Главный архитектор Минска: в большинстве случаев против уплотнения выступают люди, которые получили квартиры бесплатно

 
11 691
01 августа 2013 в 13:56
Автор: Дмитрий Корсак
Автор: Дмитрий Корсак

Свое видение дальнейшего развития столицы рассказал на страницах «Вечернего Минска» главный архитектор города Александр Петров. Столица окружена двумя типами территорий — лесами первой категории и сельскохозяйственными угодьями. Ни то ни другое трогать нельзя, это достояние страны. Поэтому одна из наиболее вероятных перспектив — уплотнение, считает специалист.

«В истории градостроительства хорошо известна тенденция: если прекращается развитие вширь, то процесс идет в другом направлении, — говорит Александр Петров. — Например, вверх. Каким образом? Сегодня стоимость квадратного метра жилья очень высокая. И она наверняка будет еще расти. Этому есть объективные причины. Это не искусственное накручивание, а естественное подорожание вследствие дефицита квадратных метров, если город не может строить жилье в больших объемах. При высоких ценах выгоден снос старого жилья. Предполагаю, что в будущем станет экономически целесообразным даже строительство современных больших домов на месте первых панельных пятиэтажек. Через это проходили многие города…»

Речь идет об уплотнении застройки. Но сегодня она вызывает протесты части населения: бунтует Уручье-2, Зеленый Луг-5, жители улиц Калинина, Воронянского. Это адреса лишь тех «горячих точек», где конфликты вспыхнули в последние месяцы.

«В большинстве случаев протестуют люди, которые получили квартиры бесплатно и живут в довольно неплохих условиях, — уверен главный архитектор. — Сейчас, чтобы обеспечить нуждающихся (а это 240 тысяч человек), город должен дать им доступное жилье, то есть квартиру по минимальным ценам. Естественно, для этих целей удобнее брать территории со сложившейся инфраструктурой: транспортной, инженерной. Потому что тогда стоимость квадратного метра получается на 30 процентов ниже, чем в новых районах. А что касается уплотнения, то в районах застройки 1950—60-х годов и даже 1970-х плотность населения не очень высокая. Не сравнить с теми жилыми массивами, которые появились недавно. Но когда мы пытаемся разместить жилье для нуждающихся в старой части Минска, встречаем коллективные протесты. Все упирается в отсутствие соответствующего экономического механизма».

Трудность, по словам Александра Петрова, заключается в том, что сегодня сложно понять, чей собственностью является та или иная земля, кто платит за нее налог и имеет право ею распоряжаться. В советское время в этом не было потребности. Застройка шла микрорайонами. Там все рассчитывали «по-среднему»: и озелененность территорий, и детские площадки, и прочее. Как сегодня это делить? А не разделив, трудно объяснить людям, что они хотят распоряжаться территорией, за которую не платили и которая находится на содержании города. Жильцы платят лишь за землю, на которой стоит их дом.

«Все остальное — на балансе города, он это содержит, обустраивает, — уточнил чиновник. —  Он, считаю, и вправе решать, как этой землей распорядиться. И если в одном районе на жителя приходится в пять раз меньше свободной земли, чем в другом, то почему бы горожанам не поделиться в последнем случае?»