Было — стало: Привокзальная площадь с начала XX века до наших дней

 
38 498
02 мая 2013 в 11:35
Автор: darriuss. Фото: Алексей Матюшков, архивные фото — из открытых интернет-источников.
Автор: darriuss. Фото: Алексей Матюшков, архивные фото — из открытых интернет-источников.

Из всех минских площадей за прошедшие пару десятилетий независимости больше всего изменилась, пожалуй, Привокзальная площадь. Onliner.by продолжает сравнивать архивные фото Минска с современными аналогами и на этот раз изучает эволюцию застройки одного из самых оживленных мест города.

Небольшая площадь перед вокзалом Либаво-Роменской железной дороги сформировалась еще в 1870-е годы. В конце XIX века город вместо деревянного получил новое живописное кирпичное вокзальное здание с двумя характерными башенками, оформлявшими его главный вход.

С тех пор, всего за 100 лет, сменилось еще два поколения главного здания площади, а место красного кирпича заняли стекло и серые композитные панели.

В 1940 году дореволюционный Виленский вокзал был значительно реконструирован. Его объем был существенно увеличен, а внешний облик модернизирован в соответствии с обязательной в те годы практикой «освоения классического наследия». Мощное темно-серое здание встречало гостей столицы БССР следующие 50 лет. Фотография 1962 года.

В 1980-е годы южная сторона Привокзальной площади начала меняться. Рядом с вокзалом появилась высотка гостиницы «Экспресс», сам вокзал пришел в аварийное состояние, его реконструкция была признана нецелесообразной, в 1991-м здание 1940 года было снесено, и спустя 10 лет его место занял сверкающий стеклом и ощетинившийся пирамидами и куполами колосс архитекторов В. Крамаренко и М. Виноградова.

Старый дизель-поезд у перрона станции «Минск-Пассажирский» в 1960-е годы.

Сейчас над центральной частью станции нависает построенный в начале 1990-х конкорс-зал кратковременного ожидания пассажиров. Здесь всегда темно, первое впечатление Минск производит, скорее всего, мрачноватое.

Рядом со старым вокзалом, на месте, которое позже занял автовокзал «Центральный», до конца 1950-х стояли типовая водонапорная башня и павильон общественного туалета.

Теперь пейзаж Привокзальной площади с этого ракурса изменился до неузнаваемости. За 60 лет при разных обстоятельствах исчезли все здания с предыдущего снимка.

Водонапорку и туалет в 1962 году сменил автовокзал «Центральный», построенный по проекту архитектора Я. Шапиро.

Спустя 45 лет уже автовокзал пал жертвой оптимизации городского пространства. Его место, место пассажирских перронов и стоянок автобусов, занял вытянувшийся вдоль улицы Бобруйской на несколько сот метров торгово-развлекательный комплекс, в составе которого новому автовокзалу был отведен сравнительно небольшой тесный участок.

Сначала центральный минский автовокзал, а затем и сменивший его ТРК в свою очередь были построены на месте зеленого бульвара, когда-то проходившего вдоль всей улицы Бобруйской. Теперь сохранился лишь его западный фрагмент, от Привокзальной площади до площади Мясникова. Так он выглядел на фотографии 1950-х годов:

Спустя 60 лет на месте парадного входа в парковую зону расположилось трамвайное кольцо, с бульвара исчезли павильоны торговли и общепита, над ним протянулась бетонная громада путепровода, связывающего площадь Независимости с Московской улицей, а высотное здание факультета международных отношений БГУ заслонило башни «Ворот города».

Проект создания монументального ансамбля на северной стороне Привокзальной площади, достойно оформившего бы парадный въезд в город со стороны его главной железнодорожной станции, был разработан вскоре после окончания войны ленинградским архитектором Борисом Рубаненко. Две одиннадцатиэтажные жилые башни с симметричными пятиэтажными крыльями стали одним из самых узнаваемых архитектурных символов города Минска. На замечательной цветной фотографии начала 1950-х правая половина комплекса еще в процессе строительства.

В общем и целом эта сторона площади почти не изменилась.

1954 год, застройка северной стороны Привокзальной площади завершена, однако жилые дома вдоль улицы Кирова еще только строятся. Автомобили на стоянке перед вокзалом пока редки, зато в самом центре города по-прежнему попадается гужевой транспорт.

Лошадей у вокзала уже, конечно, не встретишь, зато с автомобильным трафиком ситуация стала куда хуже. Автостоянка также была перенесена с южной ближе к северной стороне площади.

Но чего здесь всегда было в достатке и полвека назад и сейчас, так это такси.

Даже точка их гнездования практически не изменилась.

И еще одна особенность этой площади сохранилась через много десятилетий до настоящего времени. Привокзальная всегда ассоциировалась с трамваями. 1964 год.

Модели трамваев за полвека, конечно, поменялись, да и другие учреждения заняли первый этаж жилого дома на заднем плане. Вместо мастерской по ремонту обуви открылся обувной магазин, магазины и банк заняли место бывшего известного привокзального ресторана «Радуга», когда-то расположенного в левой из двух башен Рубаненко.

1987 год, 70-летний юбилей Октябрьской революции. Ее годовщина до сих пор является государственным праздником, но представить себе подобное праздничное оформление «Ворот города» уже сложно. И тем более вряд ли на улицах когда-либо появится бронетрамвай с лозунгом «За власть советов».

В соответствии со спецификой эпохи теперь трамваи украшены призывом «Покупай».

«Ворота города» и улица Кирова в 1980-е годы. «Ремонт обуви» по-прежнему на месте, только его вывеска белорусизировалась, ресторан «Радуга» все там же. Башни «Ворот города» потеряли 8 бетонных статуй, украшавших их с момента постройки, — погода была к ним беспощадна. Нет привычного уже подземного перехода, зато угол улицы Кирова украшает серая милицейская будка.

Полностью аналогичный кадр из-за архитектурных особенностей нового здания вокзала «Минск-Пассажирский» сейчас сделать сложно, но даже чуть в смещенном ракурсе видно, насколько осложнилась здесь ситуация с дорожным движением и больше стало разнообразного общественного транспорта. Привокзальная площадь сейчас и, похоже, в обозримом будущем — крупнейший транспортный пересадочный узел столицы.

Обратный вид, от перекрестка улиц Кирова и Свердлова в сторону вокзала. Прекрасный гармоничный архитектурный ансамбль даже без еще не построенных двух жилых домов вдоль улицы Кирова.

Теперь ее перспективу закрывает стеклянный фасад и пирамиды нового вокзала, последнего ли?

На этом снимке конца 1990-х годов это здание видно еще в формате уродливого долгостроя, целое десятилетие отравлявшего своим видом окружающую среду и обитающих в ней минчан. Также хорошо заметны и другие приметы 1990-х годов: киоск быстрого питания и оживленная лоточная торговля.

15 прошедших лет определенно пошли этому месту на пользу, все стало выглядеть куда цивилизованнее.

Еще одна примета 1990-х на площади — здание ресторана «МакДональдс». Оно недолго стояло в одиночестве на бойком углу улиц Бобруйской и Ленинградской.

Уже в 2003 году перед рестораном начали строить стеклянную высотку нового корпуса Белорусского государственного университета, напрочь его загородившую. Павильон ресторана тем не менее выжил и готовится открыться вновь.

Долгое же время место, занятое нынче университетской «стекляшкой» и всегда популярным фастфудом, служило для размещения разнообразных агитационных конструкций. На снимке 1980-х годов одна из них видна у левого края фотографии. Жилые дома архитектора Рубаненко и вездесущие трамваи – пожалуй, последнее напоминание о Привокзальной площади советского образца.

Поменялось здание вокзала, рядом с ним выросла громоздкая административно-гостиничная башня, исчез автовокзал «Центральный» со своими просторными автобусными стоянками, его место занял современный торгово-развлекательный комплекс. Противоположный угол площади также получил современную стеклянную доминанту.

Единый архитектурный ансамбль создать здесь так и не получилось. Сейчас застройка Привокзальной эклектична, и остается только догадываться, приняла ли площадь свой окончательный вид, остановились ли наконец городские власти и архитекторы. Зная их неуемную энергичность, ответ на этот вопрос, скорее всего, будет отрицательным.