Фотограф, снимающий в жанре ню, переделал квартиру в творческую мастерскую

 
03 октября 2013 в 13:04
Автор: Николай Градюшко. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Николай Градюшко. Фото: Алексей Матюшков

Минчанин Александр Жерносек знает толк в искусстве фотографии. Целиком посвящая себя любимому делу, он превратил свою квартиру в центре города в творческую мастерскую, удобную для жизни и работы. Старую советскую мебель, оставшуюся от предыдущих хозяев, «испортил» до неузнаваемости, а пространство перекроил на свой вкус, затратив на все минимум средств. Что из этого вышло — смотрите в нашем фоторепортаже.

Двухэтажный жилой дом из красного кирпича на Раковской, памятник архитектуры XIX века, прекрасно сохранившийся до наших дней.

Поднимаемся на второй этаж. Первым делом нас ведут в залитую светом просторную комнату. Обои из пожелтевших от времени газет, кирпичная кладка, белое пианино, раритетный сундук в углу, причудливое нагромождение шкафов. Взгляд перескакивает с предмета на предмет, не успевая задержаться на чем-то одном.

Квартира досталась Александру от отца и на то время была ничем не примечательна, за исключением массивных стен и высоких потолков (3,8 м). Мебель, обстановка — все самое обыденное.

— Денег было мало, а фантазия бурлила через край, — вспоминает фотограф. — Мой подход прост: минимум финансовых затрат и максимум творчества. Можно затовариться в строительных и мебельных магазинах, но тогда твоя квартира станет обычной — как везде, как у всех. А если пойдешь на разрыв шаблона, то получишь неповторимый интерьер, пронизанный жизнью.

Александр сохранил старый деревянный пол. Зачистил его и покрыл белой и черной краской, разделив помещение на две зоны.

— Раньше стены комнаты покрывали штукатурка и обои. Я открыл кирпичную кладку, обнажив историю дома, но выкрасил кирпичи в белый цвет. И стены стали отличным фоном для фотосъемок.

Красный кирпич остался только в одном углу комнаты.

— Батареи тоже старые, советские. И что в том плохого? Два радиатора я выкрасил в цвет пола и стен, а третий, в другой части комнаты, декорировал таким образом, чтобы он гармонировал с обоями из газет и черным полом.

Перейдем к изучению мебели и деталей интерьера. Брутальная с виду кровать изготовлена из четырех увесистых брусьев, купленных в магазине.

Матрас лежит на досках и натянутых веревках.

— Этот хендмейд оказался весьма удобным и мобильным. Кровать держится на четырех болтах и в два счета разбирается при необходимости создать в комнате дополнительное свободное пространство, — говорит Александр.

— Пианино, как и множество других предметов в квартире, подарили друзья, — включается в разговор Ульяна, менеджер фотостудии и муза Александра. — Мы, конечно, его тоже перекрасили. Для настройки инструмента вызывали специалиста. И если к нам заглядывают в гости музыканты, что бывает нередко, то без игры на пианино вечера не обходятся.

В комнате замечаем классический будильник и несколько настенных часов с застывшими стрелками, показывающими разное время. Все это тоже элементы декора. Дополняет коллекцию манометр, купленный на барахолке в Ждановичах.

В студийном интерьере, казалось бы, нет лишних деталей. Но вот что делает на полу камень?

— Я занимаюсь кунг-фу, и камень в моих тренировках — самый главный тренажер. С ним можно делать огромное количество упражнений, развивающих все тело целиком. Не будешь же брать с собой в чемодан гантели, когда едешь в путешествия. А камни хороши тем, что они есть везде, — улыбается Александр.

Другая часть комнаты — меньшая, но здесь «застреваешь» надолго. Вместо обоев стены оклеены страницами старых газет.

— Сначала мы хотели английские газеты, по возможности без картинок. Дали клич по знакомым, но, увы, ничего. Даже советские газеты оказалось найти не так просто. Выручил друг, принесший стопку «Литературки» и журналы «Искусство».

«Бегство от разума», «Повязка Фемиды», «Вооружены словами истины» — читаем пафосные заголовки перестроечных лет. Попадаются на стенах и вырезки из китайской периодики.

Из предметов мебели от прежних хозяев сохранились деревянный стул, сундук и кухонные шкафчики. Последние зачистили наждачкой, покрасили и составили в трехметровый шкаф. Шутя, Александр и Ульяна называют его «небоскребом».

Белая гитара на стене — память о фотопроекте «Первочеловек». Музыкант Сергей Пукст, обмазанный глиной и белой краской, изображал с этой самой гитарой одну скульптурную композицию. После съемок инструмент удачно вписался в интерьер.

На подоконнике — стопка аудиокассет и проигрыватель.

— Когда-то я был меломаном, а кассеты считались дефицитом и стоили немалых денег, — вспоминает Александр. — Иногда мы слушаем старые записи — музыка помогает моделям расслабиться. А звук очень мягкий, приятный.

— Эта комната универсальна и меняется, как трансформер, — говорит Ульяна. — В ней можно жить, можно работать и приятно проводить время. Здесь мы устраиваем «кинопосиделки»: приглашаем близких по духу людей, включаем проектор и смотрим фильмы. Бывают тематические дни: день аниме, день «Матрицы». На наши предложения в соцсетях могут откликнуться даже незнакомые люди. Можно приходить в любом костюме, плясать, петь, флиртовать. Но в квартире Саши есть два строгих правила: мы не пьем алкоголь и не едим мясо. Это фильтр. Многие люди не могут позволить себе отдыхать без спиртного, и мы даже рады, что они до нас не доходят.

Переходим на кухню. Идея этого помещения — внутренний дворик. Его атмосферу задают гамак и канализационный люк в полу.

— Люк я нигде не воровал, и никто в открытый колодец не провалился, — смеется Александр. — Все, кстати, спрашивают, нет ли под ним схрона или запасного выхода.

— Раньше здесь был линолеум. Мы его выкинули и легонько побили топором деревянные полы, состарив их, а затем покрасили. В который раз убеждаюсь: чтобы сделать вещь красивее, ее надо немножечко «испортить».

Кухонная мебель когда-то была широкая. Александр распилил ее пополам и декорировал. Так кухня стала просторнее. Между деревянными шкафчиками — работающий холодильник «Саратов» 1955 года выпуска.

— Шкафчики мы тоже «подпортили», что сначала очень не понравилось отцу. Когда ты хочешь что-то сотворить, ты не должен заморачиваться: понравится это кому-то или нет. Иначе придется делать то, что кто-то уже сделал. А я взял грубую наждачку и начал «портить». Такая мебель мне кажется красивее, чем кондовые шкафы.

Александр рассказывает, как сделал раковину из купленного в ГУМе индийского тазика, а мы замечаем, что на кухне нет плиты.

— Мне она не нужна. Я вегетарианец-сыроед. Фрукты, овощи, мед, орехи, сухофрукты, пророщенные бобовые и зерновые — вот мое меню. Я очень люблю животных и не считаю, что они хуже людей, поэтому не могу позволить, чтобы в моем доме кто-то ел моих друзей.

Прихожая — самое пестрое место в квартире. На стенах — вырезки из журналов со снимками известных фотографов. Смешение стилей и направлений.

Обои в шашечку — что-то от «Алисы в стране чудес».

— Намучался я с этими обоями. Обыскал все рынки, магазины, интернет — нигде нет таких. Даже по заказу никто не хотел привезти. Тогда купил просто хорошие обои под покраску, нарисовал в Corel шашечки и отдал на плоттер. Чем это хорошо — всегда можно допечатать еще.

Коридор от входной двери в квартире начинается с толстых стен. Надо было как-то избавиться от этой тяжести. Решение было найдено в зеркалах друг напротив друга, образующих бесконечность.

— Иногда люди путаются: собираешься выходить из квартиры и видишь рядом еще одну дверь. С непривычки сознание может дать «глюк». Мы неспроста повесили на дверь портрет Дали. Место вышло очень сюрреалистичное.

Зеркала не только расширяют коридор, но и помогают в работе: модели могут рассмотреть себя со всех сторон и даже сверху.

Через две стены насквозь проходят брусья. Они служат и декором, и подпорками для второго этажа в ванной, где Александр обустроил кладовую.

Чемоданы в ванной заменяют шкафы.

Отдельная комната отведена под фотостудию. Александр показывает нам систему креплений для ширм и осветительного оборудования под потолком, рассказывает о том, как и для чего делал белые кубы:

— Это столы, стулья и шкафы — как хочешь, так и используй. На кубе можно расположить модель, и он совершенно не будет отвлекать на себя внимание.

Из-за ширмы на нас поглядывает Джейсон Стетхем, «снимавшийся» в скандальном клипе «На ниточке» — то самое видео, где парень расхаживает по минскому супермаркету, полному обнаженных женщин.

Александр делится планами: собирается открывать новую фотостудию в коттедже. А квартира на Раковской все же останется творческой мастерской, местом для жизни и встреч с друзьями.

— Продавать квартиру точно не буду, ни при каких условиях, — говорит фотограф. — Этот дом с историей уже стал частью меня.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by