей нет, а вот мыслями на этот счет готов поделиться каждый второй. «Сейчас компанию, наверное, признают банкротом, а недвижимость передадут другому собственнику, — говорят люди. — Пострадало минимум человек 180, продано около 90% площадей, представляете, какие это суммы?»
Предприниматель Юрий, вступивший в возведение нового «Импульса» в 2011 году и заплативший за «квадрат» 40 миллионов при официальном курсе 5,5 тысячи рублей за доллар, уверен, что сейчас всех участников строительства хотят просто «кинуть»:
— На момент, когда я подписал договор, задержка по вводу в эксплуатацию уже была, и я знал об этом, но не беспокоился: здание построено, только без отделки стоит. И в «Фарт-Плюсе» обещали, что в установленный срок, а это май 2013 года, будет сдача. Деньги вносил в два этапа: сначала первую половину, а вторую — через неделю. Подписал предварительный договор, согласно которому «Фарт-Плюс» инвестирует средства в создание торгового центра, а завод, после окончания всех работ, передает площади компании в собственность, которая потом, в свою очередь, в течение трех месяцев, переоформит наши «боксы» на нас. Моему предварительному договору уже два года. А ведь есть и те, кто в 2008 году в это влез.
Сейчас нам нужно что-то быстро предпринять, чтобы до 27 марта успеть изменить ситуацию. Потому как потом можно будет хоть под машины бросаться, но ничего уже не добьешься.
В отличие от директора «Фарт-Плюса», руководитель завода МПОВТ лично пообщаться с «дольщиками» отказался. Однако чуть позже он решил ответить на все их вопросы в письменном виде. На 8 страницах машинописного текста с приведением различных пунктов договора и ссылками на самые разнообразные государственные документы Александр Панасюк рассказывает, почему же ситуация сложилась именно таким образом. Как и происходит в 99 случаях из 100, во всем оказались «виноваты» деньги.
Предприниматели полагают, что такое самоуправство, когда без суда и следствия изымается недвижимость и выставляется на торги, иначе как произволом и рейдерским захватом не назовешь.
В качестве основного метода борьбы с захватом собственности предприниматели выбрали избитый, но нередко приводивший к успеху вариант: оказавшиеся в числе пострадавших юристы составили обращение к президенту.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by