Комплекс домов с красочными мозаиками в микрорайоне Восток-1 претендует на включение в список историко-культурных ценностей

 
12 956
26 октября 2012 в 15:47
Источник: «Минский курьер». Фото: Darriuss, архив Onliner.by
Источник: «Минский курьер». Фото: Darriuss, архив Onliner.by

Дома с декоративными мозаиками в микрорайоне Восток-1 считаются одними из самых узнаваемых и знаковых в Минске. А для своего времени они были еще и уникальными. Сегодня Белорусский союз архитекторов ходатайствует перед Министерством культуры о придании этой застройке статуса историко-культурной ценности. Считается, что Восток-1 — последний образец ансамблевой застройки. После все строительство в городе велось, как говорят профессионалы, штучно — каждый объект сам по себе. Об истории создания этого ансамбля пишет сегодня «Минский курьер».

— Ровно 40 лет назад в «Минскпроекте» была начата разработка проекта застройки фрагмента микрорайона Восток-1. Когда приступили к работе, поняли, что здесь требуется нечто особенное, — вспоминает один из авторов проекта, архитектор Иван Журавлев. — Домов по индивидуальным проектам тогда возводили крайне мало. А массовое жилье было представлено лишь двумя индустриальными сериями — одной панельной и одной каркасно-панельной. Но такие здания считались уделом микрорайонов. Поэтому, чтобы построить подобные на главном проспекте, пришлось получать согласие ЦК КПБ. Руководитель творческой мастерской панельного домостроения «Минскпроекта» Георгий Сысоев убедил партийных деятелей, что и в этих конструкциях можно сделать необычные дома.

Как вспоминает Журавлев, образ застройки сложился как-то сразу и без вариантов. Идею объемного размещения домов на территории (на генплане, как говорят профессионалы) подал руководитель коллектива разработчиков Георгий Сысоев. Он определил, что привычные 9-этажки должны чередоваться с более высокими зданиями, и, повторяясь, эта застройка образует ансамблевую завершенность.

Революционным по тем временам оказалось строительство домов повышенной этажности. Сегодня лишь архитекторы знают, что в начале 70-х прошлого века жилье имело максимум 9 этажей. Это позже появится новая индустриальная серия, по которой и сегодня строят 19-этажки. Тогда ее не было. Как поиграть высотой, чтобы сделать акценты в застройке? Проектировщики взяли типовые панельные конструкции и просчитали, что из них можно возвести дом повыше, но не более 16 уровней. Это и стало отправной точкой. Затем использовали еще один конструктивный прием — смещение. Полкорпуса многоэтажки находится в одной плоскости, а вторая часть немного сдвинута. Высотность на этих половинках тоже разная — 14 и 16 этажей. За счет всего этого здание смотрится более пластично и оригинально. Получились и новый силуэт, и новая планировка квартир.

Поскольку дом имел перепад по высоте, архитекторы думали, как это обыграть. Начали с навесного козырька над крышей, а потом возникла неожиданная идея — обустроить наверху сад. Сады на кровлях «высоток» тоже придумали висячими, чтобы они не опирались на крышу и не разрушали ее. Растения размещались в кадках на специальных опорах на двухуровневой лестнице. Высадили морозоустойчивые карликовые березы и сосны, заказанные Центральным ботаническим садом. Разработчики продумали и водопровод для полива растений, и подсветку, и места отдыха со скамейками, цветочницами. Предполагалось, что жители домов смогут здесь отдыхать, и это будет альтернативой привычным посиделкам у подъезда.

К сожалению, просуществовали сады недолго. Оригинальная идея уперлась в отсутствие хозяйской руки, которая содержала бы все в нормальном состоянии.

— Недавно ко мне приходил бизнесмен, кстати, не живущий в этом районе, который хочет возродить зеленые кровли и готов выступить спонсором, — поделился удивительной новостью Иван Журавлев.

Чтобы придать фасадам «высоток» особую выразительность, Георгий Сысоев пригласил художника Александра Кищенко, а тот продумал эскизы мозаичных панно. Работа предстояла грандиозная. По эскизам делали картонные шаблоны в натуральную величину, разрезали их на фрагменты, по ним готовили кусочки мозаики. Смальту (специальный материал) привозили для этого из Украины. Чтобы смонтировать мозаику на фасаде, художники, как каскадеры, работали на высоте в специальных люльках. Были созданы произведения монументального искусства, которые и сегодня кажутся вполне современными.

Авторский коллектив разработчиков микрорайона Восток-1 едва не получил Ленинскую премию.

— Помешала чья-то жалоба на тогдашнего главного архитектора города, — вспоминает Иван Журавлев. — К нам это отношения не имело, но, когда приезжает комиссия по Ленинской премии, все должно быть чисто, никаких нюансов, а тут жалоба. Нам посоветовали со всем разобраться и пообещали позже вернуться к нашей работе. И отдали премию конкурентам из Вильнюса.