Конфликт в Бресте: льготники спорят с остальными дольщиками, на чьи деньги достраивать дом

 
12 346
11 января 2013 в 14:05
Источник: Вечерний Брест
Источник: Вечерний Брест

Вопрос о том, на чьи деньги завершать долгострой в Бресте, породил конфликт между льготниками и дольщиками, потратившими на строительство собственные сбережения. Год назад областной хозяйственный суд принял решение о признании известной в Бресте строительной фирмы «Облик» банкротом. Следствие по делу, связанному с нецелевым использованием средств компании, продолжается. Но надежд на то, что бывшим дольщикам вернут хоть какую-то часть вложенных ими денег, практически не осталось. Долгострой на ул. Октябрьской Революции снова встал колом.

Проблема усугубляется возникшим противостоянием между членами ЖСПК: теми, которые получали льготный кредит как нуждающиеся, и теми, кто вкладывал собственные средства. Деньги и тех, и других сгорели в котле строительной пирамиды. Теперь каждый пытается всеми правдами и неправдами минимизировать личные доплаты. Людей можно понять. Для большинства из них двух- и трехкомнатные квартиры и так уже обходятся по цене шикарного загородного коттеджа. Но как иначе ЖСПК может наскрести необходимые для достройки дома 32 миллиарда рублей? Вопрос, решить который уже год не может ни одно собрание жилищно-строительного кооператива, созданного по инициативе городских властей.

На последнем собрании членов ЖСПК-62 (недостроенный «обликовский» дом на улице Октябрьской Революции) было, как всегда, много шума и почти ни капли конструктива. Казалось, одно неосторожно брошенное слово, и дольщики перейдут от словесной перепалки к рукоприкладству.

У людей сдают нервы, у кого-то не выдерживает сердце. При этом и льготники, и нельготники продолжают остервенело, до хрипоты спорить друг с другом, доказывая свою правоту. И дружно строчить письма «наверх», все еще надеясь на справедливость «вышеобластного» начальства.

«Уважаемый Александр Григорьевич! — пишет президенту Беларуси Надежда Ивановна Шашкова (нельготница). — Когда обанкротилась фирма „Облик“, готовность дома была 33 процента, и строился он за счет средств 40 дольщиков. Чтобы решить проблему недостроенного дома, горисполком включил на оставшиеся площади 42 льготника, надеясь с их помощью профинансировать стройку. Но деньги испарились в общем котле, из них ни копейки на этот дом выделено не было. Затем по инициативе того же горисполкома был создан ЖСПК, члены которого изначально находились в неравных платежных условиях. После чего нам объявили, что дом придется достраивать за свой счет. Причем горисполком разработал свою методику расчета, по которой льготники, заплатившие меньше в первый раз, должны теперь на столько же меньше платить и сейчас. Почему люди, которые уже заплатили 100 процентов стоимости своих квартир, должны платить снова?

Мы не против нуждающихся. Но в эту категорию попадали и те, кто умело подстроился, нашел прорехи в законодательстве. А теперь хотят во второй раз все повесить на нас — тех людей, которые не залазят в карман государства и уже оплатили третью часть стоимости дома. Так где же справедливость?...

С людей стараются вытащить как можно больше денег. Один из нас лежит сейчас в больнице с сердечным приступом, один скончался после собрания — тоже сердце не выдержало. Государство должно нести ответственность там, где не обеспечило в полной мере защиту людей. Но с нами никто не считается. Мы уже заплатили и переплатили за свои квартиры, и у нас нет больше денег, чтобы строить кому-то еще».

А вот выдержки из письма, которое прислала в редакцию газеты «Вечерний Брест» льготница Ольга Алексеева:

«Местные власти после банкротства „Облика“ решили нам помочь и предложили создать ЖСПК. Естественно, все согласились, хотя понимали, что вложенные деньги нам уже никто не вернет. На сайте горисполкома был вывешен предварительный расчет стоимости доплат всех дольщиков. Но председатель разработал свою методику расчета, по которой тот, кто строит за свой счет, ничего не доплачивает. Все доплаты возложили на те 26 человек, которые строят квартиры с господдержкой. Суммы выходят заоблачные. Так, мне за однокомнатную квартиру нужно доплатить 390 млн рублей, причем 120 млн надо внести единовременно, собственными средствами. Предоставляя липовые протоколы и документы, председатель убедил власти в том, что нуждающиеся не хотят платить. Хотя сам он не отдает в банк справки для продолжения кредитования, заставляя нас подписать допсоглашение, то бишь согласиться на внесение заоблачной платы. Недавно к нам попал расчет средств на достройку жилого дома по улице Октябрьской Революции (ЖСПК Юг-62) в текущих ценах, где суммы существенно разнятся с теми, что выставил нам председатель. Моя мама недавно дозвонилась на прямую линию к губернатору Сумару К. А. по вопросу о возобновлении кредитования. Он ответил, что нам постараются помочь. Воз и ныне там. Власти поддерживают нынешнего председателя ЖСПК. Ни законы, ни указы президента им не указ».

Впрочем, главное теперь — не враждовать, а действовать, считает дольщик Василий Алехин:

— Когда создавался кооператив, председателем избрали льготника. И он, судя по всему, лоббировал их интересы. В результате нам была навязана методика расчетов по доплатам, принятая в горисполкоме. По которой, например, мне необходимо доплачивать 412 млн рублей, а льготнику за такую же квартиру в 3—4 раза меньше. Мы на собрании кооператива избрали другого председателя, который теперь попал в больницу с сердечным приступом. И приняли другую методику расчетов, более справедливую. Хочу особо отметить: не председатель ее внес, а мы на общем собрании большинством голосов ее утвердили. Власти вынуждены были с ней согласиться. Но даже по этой методике многим льготникам приходится платить меньше, чем нам, нельготникам, к тому же часть денег они получат в банке под низкий процент. Мы готовы платить, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки. Но они упорно не платят, втихаря ходят по инстанциям и пытаются добиться, чтобы квартиры для них стали по цене «Облика», то есть на сегодняшний день бесплатными. Но так не может быть: в этом случае все 32 миллиарда придется платить нам, 40 человекам. Вы представляете, какие это будут суммы?..