Почему минчане выбирают Смолевичи? Репортаж из города, который становится «спутником»

 
12 июня 2013 в 11:35
Автор: Николай Градюшко. Фото: Влад Борисевич

Минские власти больше года заманивали очередников в первый город-спутник. В теленовостях то и дело бодро сообщали: в Смолевичах хотят построить квартиры то более 800 столичных жителей, то полторы тысячи. На деле же формирование первого ЖСПК шло довольно туго. Даже несмотря на льготные кредиты, люди, стоящие в очереди по 25 лет, попросту не хотели съезжать за МКАД, в неизвестность. Начало строительства дома, призванного открыть «космическую» эру Смолевичей, переносилось несколько раз. И вот 1 декабря 2012 года председатель Мингорисполкома Николай Ладутько наконец перерезал красную ленту и произвел официальный «запуск» столичного «спутника»: в северо-западном районе городка началось возведение 142-квартирного жилого дома для минчан. Как продвигается стройка, что пугает, а что радует в Смолевичах будущих новоселов? Об этом наш фоторепортаж.

На авто — 25 000, на электричке — 3150 рублей

В Смолевичи мы добирались на машине. Засекли время и расстояние: от нулевого километра на Октябрьской площади до улицы Социалистической в райцентре, где строится первый «спутниковый» дом, — 38 километров или 40 минут в пути. Уезжали из Минска около 16:00, а вот в час пик дорога наверняка займет больше времени.

В одну сторону мы сожгли 3,4 литра 92-го бензина, это 25 тысяч рублей. Выходит, туда — обратно — уже 50 тысяч, 20 дней — миллион. Немало.

Маршрутка домчит в Смолевичи за 15 тысяч рублей (ходят каждые полчаса). Билет на автобус стоит от 9 до 16 тысяч (25 остановок и полтора часа в пути). Дешевле всего довезет в центр городка электричка  — за 3150 рублей.

«Двушка» за $32,5 тыс. плюс льготный кредит

Дом минских очередников уже хорошо заметен с автотрассы. Рядовая «панелька» серии БС40 на четыре подъезда. Ее пристраивают к жилому кварталу на улице Социалистической, состоящему из нескольких 5—6-этажных домов и коттеджей.

МАПИД вроде бы не халтурит. Работа идет в три смены, рассказали нам на стройке. Сейчас сооружается предпоследний восьмой этаж.

Сдавать квартиры будут с отделкой: линолеум, обои, сантехника, стеклопакеты. Заселяться и жить новоселы смогут сразу после выдачи ключей.

В ЖСПК №899 принимали минчан, состоящих на очереди в основном с 1989—1990-х годов. Большинство строящихся — молодые семьи, разделившие в свое время очередь на жилье с родителями, есть в кооперативе и многодетные.

По нынешним минским меркам цена квадратного метра смешная — 4 882 575 рублей. Сметная стоимость двухкомнатной квартиры площадью 58 квадратных метров равна 283 189 350 рублей ($32,5 тыс.). «Трешка» площадью 81 кв. м стоит почти 400 млн ($45,7 тыс.).

До 90% стоимости квартиры покрывает льготный кредит (многодетным семьям — 100%). Ставка — 6—7% годовых. Почему такая невысокая? Члены ЖСПК строят дом в городе с населением до 20 тысяч человек и попадают под президентский указ №13 от 6 января 2012 года. А значит, могут получить кредит по ставке, равной 20% ставки рефинансирования на дату заключения договора. При этом в Смолевичах, в отличие от Минска, банк кредитует не 15, а 20 квадратных метров на каждого человека.

Сроки строительства на паспорте объекта почему-то не указаны. Но людям обещают сдать дом в ноябре-декабре этого года. Как оно будет, поживем — увидим.

Не лучший пример в плане соблюдения сроков подает соседняя стройка 80-квартирного дома, заказчик которого местный УКС. Если верить паспорту, сдать дом планируют в этом месяце.

Под окнами детсад, через дорогу — водохранилище

Новостройка находится на краю города. Рядом с ней, буквально под окнами, возводят детский сад. За ним — пятиэтажные дома на Социалистической — новый квартал Смолевичей.

А по другую сторону дома на холмах раскинулось рапсовое поле.

Через дорогу, метрах в трехстах, Смолевичское водохранилище. Здесь красиво. Не Минское море, конечно, и тем более не Нарочь, но в сравнении с видом из окна где-нибудь на улице Каменногорской в Минске — небо и земля.

Детские сады переполнены, очередь на УЗИ — полтора месяца

На этом наше знакомство с природой закончилось, и началось погружение в проблемы городка. Довольны ли инфраструктурой жители квартала на улице Социалистической, чего ждут от соседства со «спутником»?

— В Смолевичах, кажется, три детских сада. Если ждать своей очереди, то ребенка туда устроишь, когда ему исполнится 4—5 лет, — рассказала нам во дворе дома женщина с детьми. — Группы переполнены, мест нет. Малышей возят на автобусах в сады соседних деревень, километров за 10 от Смолевичей.

Со школами дела обстоят чуть лучше. Их в городе три, но ближайшая в 35—40 минутах ходьбы от квартала, где начинают строить «спутник». Туда и обратно несколько раз в сутки ходит автобус.

— Про поликлинику напишите, — продолжает местная жительница. — Во-первых, она в другом конце города, и добраться туда тоже нелегко. А во-вторых, очереди. Записалась как-то на УЗИ — ждала полтора месяца.

— А транспорт — это беда, — повстречался нам еще один местный житель. — Городских маршрутов, считай, нет, автобусы ходят редко. Мы уже привыкли пешком до центра добираться. Без своей машины здесь намного тяжелее, чем в Минске.

Быть может, спасением для Смолевичей и станет город-спутник?

«А когда тот „спутник“ будет? — услышали мы в ответ. — Один дом еще не город. А больше пока ничего для минчан и не строят…»

Местный «супермаркет» «Нямочка» использует слоган одной из минских торговых сетей, обещая низкие цены.

У магазина мы разговорились с двумя парнями. Оба живут в Смолевичах, но работают в Минске.

— Работы нормальной здесь нет, — говорит один из них. — 4 миллиона получаешь — считай, повезло. Это что ли много? Вот и мотаемся в Минск. Зато жилье здесь дешевое: «однушку» снимаю за «соточку», двухкомнатные сдают за 150.

Парни признают, что Смолевичи намного чище и спокойнее Минска.

— Воздух свежий, люди не озлобленные. Да и сядешь так у подъезда, — кивком нам указывают на открытую «полторашку» пива, — никто тебе слова не скажет.

Поколесив по Смолевичам, мы заметили еще одну проблему. Железная дорога делит город надвое. Поезда ходят часто, а путепроводов ни под, ни над землей нет. Опущен шлагбаум — стой, жди.

Центр Смолевичей ничем не примечателен. Райисполком, универмаг, дом культуры, доска почета, Ленин — все стандартно.

Ближайшая к городу-спутнику школа.

Лощеным на фоне окружающей застройки выглядит детский сад.

Торговые сети представлены «Еврооптом» возле ж/д станции «Заречное».

Восполняя нехватку магазинов, приторговывает с колес местный Райагросервис.

Жить в Смолевичах, работать — в Минске

Минчанка Екатерина Сенько (мы созвонились с ней уже после нашей поездки в Смолевичи) к временным трудностям готова. Как и другие участники кооператива, она не жалеет, что выбрала город-спутник.

— Два фактора стали решающими: льготный кредит и место, где строится дом. Честно говоря, устали от Минска, — рассказала нам Екатерина. — Мы живем на Партизанском проспекте: с одной стороны шумная дорога, с другой — стоянка, ради расширения которой вырубили почти все деревья. А в Смолевичах у нас большое озеро, зелень, простор. Наши дети будут дышать чистым воздухом.

Жить семья будет в Смолевичах, а работать — в Минске.

— От порога дома до станции метро «Уручье» 27 километров, это где-то 35 минут езды. Согласитесь, в Минске на работу можно добираться дольше, стоя в пробках, — рассуждает Екатерина. — Более того, когда Николай Ладутько открывал стройку в декабре прошлого года, то обещал организовать автобусы или маршрутки от нашего дома до электрички и автовокзала. А поезда «Городских линий» в Смолевичи пустят в 2015 году. Короче говоря, не все так плохо. Вот бы еще быстрее строились новые детские сады, школы, не хватает району и большого магазина.

Те участники кооператива, у которых маленькие дети, уже стали в Смолевичах на очередь в новый детсад. С учетом ситуации в райцентре всем желающим мест там явно не хватит. Кому не повезет — остается два варианта: либо возить ребенка в Минск, либо в одну из окрестных деревень, где есть детсад.  Еще один сад на 300 мест в северо-западном районе собираются начать строить в этом году.

— Мы осознаем, что в Смолевичах немало проблем, но они, если рассудить, типичны для любого нового микрорайона. Так что поводов впадать в депрессию нет, — говорит нам Екатерина. — По ходу стройки дома оптимизм прибавляется. И, что интересно, к нам обращаются люди с вопросом «Можно ли еще вступить в ваш кооператив?»

Дискуссия по поводу проблем Смолевичей завязалась на форуме Onliner.by, где общаются члены ЖСПК №899. Скептически настроенные жители райцентра советуют минчанам не тешить себя иллюзиями. «Вы свято верите, что только в связи с вашим явлением в Смолевичах все радикально изменится. Появятся магазины, казино, рестораны… Я не верю, — пишет участник форума, зарегистрированный под именем Zmeevik. — Привести город в порядок сможет только проведение республиканских „Дожинок“, а никак не миграция минчан в количестве одной девятиэтажки».

Город-спутник или Нью-Васюки?

Экспериментальный дом города-спутника на Социалистической подключен к местным инженерным сетям, но их резерв ограничен. К 2020 году в северо-западном районе Смолевичей планируют возвести 25 многоэтажных домов для 10,5 тысяч минчан, две школы, три детских сада, магазины... Необходимо прокладывать новые коммуникации, ровнять ухабистые склоны, вывозить 700 тысяч кубометров грунта.

Но непосредственно для города-спутника предназначена другая территория — на противоположном берегу водохранилища. Проблем там не меньше: нужны сети, мини-ТЭЦ, новые очистные сооружения. Это сотни миллиардов рублей.

К 2030 году город-спутник в Смолевичах должен выглядеть примерно так:

Жилую застройку, высота которой не превысит семь этажей, разбавят объекты социального блока: школы, детские сады, торговые и развлекательные центры, стадион, кинотеатр, церковь. Будет здесь даже свой ледовый дворец.

В Мингорисполкоме не скрывают: с учетом затрат на инфраструктуру квадратный метр в «спутнике» может оказаться дороже, чем в столице. Жизнеспособен ли в таком случае проект? Власти города уверены, что да. Ориентировать на Смолевичи будут коммерческих застройщиков, для которых в Минске уже почти не осталось площадок. Но жилье — не единственный вопрос. Не менее важно, какие экономические стимулы предложат минчанам, готовым сменить прописку? Чиновники связывают надежды с китайско-белорусским технопарком, где на первом этапе смогут найти работу 5000 человек. С другой стороны, не отпугнет ли соседство с крупной промышленной зоной желающих сменить загазованный Минск на чистый город-спутник? Ответить не беремся.

Автор: Николай Градюшко. Фото: Влад Борисевич