Многодетная мать, построившая жилье с господдержкой, «развела» своих квартирантов на $700, кухонную мебель и стиральную машину

 
23 сентября 2013 в 9:27
Автор: Оксана Красовская. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Оксана Красовская. Фото: Алексей Матюшков

Абсурдная и совершенно нелогичная история произошла с минчанином Юрием и его женой. Молодая пара, решив жить отдельно от родителей, надумала снять квартиру и готова была переехать в любой конец города, лишь бы удалось найти подходящее по всем параметрам жилье. В ноябре прошлого года при помощи агентства недвижимости Юрий нашел долгожданную «однушку» аж в четвертой Каменной Горке. Немного навязчивая и бесцеремонная хозяйка заветных квадратных метров молодых супругов не отпугнула, да и сговориться удалось на $250 в месяц за пустую квартиру со строительной отделкой.

Дом на Налибокской, 46, куда нам предстояло заселиться, был совсем новый — сдали его только в сентябре, — начинает свой рассказ Юрий, стоя в подъезде дома, где еще несколько месяцев назад он жил. — Оксана, хозяйка квартиры, сразу же предложила заплатить за два месяца вперед — мало ли что. Я, в принципе, не был против: это и для нас гарантия, что будем жить без лишних тревог. Обменялись паспортными данными, вручили друг другу деньги и ключи, и уже 7 ноября мы с женой заехали в квартиру. Когда я завел речь о том, что надо бы подписать договор и сделать все официально, Оксана сказала, что прямо сейчас, как и в ближайшее время, у нее не получится подъехать в ЖЭС, а попозже мы обязательно все оформим. Но на всякий случай попросила не открывать дверь незнакомым людям и не реагировать на телефонные звонки — «нарваться» на проверку из налоговой не входило в ее планы.

Однако следующий звонок от 33-летней хозяйки и мамы троих детей был не насчет подписания договора. Все оказалось куда прозаичнее — Оксана хотела денег. Не прошло и месяца с тех пор, как квартиранты передали в ее руки $500, а большой семье уже понадобилась такая же большая сумма денег. Позвонив под вечер, бесцеремонная женщина начала рассказывать не только о том, как нелегко ей живется, но и о предстоящем затратном деле — надо успеть приватизировать какую-то квартиру. Денег это стоит немерено. Поэтому не мог бы Юра заплатить за пять месяцев вперед, а она, в свою очередь, за причиненные неудобства готова сделать небольшую скидку — до 230 долларов. Войдя в положение многодетной семьи, парень согласился на предложенный вариант и передал женщине более тысячи долларов.

Прожив оговоренные месяцы, молодые люди прямо перед началом лета внесли предоплату до октября — так уж повелось в этом квартирно-денежном тандеме. Не переживая относительно своего будущего, семья с наступлением жары решила на две недели уехать в отпуск. «Тут постоянно идет стройка, пыль летает, поэтому решили переждать некоторое время на даче. О чем и предупредили Оксану. Она даже приехала к нам в Каменную Горку, чтобы проверить, все ли в порядке с жильем, не разнесли ли мы стены», — рассказывает Юра.

Заехав домой за вещами через полторы недели, молодой человек столкнулся с чем-то необъяснимым: оказалось, что его ключи не подходят к замку от тамбурной двери. Так и не попав в квартиру, Юра позвонил хозяйке, чтобы уточнить, что случилось.

— Она начала мне рассказывать, что, видимо, соседка, которая тоже сдавала квартирантам свою «трешку», решила наконец заселиться и на всякий случай сменила замки. Тогда мы договорились, что через пару дней встретимся и Оксана даст мне ключ, — объясняет молодой человек.

Но ни через неделю, ни через две и даже до сих пор две стороны одного квартирного конфликта так и не увиделись. По словам Юрия, Оксана придумывала самые разнообразные отговорки: то у нее какие-то проблемы, то она в санатории. Доходило даже до абсурдного: «я устала» или «я еще не поела».

Сегодня в квартире, где когда-то жили молодые люди, в «заложниках» осталась стиральная машина, кухонная мебель и некоторые бытовые мелочи. «Хорошо хоть холодильник забрал с собой на дачу, — говорит Юра, — как чувствовал». А еще в руках Оксаны — около 700 долларов предоплаты. Все, что есть у Юрия, — это ключи от входной домофонной двери и от почтового ящика. И еще несколько незначительных свидетельств того, что он действительно жил в квартире на шестом этаже по адресу Налибокская, 46:  договоры с «Водоканалом» и «Белтелекомом» до сих пор находятся у молодых людей.

В прошлый вторник Юре все-таки удалось попасть в тамбур: соседка не выдержала того, что парень долгое время стучал в дверь, и открыла. Оказалось, что одежду, косметику и разную мелочь Оксана заботливо рассовала по пакетам и выставила в общий с соседями коридор. «Стиралки» и кухонной мебели там, естественно, не было. Сколько в таком состоянии простояли вещи — неизвестно. Но очевидно, что в тамбур они переехали где-то за день до того, как изворотливая хозяйка заселила в 198 квартиру новых жильцов, сменив замки. Вероятно, что сдать жилье «по новой» Оксане удалось даже за более высокую цену — ведь теперь там есть мебель и кое-какая бытовая техника.

И хотя факт существования жизни в своей «однушке» Оксана, которая изредка, но все-таки поднимала трубку мобильного телефона, упорно отрицала, доказать это несложно: по вечерам в комнате и на кухне горит свет, а на балконе сушится белье. Следуя советам «закаленной в боях» женщины, новый квартирант на звонки домофона не реагирует, дверь не открывает.

И только поздним вечером перед этими выходными Юрию удалось по домашнему телефону дозвониться до того, кто занял его место: спросонья молодой человек не только поднял трубку, но и подтвердил, что снимает квартиру, где есть кухонная мебель и стиральная машина, которыми он, впрочем, не пользуется. Новый жилец не возражает, чтобы прежние квартиранты забрали свои вещи, но только в присутствии хозяйки.

А вот как раз-таки в присутствии хозяйки и заключается загвоздка — с недавних пор она, опознав, что ей звонит Юрий, не снимает трубку. Есть и второй вариант: женщина, видя незнакомый номер, готова общаться, но ровно до тех пор, пока не узнает, что слышать хотят именно ее. «Вы ошиблись номером», — говорит дама с удивительно похожим на Оксанин голосом и прерывает связь.

Все это выглядело бы не так комично и, возможно, даже зародило бы подозрения в том, что номер женщина действительно сменила, если бы не одно «но» — поддавшись некогда модному веянию, она, как и советовала реклама, заменила длинные гудки любимой мелодией. Теперь каждому, кто звонит по ее номеру, сперва приходится выслушать слезливую историю о том, как «сильная, смелая, как лебедь белая, я становлюсь на крыло». И только после этого узнаешь, что, оказывается, «ошибся» номером.

Уже более трех месяцев молодые люди не могут попасть в квартиру и забрать свои вещи, не говоря уже о деньгах.

Я первый раз встречаю такого человека: так поступить со своими квартирантами, которые всегда шли тебе навстречу, и ничего не объяснять — это явный перебор. Долго пытался решить вопрос по-хорошему: ей же всего 33 года, трое детей, не хотелось превращать этот конфликт в «криминальную» историю. Но приходится. Сколько раз я ей звонил, писал в соцсетях, с мужем общался — предупреждал: отдайте хотя бы вещи, с деньгами потом разберемся. Но они вообще ничего не делали, а теперь и трубку снимать перестали. Мужу я еще успел сказать, что написал заявление в милицию, но есть еще день, чтобы его забрать и не давать делу ход. Но все тихо, — возмущен Юра. — И ведь пока жили, постоянно названивала: сделайте еще предоплату за пару месяцев. Я ей говорю: Оксана, какая еще предоплата, я тут и так скоро два года буду жить бесплатно. Но она не унималась: один раз откажешь, так через неделю перезвонит и спросит, не передумали ли. Не понимаю, куда они деньги девали — сколько ни дашь, все мало, жди, что через пару дней опять позвонят.

На волне воспоминаний Юра рассказал и историю, которая совсем уже не лезет ни в какие рамки: с момента заселения в новую квартиру прошло около двух недель. Как-то ближе к вечеру Оксана позвонила своему квартиранту с нетривиальной просьбой — привезти ей на работу в магазин две бутылки водки и сигареты: скучно девочкам вкалывать в ночную смену без горячительного.

А еще Оксана всегда была полна идей: уйдя с работы, она собиралась ездить в Хмельницкий и перепродавать одежду, хотела стать парикмахером, устроить своего мужа к Юре на фирму и даже на полном серьезе предложила квартиранту создать какой-нибудь совместный бизнес.

Сама предприимчивая женщина живет в «двушке» в новом доме на улице Гашкевича. Получив от государства сразу две квартиры, одну из них за ненадобностью сдает. Так ли это на самом деле и не оклеветали ли ее честное имя неблагодарные квартиранты, Onliner.by попытался выяснить у самой женщины-«скандал». Выслушав в течение почти минуты про «сильную, смелую», мы наконец дождались женского голоса в трубке, который, впрочем, вполне ожидаемо сказал, что мы попали не туда. На том конце провода даже не захотели ответить на банальнейший вопрос: как давно владеют этим номером.

Однако уже в ближайшее время Оксане все-таки придется ответить на множество самых разных вопросов — Юра уже написал заявление в милицию, а на этой неделе обратится в налоговую инспекцию.

Прокомментировать непростую ситуацию мы попросили юриста Сергея Зикрацкого:

— Жилищный кодекс Республики Беларусь требует, чтобы договора найма жилых помещений в обязательном порядке заключались в письменной форме и регистрировались местными исполкомами. Если этого сделано не было, договор считается недействительным. Устная договоренность жить в квартире определенное время, вносить за проживание согласованную сумму денег в оговоренный день, оплачивать коммунальные услуги и нести иные расходы по обслуживанию квартиры не является договором.

В данной ситуации получается, что молодой человек все это время проживал в квартире незаконно и хозяйка квартиры имела полное законное право поменять замки, не впустить в квартиру «квартиранта».

Однако поскольку договора не было, то полученная хозяйкой квартиры предоплата должна рассматриваться как неосновательное обогащение. Молодой человек вправе требовать возврата этой суммы через суд. К сожалению, доказать факт передачи этой суммы и ее размер будет очень сложно. Поэтому перспективы взыскания предоплаты представляются мне достаточно туманными.

Что касается оставшихся в квартире стиральной машины и кухонной мебели — надо подавать иск в суд об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Однако и в этой ситуации молодому человеку придется предъявить доказательства того, что он является собственником этих вещей. Это могут быть как чеки о приобретении товаров, гарантийные талоны, документы, подтверждающие несение расходов по ремонту и обслуживанию, так и свидетельские показания (например, родственников или друзей, которые помогали приобретать эти вещи или видели их на прежней квартире).

Не лишним будет обратиться в милицию. К сожалению, наши правоохранительные органы не всегда хотят разбираться в подобных историях и отказывают в возбуждении дела на том основании, что между сторонами сложились гражданские правоотношения, которые должны рассматриваться в судах. Однако сам по себе факт вызова в милицию очень часто действует отрезвляюще на таких людей, и они предпочитают вернуть незаконно полученное.

Ну а за сдачу квартиры без договора, а соответственно и без уплаты налогов, хозяйку квартиры ждет разбирательство в налоговой инспекции, по результатам которого за весь период сдачи квартиры должен будет насчитан налог, пеня за его несвоевременную уплату и штраф.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by