Об этой проблеме нам сообщили сразу несколько читателей из разных районов Минска. С недавних пор компания «Строймир» взялась менять свои старые домофоны на более современные модели. Новый пульт вызова монтируется якобы бесплатно, жильцам предлагают заплатить лишь за ключи. Один ключ дают по символической цене 50 рублей, а вот каждый дополнительный стоит уже 45 тысяч. Минчане недоумевают: зачем менять исправное оборудование? И почему решение принимается не общим собранием жильцов, а по итогам сомнительного поквартирного опроса? Заподозрив фирму в махинациях с подписями, жильцы одного подъезда даже обратились с заявлением в прокуратуру. В «Строймире», в свою очередь, заявляют: все законно, меняется оборудование с истекшим сроком службы, которое не сегодня, так завтра может выйти из строя.
«Все соседи были против»
Минчанка Валентина Охримук живет в 9-этажке на улице Байкальской, дом 62, корпус 1. Месяц назад в дверь ее квартиры позвонили. На пороге стоял молодой человек. Он рассказал, что домофон в подъезде их дома устарел и фирма собирается бесплатно заменить устройство. Недоверчивая пенсионерка ответила «Спасибо, не надо» и расписываться в некоем бланке решительно отказалась. А через неделю обнаружила в почтовом ящике листовку. В ней сообщалось, что большинство жильцов подъезда проголосовало за установку нового домофона. Ниже было написано, на каких условиях люди могут купить ключи.
Устройство поменяли 7 ноября, а вскоре явился представитель фирмы с кассовым аппаратом и продал всем желающим ключи.
— Это какое-то самоуправство, я считаю. Старый домофон верой и правдой служил много лет, ломался на моей памяти всего один раз, — говорит Валентина Ивановна. — Выходит, нас вынудили лишний раз платить за то, что и так хорошо работает. Нашей семье нужны три дополнительных ключа. Это 135 тысяч. Сколько бы я на эти деньги купила фруктов?
— Со всеми жильцами я, конечно, не общался, но несколько этажей обошел — с кем ни говорил, все соседи против замены домофона, — включается в разговор Кирилл, сын Валентины Ивановны. — Что настораживает: фирма не предоставила нам никакого документа, где были бы зафиксированы подписи жильцов. Мы даже не можем проверить, кто голосовал «за».
Кирилл показывает нам новые ключи. Бесплатный с виду почти как банковская карточка, только с рекламой на обеих сторонах. На связку его вешать неудобно.
Платные ключи выполнены в виде больших «таблеток»:
— Реальная цена открывалки меньше доллара, а продают за 5, — говорит молодой человек. — Конечно, не те это деньги, из-за которых стоит изматывать нервы и судиться. Но неприятно, когда людей вводят в заблуждение, навязывают ненужные услуги. Полагаю, за счет массового сбыта ключиков сполна окупаются все затраты на установку домофона, а фирма только прикидывается меценатом.
А вот данные с сайта брянского научно-производственного предприятия «Цифрал», производящего оборудование для запорно-переговорных устройств. Бесконтактный ключ с защитой от копирования стоит 20 российских рублей — 5670 белорусских. Самый простой микропроцессорный блок вызова на 40 абонентов на наши деньги стоит 737 100 рублей. Конечно, по дороге из Брянска в Минск себестоимость возрастает, но вряд ли в разы. Теперь считаем: в подъезде девятиэтажки на Байкальской 35 квартир. Предположим, в каждую надо по два дополнительных ключа. 45 000 умножаем на 2 и на 35 — получаем 3 150 000 рублей. Берем одноподъездный 16-этажный 105-квартирный дом — 9 450 000 рублей. Это якобы только за ключи. Неплохая накрутка.
«Быть ходячей рекламой ломбардов не желаю»
Акцию «Строймира» по замене домофонов несколько месяцев обсуждают на форуме Onliner.by. Недовольных много. Вот что пишет мать-одиночка с зарплатой в 3 миллиона рублей (пользователь Я-я):
«Мало того, что заменили рабочий старый домофон, никого не спросив и не предупредив. Так и ключи еще покупайте! Я только месяц назад сделала 2 дубликата к старому (40 тыс. + 40 тыс.). У меня 5 членов семьи, у всех были таблетки. Сейчас нет ничего. Денег на новые тоже. Где гарантии, что их новые установки не станут негодными по причине отсутствия комплектующих через 2 года? Мне реально жалко этих денег! Ни за что! За то, что не просила, за то, что мне лично не нужно. Мне не нужен был новый домофон! Меня устраивал старый!»
Одни рассказывают в интернете, что видели напротив своих квартир в списках чужие подписи. Другие пишут, как, отказавшись покупать ключи, не могли попасть в собственный подъезд. Многих нервирует навязчивая реклама ломбарда и центра бытовых услуг, нанесенная на ключах-«таблетках».
«Чип висит на связке ключей, которую видят мои родственники, коллеги по работе, клиенты, и я не хочу, чтобы на, в общем-то, личной вещи была реклама венерологов, урологов, ломбардов, похоронных агентств, сексопатологов и борделей, — пишет по этому поводу участник форума Roman4x4. — Ничего не имею против ломбардов, но быть ходячей рекламой ломбардов не желаю».
Не все сообщения на форуме полны негатива. Люди спорят: мол, незачем мелочиться, домофон должен быть современным и надежным. Новые устройства нахваливают за возможность передавать видеосигнал от входной двери в подъезд до квартиры. Правда, для этого придется докупить оборудование.
«Напротив моей квартиры стояла чужая подпись»
Участник форума Eelene обратилась с жалобой на «Строймир» в прокуратуру. Что из этого вышло? Только установив новый домофон, фирма была вынуждена его демонтировать. Мы решили подъехать на улицу Плеханова (дом 32, корпус 2) и поговорить с людьми.
— Для принятия решения необходимо согласие более 50% жильцов. Замечу, не простых жильцов, а именно собственников квартир. Представитель «Строймира» обходил подъезд в 4 часа дня. Как думаете, много ли в то время собственников было дома? Собирали подписи толком не разобравшихся в сути дела пенсионеров, несовершеннолетних и антисоциальных личностей, «клюнувших» на слово «бесплатно». Я, например, ничего не подписывала, а напротив моей квартиры в списке, как позже выяснилось, стоит чья-то подпись, — рассказывает нам Елена, инициатор обращения в прокуратуру.
Когда сняли нашу старую панель, негодовал весь подъезд. Ведь этим летом нам уже меняли старый испорченный домофон на аналогичную модель, и мы покупали новые «таблетки». Поэтому когда в октябре пришел распространитель ключей, на него так «наехали», что он даже не смог достать из сумки кассовый аппарат. В прокуратуру писала, но жалобу спустили сначала в Мингорисполком, а затем в администрацию Ленинского района. Уж не знаю, это ли помогло, или мои звонки в «Строймир», но новую панель в один из дней все же демонтировали, на ее место обещают вернуть старую.
Это наша маленькая победа. Но почему мы должны терпеть неудобства? Подъезд на протяжении двух месяцев открыт и превращается в проходной двор. К нам зачастил бомж, а несколько дней назад кто-то устроил пожар. И, кстати, все это время начисляют абонентскую плату за обслуживание домофона.
«Это социальный проект, но не благотворительность»
В «Строймире» уверены: жалобы минчан возникают от недопонимания ситуации.
— При обходе квартир наши представители объясняют, зачем нужна модернизация домофона, но ведь до каждого жильца не достучишься. Меняем мы лишь устройства с истекшим сроком эксплуатации, которые монтировались где-то в 2000—2003 годах. Завод «Цифрал» установил срок службы на свои изделия 5 лет, при заключении договоров мы продляли срок службы до 10 лет. То оборудование, которое массово устанавливалось в Минске, сняли с производства еще в 2007 году. Запчасти к нему уже не выпускают, у нас остались запасы, но они не безграничны, — говорит генеральный директор «Строймира» Александр Кашперко.
Ключи от домофонов старых моделей не подходят к новым. Это все равно, что пытаться установить колеса от «Запорожца» на Mercedes. Сравнение вполне уместно, поскольку современные устройства ушли далеко вперед в плане технологий. Новые домофоны более надежны, имеют высокую степень защиты от взлома, позволяют устанавливать видеосвязь. Ну и, конечно, жильцы быстро оценят удобство пользования бесконтактными ключами.
Сегодня вместе с «Белгосстрахом» и при поддержке ГУВД Мингорисполкома мы предлагаем минчанам программу «Безопасный дом». У людей есть выбор: или оплатить дополнительные ключи, или заключить договор комплексного страхования квартиры (240 000 рублей в год — прим. авт.) и получить три ключа бесплатно. В любом случае, жильцы не платят за само оборудование и работы по его установке. Программа социально направленная, но не благотворительная.
— Объясните, почему меняются исправные домофоны?
— У нас разработан производственный график. Работаем, как правило, по конкретным районам, а не распыляемся по всему городу. Это удобнее, меньше передвижений. Но идем только туда, где закончился срок службы устройств. Не сегодня, так завтра они могут выйти из строя. Услугу не навязываем, только предлагаем своевременную замену.
— Наши читатели утверждают как раз обратное. Мол, людей буквально вынуждают «скидываться» на ключи. Кое-где всплывают поддельные подписи.
— О таких претензиях я читал на форуме. Возможно, где-то не дорабатывали наши представители. У нас действует система мотивации: сотрудник заинтересован обойти как можно больше подъездов и собрать подписи. Быть может, где-то в спешке людям толком не разъяснили ситуацию, не рассказали в подробностях об условиях покупки ключей, о скидках и т. д. Отсюда недоверие, недопонимание. Пытаемся совершенствовать работу: теперь за конфликтные адреса штрафуем.
Что касается поддельных подписей, то это еще надо доказать. Бывает, муж не ведает, что делает жена. Один жилец квартиры подпишется, а другой права качает…
— Почему решение о смене домофона принимается по итогам поквартирного опроса, а не на общем собрании, где жильцы могли бы посоветоваться друг с другом и принять взвешенное решение?
— Собрать всех жильцов в одно время в одном месте на деле бывает сложно. Поэтому пытаемся достучаться почти до каждой квартиры. Да, не всегда удается застать дома собственников, некоторые впоследствии начинают возмущаться и требуют вычеркнуть свою подпись либо не признают ее. Потому наши люди стараются собирать не 51%, а 60—70% голосов, чтобы был запас.
— Многих смущает стоимость ключей и нанесенная на них реклама…
— Люди пытаются считать чужие деньги, не зная реальных затрат. Есть подъезд на 100 квартир, а есть на 10 и 15. Так что где-то мы идем в минус. Для тех, кто живет один, модернизация считай и вовсе бесплатна — 50 рублей за ключ-карточку. А реклама позволяет снижать себестоимость дополнительных ключей. Без нее они были бы еще дороже.
К слову, выдаваемая на каждую квартиру ключ-карточка дает доступ к дисконтной программе «Любимый город». Ее обладатели получают ощутимые скидки на различные услуги: от ремонта до курсов иностранного языка. Скоро по ней можно будет получить скидку и в такси. Стоимость такой карты — 270 тысяч рублей, но нашим клиентам она достается всего за 50. Если бы люди обладали полной информацией о программе «Безопасный дом», жалоб было бы гораздо меньше. Хотя их и сейчас немного. С начала года мы модернизировали несколько тысяч домофонов. Многие благодарят, а некоторые звонят и спрашивают: «Когда до нашего подъезда доберетесь?»
P.S. Накануне публикации статьи с нами еще раз связался Кирилл с улицы Байкальской. У него плохие новости. Поработав меньше двух недель, домофон перестал открываться ключами. Людям приходится подпирать дверь булыжником, чтобы попасть домой. Модернизация по-белорусски.
Обсуждение темы на форуме Onliner.by: Новые домофоны Cyfral от Строймир. Развод?
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by