Автовокзал «Московский»: каким он останется в нашей памяти

 
12 апреля 2013 в 15:45
Источник: Дмитрий Корсак, Darriuss. Фото: Алексей Матюшков
Источник: Дмитрий Корсак, Darriuss. Фото: Алексей Матюшков

Судьба автовокзала «Московский» стала очевидна после того, как президент подписал указ о строительстве на его месте многофункционального комплекса ОАО «Белтрансгаз». Еще совсем недавно заместитель председателя Мингорисполкома Жанна Бирич уверяла горожан, что при реализации проекта «Газпрома» здание вокзала разрушать не станут. Теперь же стало ясно, что «Московский» все-таки начал отсчитывать свои последние месяцы, недели и дни. Когда он будет снесен, неизвестно. Но давайте уже сегодня на всякий случай попрощаемся с автовокзалом, узнаем, что о нем думают минчане, и вспомним, как строилось это примечательное здание.

Сухая статистика транспортников говорит о том, что «Московский» уже сегодня не выполняет свою функцию, эффективность его использования невысока. Цифры — весомый аргумент, но придя на автовокзал, ты все-таки веришь глазам. Практически в любое время суток перроны «Московского» заполнены пассажирами и встречающими, и они имеют свое мнение по поводу переноса автовокзала.

— Что сказать, я с трудом представляю, как буду добираться до службы с автовокзала в Уручье, — признается военнослужащий, ожидающий своего автобуса. — Конечно, это дело привычки, но все-таки менять свой нынешний маршрут на какой-либо другой мне бы не хотелось. Что же касается архитектуры «Московского», тут я ничего особенного сказать не могу — вокзал как вокзал, мне он ничем не запоминается.

Таксисты, работающие возле «Московского», отмечают в первую очередь очень удобную систему парковки, созданную возле здания автовокзала, говорят даже, что существующая здесь система парковок и подъездов, наверное, одна из самых грамотных в Минске.

Кондукторы и контролеры в один голос жалеют стариков, которые сегодня садятся в автобусы на «Московском», чтобы доехать до кладбища и дачных кооперативов. Наверное, многим из них придется значительно дольше добираться до могилок своих родственников и дачных домиков.

Водитель одного из автобусов уверен, что ничего путного из переноса автовокзала не выйдет. «Да и зачем вообще сносить не так давно построенное, интересное здание? — возмущается он. — Неужели другого места найти не могли для „Газпрома?“»

Напомним, городские власти рассматривают вариант выноса автовокзала в микрорайон Уручье, чтобы задействовать все пассажиропотоки, которые сегодня есть. Возможно, нового вокзала вообще не будет, а пассажиров распределят между диспетчерскими станциями Карбышева, Калиновского и Карастояновой.

Все больше сомневаются чиновники и в архитектурной ценности «Московского». В начале года председатель Мингорисполкома Николай Ладутько высказался: «С точки зрения памятника архитектуры — вокзал таким не является. Поэтому говорить о том, что снос „Московского“ станет для города большой потерей, нельзя. Пусть лучше там появятся фешенебельные административные здания современного вида, арендное жилье, спортивные объекты, торговые комплексы, транспортная развязка».

Вполне вероятно, Николай Александрович прав, но, как говорится, о вкусах не спорят. Однако для полноты картины мы считаем необходимым перенестись на несколько десятков лет назад и вспомнить, что еще совсем недавно «Московский» считался одним из выдающихся зданий столицы…

Проектирование автовокзала «Московский» началось еще в середине 1980-х. Для строительства была выбрана площадка со сложным холмистым рельефом недалеко от северо-восточного выезда из города, на пересечении Ленинского проспекта и ул. Филимонова. Авторская группа института «Минскпроект» (Николай Наумов, Леонид Волчецкий, Юрий Рушев) предложила сложное в инженерном плане сооружение, возведение которого требовало лишь частичного срезания существовавшего на участке 7-метрового холма. Художественный образ комплекса предполагал контраст квадратного в плане общественно-административного корпуса с кассами, залом ожидания, магазинами, гостиницей и служебными помещениями и вписанного в него круглого навеса над пассажирским перроном. По внешнему и внутреннему контуру навес радиусом 35 метров подвешивался на 54 вантах к высокой железобетонной башне-пилону, формировавшей эффектный высотный акцент здания.

Возведение автовокзала началось только в 1989 году и вскоре по объективным причинам, связанным с прекращением финансирования на фоне распада СССР и ухудшения экономической ситуации в Беларуси, было заморожено. Торжественное открытие нового транспортного сооружения состоялось только спустя десятилетие после начала стройки 19 августа 1999 года. Несмотря на то что страна достраивала «Московский» в сложные для нее 1990-е, его удалось реализовать на достаточно высоком художественном уровне. Основной зал был украшен серией декоративных панно художника В. Хацкевича и металлической инсталляцией скульптора В. Папсуева.

Новое здание быстро получило единодушное признание как со стороны профессионалов-архитекторов, так и у городских и республиканских властей. Иначе как «уникальным» и «не имеющим аналогов в своем роде» его не называли. Журнал «Архитектура и строительство» в редакционной статье, посвященной открытию комплекса, писал, что «Московский»  «самый характерный объект постмодернистской архитектуры» в Минске», «футуристическая летающая тарелка, приподнятая десятками тонких лучей над курганом». Журнал подчеркивал концептуальность нового автовокзала, его «монументальность, семантическое богатство, точность конструктивного исполнения, единство архитектуры и декоративного оформления».

Авторы комплекса немедленно были удостоены целого ряда наград и премий. Уже в 1999 году здание «Московского» получило Гран-при, диплом Белорусского союза архитекторов и его же медаль как лучшая постройка года на VII Республиканском смотре-конкурсе лучших архитектурных произведений года. Вскоре после этого авторский коллектив получил премию Министерства архитектуры и строительства РБ имени В.А. Короля в номинации «Архитектура и строительное искусство». Здание отметили дипломом на Всемирном фестивале архитектуры в Болгарии и серебряной медалью на Международном фестивале зодчества 2001 года в Москве. По сути, на официальном уровне автовокзал «Московский» был признан крупнейшим достижением белорусской архитектуры 1990-х. Наконец, в 2002-м архитектор Н. Наумов, инженеры Ю. Рушев, Л. Волчецкий получили за архитектурный проект автовокзала «Московский» Государственную премию РБ, высшую творческую награду страны, которой позже были удостоены и прочие знаковые сооружения независимой Беларуси  Минский железнодорожный вокзал и Национальная библиотека.