Чтобы получить соцквартиру, молодому инвалиду надо 18 лет стоять на очереди — перед ним десятки крепких и здоровых социальных сирот

 
10 565
28 августа 2013 в 17:40
Источник: «Вечерний Брест». Фото: pauluskp.com
Источник: «Вечерний Брест». Фото: pauluskp.com

Несколько лет назад с энергичным и полным сил молодым человеком Игорем Зубиком произошло несчастье: во время купания с друзьями в реке он повредил позвоночник, да так, что, по мнению специалистов, встать на ноги ему поможет разве что чудо. Сейчас Игорь живет в доме у хорошего знакомого и смиренно ждет, когда же подойдет его очередь на получение социального жилья. Однако процесс этот отнюдь не быстрый: по приблизительным подсчетам вселиться в новую квартиру он сможет только через 18 лет.

Сейчас Игорь выглядит молодцом: накачанный торс, сильные руки, бодрая речь. Сразу и не скажешь, что два года назад этот 24-летний парень пережил тяжелую травму — так называемый синдром ныряльщика: полное нарушение проводимости спинного мозга.

После долгих месяцев, проведенных в Брестской областной и Малоритской районной больницах, ребром встал вопрос: что дальше? Жить парню было негде и ухаживать за ним некому. Родителей нет в живых, родной дом в деревне сгорел. Незадолго до случившегося Игорь уволился из строительной организации в Барановичах и, следовательно, утратил право на место в общежитии. Вариантов было немного: интернат или больница сестринского ухода. К счастью, рядом оказался человек, который не только хотел, но и мог ему помочь.

Знакомый мужчина — дядя Вася, «коллега» по увлечению рыбалкой — предложил Игорю пожить в соседнем с ним деревенском доме, принадлежавшем его отцу. Вот уже больше двух лет в опрятной деревенской хате у своего друга Игорь и живет.

С ноября 2011 года парень стоит в очереди на социальное жилье в Малоритском райисполкоме. Казалось бы, кто нуждается в нем больше, чем 24-летний инвалид первой группы, оказавшийся в столь сложной жизненной ситуации? Но перспективы получения собственного жилья удручающие. В Малоритском районе в списке имеющих право на социальное жилье 42 человека, из них 38 — внеочередники. В этом приоритетном списке Игорь значится 36-м.

Перспективы в самом деле нерадужные, — подтвердил заместитель председателя райисполкома Вадим Шпетный. — В предыдущие годы в районе за счет средств республиканского и областного бюджетов строилось 4—5 социальных квартир, а сейчас — по 2—3 в год, а количество нуждающихся постоянно растет.

По существовавшей ранее практике люди, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний (или потерявшие дом при пожаре), могли в короткие сроки получить жилье. Но теперь их «потеснили» социальные сироты. Декрет президента №18 от 24 ноября 2006 года о дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях ужесточил ответственность нерадивых родителей. Одновременно с этим увеличилось количество детей, оставшихся без их попечения. По достижении 18 лет они имеют право на получение социального жилья.

В Малоритском районе, к примеру, из 38 внеочередников 35 — дети-сироты, достигшие совершеннолетия, и трое — инвалиды. Если исходить из того, что в год будет строиться по две социальные квартиры, как в 2013-м, Игорю Зубику придется дожидаться своей очереди 18 лет. Так ли уж правы наши законодатели, уравнявшие безусловно нуждающихся в поддержке социальных сирот (при этом молодых и здоровых) с людьми, которые не могут обходиться без посторонней помощи? Или предполагается, что им прямая дорога в интернат?..

Нет, Игоря пока никто не гонит из обретенного им пристанища. И он, и его опекун довольны существующим положением вещей. Но кто знает, как сложится жизнь парня в будущем.