Капремонт длиной почти в три года наблюдают и испытывают на себе жильцы дома №42 по улице Сурганова, более известного в народе как «Дом художников», или «Дом ученых». Построенное в 1977 году по уникальному проекту здание к двухтысячным серьезно поплатилось за свою «уникальность»: огромные лоджии, с которых открывается потрясающий вид на город, оказались слишком тяжелой ношей. Под собственным весом наружные конструкции дали небольшой «крен» в сторону проезжей части, который в итоге аукнулся внушительными трещинами в комнатах. Подрядчик же, выполняющий все работы в доме, переносил сроки окончания капремонта не раз и не два. Большинство жильцов смотрит на такой подход к работе вполне снисходительно.
— Дело в том, что «публика» в этом доме особенная — пожилые художники, ученые и их дети-внуки: люди интеллигентные, которые не готовы на кардинальные встряски и «войны». Жильцы со всем согласны и просто ждут, когда проблема разрешится сама собой, — рассказывает Сергей, новый сосед старожилов дома, который уже полтора года не может заселиться в квартиру из-за огромных трещин в двух комнатах, соединенных лоджией.
— К счастью, за это время многое уже сделано: из квартир рабочие ушли, успели утеплить и покрасить фасад, даже начали двор благоустраивать. Но самый важный и непростой в технологическом плане этап — усиление лоджий. Заставить подрядчика приступить именно к этим работам сложнее всего. На последних этажах проблемы из-за лоджий есть практически у всех: где-то больше, где-то меньше, но у меня совсем критическая ситуация — трещины в палец шириной. На наклонившуюся в сторону дороги лоджию просто страшно выходить, да и с квартирой что будет дальше, если такие трещины, из которых, вдобавок, постоянно осыпаются куски штукатурки и бетона.
Сергей один из немногих жильцов дома, кто регулярно общается с заказчиками и подрядчиками и настойчиво добивается окончания капремонта, причем в ближайшее время. Увы, молодой человек не может похвастаться хотя бы моральной поддержкой со стороны соседей: на нижних этажах, где в распоряжении жильцов компактные балконы, а не просторные лоджии, проблем с трещинами нет вовсе. У тех же, кто повыше, трещины есть, но не такие большие. К тому же многие уже успели сделать ремонт, «подлатать» свои трещинки и теперь предпочитают не обращать внимания на мелкие неприятности: снимать натяжные потолки и начинать какое-либо движение в облагороженных квартирах люди считают слишком рисковым предприятием.
— Жильцы поделились на два «лагеря»: одни ждут, когда строители дойдут до них и примутся что-то делать. А другие вообще не хотят, чтобы их кто-нибудь трогал, и не видят никаких проблем в том, что капремонт длится уже три года. Это тоже стопорит работу: не могут же делать усиление не всем, а выборочно. Причем процесс наружного усиления лоджий непростой и завязан как минимум на двух соседних квартирах. Мы бы, конечно, все сами сделали и не поднимали панику, но кто даст гарантию, что это будет не зря: здесь все «гуляет», нужен капитальный подход, а не только заделать трещины, — продолжает Сергей.
Общаться с подрядчиками и заказчиком молодой человек начал уже давно. По его словам, нет бóльших сказочников, чем строители, работающие на их объекте: «Полтора года назад разговаривал с прорабом и главным инженером, они рассказывали мне, как здесь все будет прекрасно: детские и спортивные площадки, аккуратные и ухоженные дворы, ну просто райские кущи. И воплотить все это обещали за два — максимум три месяца. С тех пор прошло много раз по три месяца, но по двору невозможно ни проехать, ни пройти. Посмотрите на паспорт объекта, все уже давно должны были сделать, а они только переносят сроки. Вот вчера разговаривал с главным инженером, и он меня „обрадовал“ — теперь срок выполнения отодвинули на декабрь. Похоже, для них квартал сюда — квартал туда ничего не значит. Интересно, как они в холода собираются асфальтировать дорогу или класть плитку».
В день нашего приезда рабочие, как почувствовав, принялись активно наводить порядок во дворе, хотя до этого, по утверждению Сергея, не притрагивались к объекту с самого лета. Прочувствовать «бережное» отношение к стройматериалам и уже сделанной работе нам удалось буквально в первые пять минут общения перед подъездом: внушительных размеров и веса грузовик лихо заехал во двор и «прокатился» по бордюрам. Результаты такого испытания очевидны.
— Главным подрядчиком по проведению всех работ выступает «Минскремстрой». Выйти на контакт с этими людьми, да и с заказчиком — ЖРЭО Советского района — очень сложно. Во-первых, до них невозможно дозвониться: надо дня два набирать номер по десять раз и тогда, может быть, удастся услышать голос того, кто тебе нужен. При этом человек может быть занят, может уезжать в командировку или еще что-то. Во-вторых, две структуры противоречат друг другу: «Минскремстрой» говорит, что задержал выполнение работ из-за того, что заказчик не переводил деньги. А главный инженер ЖРЭО божится, что оплата всегда проходила вовремя и в полном объеме. Теперь же еще выяснилось, что для проведения работ по усилению лоджий подрядчик должен нанимать субподрядчика, но, увы, не торопится это делать, — говорит Сергей.
Чтобы как-то ускорить развитие событий, молодой человек сам нашел фирму, которая занимается таким видом работ, и даже договорился, чтобы дом №42 усилили в ближайшее время, хотя работой редкие лицензированные специалисты загружены на месяц вперед. Сергей предупредил «Минскремстрой» и приготовился праздновать победу, но поторопился: предприятие уже недели три не может выкроить время, чтобы встретиться с субподрядчиком и оговорить все детали. «Люди пытаются общаться с директором, но тот либо не снимает трубку, либо сбрасывает. А когда до него все-таки удается дозвониться, то переносит „на потом“. Боюсь, что скоро человеку это все надоест и сделать усиление действительно будет некому. Они не могут встретиться, чтобы просто даже показать сметы и чертежи», — возмущен молодой человек.
— И еще: поменяли окна, а отливы делать не стали. Говорят: как же их делать, если дом не утеплен — тоже верно. Но ведь можно придерживаться какой-то разумной последовательности! Мы архитектора приглашали, так он посмотрел на наши окна и пришел к выводу, что их уже надо менять: почти три года пена, которая была и на жаре, и под дождем, и в снегу, никак их не защищала.
Хотя, надо отдать должное рабочим, фасад утеплили быстро, сейчас его заканчивают красить, поэтому снаружи дом смотрится красиво. Но вот в подъезде все еще есть какие-то странные недоделки.
К слову, делать дорожку к первому подъезду строители пока не торопятся: страшно представить, что будет во дворе, когда начнутся дожди. Говорят, что-то завязано на прокладке кабелей, а все электрики пропали. Наш дом будто черная дыра — пропадают рабочие, деньги и время. Только те, кто этим «командует», никуда не пропадают и истории разные рассказывают. Я уже не говорю о том, что нам обещали козырьки над балконами, похоже, этого не будет, хоть бы самое главное сделали. Поверьте, это не первый капремонт, который я видел, и в других случаях умудрялись сделать «от и до» за два года, — уверяет молодой человек.
Поинтересоваться, почему же капитальный ремонт длится уже почти три года и его окончание не просматривается, мы решили у генерального директора «Минскремстроя» Олега Прокоповича:
— Первый комплекс, который предусматривает благоустройство территории и фасадные работы, закончится в ноябре, максимум продлится до 10 декабря. А второй — в следующем году только. Что касается лоджий, то, если все будет хорошо, займемся ими в этом году, нет — будем делать в следующем.
Под формулировкой «все будет хорошо» Олег Валерьевич подразумевает исправное финансирование и наличие рабочих рук.
— С работниками есть проблемы, — не отрицает генеральный директор, — у нас 45 человек забрали только на стройки «народного хозяйства» — «Чижовка-Арену», «Лебяжий» и другие, на приоритетные государственные объекты, поэтому тут затормозилось. Сейчас на объекте работает 8 человек, и этого, конечно, не хватает.
— Сроки действительно переносили неоднократно, вопрос был в финансировании — его не хватало, из-за этого так и получилось. Заказчик — ЖРЭО Советского района, но деньги-то Мингорисполком дает им, сколько выделили, столько и освоили. К тому же не один раз технологические перерывы были. Усиление — сложный процесс, а там у всех паркеты… Мы думаем, планируем и надеемся, что сделаем до конца года, — не обещает, но дает надежду руководитель «Минскремстроя».
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by