Городские легенды: водились ли в Минске крокодилы?

 
9836
20 августа 2012 в 17:55
Источник: Владимир Воложинский
Источник: Владимир Воложинский

Многие города мира богаты историческими событиями и легендами, связанными с ними. Минск — не исключение. Естественно, предания имеют разную степень достоверности. Правдивость одних не вызывает и тени сомнения, другие звучат как миф. В новой рубрике Onliner.by создатель сайта minsk-old-new.com Владимир Воложинский расскажет о минских легендах и попытается найти им логичное обоснование. Начнем с истории о минских крокодилах.

Поговаривают, давным-давно в болоте, что находилось в районе нынешнего Дворца спорта, на месте, где позже возникли Татарские огороды, водились крокодилы. Были они черного цвета, значительно мельче африканских рептилий, но такие же свирепые. В дождливые периоды года крокодилы выползали из своих убежищ и добирались до людских жилищ, наводя ужас на горожан.

Оказывается, легенда имеет правдоподобные корни. В Минске, по рассказам современников, в Татарском болоте еще в середине XIX века водились похожие на крокодилов крупные ящерицы длиной до полуметра. В 1885 году был пойман последний минский «крокодил». Его чучело долгое время хранилось в кабинете директора одного из городских реальных училищ. Но в годы военного лихолетья Первой мировой, а затем и Гражданской войны чучело «крокодила» бесследно исчезло.

Так были ли крокодилы в нашем Минске? Давайте посмотрим, где же находилось это болото и почему оно называлось Татарским.

На следующих фотографиях показано расположение минского замчища и прилегающей территории с болотом.

Минский замок на плане XII в. К северу от впадения левого рукава Немиги в Свислочь начиналось непроходимое болото
На планах города конца XVIII — начала XIX вв. показано болото, расположенное с северо-западной стороны замчища

Только во второй половине XVI века Минск стал активно разрастаться и расширяться в западном и северо-западном направлениях от замчища, осваивая болотистые места на берегах рек Свислочь и Немига. Толчком к развитию послужило поселение в этой местности плененных в битве под Клецком крымских татар. Территория их компактного проживания стала называться Татарским концом (Татарской Слободой, Татарским предместьем). Часть территории они заняли под огороды (позже получившие название Татарских), которые занимали участок, ограниченный с юга минским замчищем, а с востока — правым берегом Свислочи.

На планах города 1898—1903 гг. показана Татарская Слобода, но болото уже отсутствует.

Фрагмент плана города, 1903 г.

Татарские огороды сохранялись до Великой Отечественной войны и некоторое время после, пока район не стал активно осваиваться в начале 60-х годов ХХ века.

Местность, где находились Татарские огороды. Фото конца 1950-х

Со строительством Парковой магистрали (нынешний пр. Победителей) и Дворца спорта местность изменилась окончательно.

Предания о таинственных змеях, некогда населявших территорию Беларуси, совсем не редкость. Впервые о «крокодиле» («коркодиле») в наших краях упоминает австрийский дипломат и путешественник барон Сигизмунд Герберштейн, который в XVI веке проезжал территорию ВКЛ по пути в Московию. В своих «Записках о Московии» он отмечал, что белорусы содержат в качестве домовых божеств каких-то змей с четырьмя короткими ногами с черным и жирным телом, имеющих более трех пядей (45—60 см) в длину. Вот что он писал о северной территории нынешней Беларуси: «Эта область изобилует рощами и лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Именно там и поныне очень много язычников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими ногами наподобие ящериц, с черным жирным телом. Люди с каким-то страхом благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище…»

Надо иметь в виду, что «коркодилус» — термин, обозначавший в средние века не только и не столько именно крокодила, как вообще любое чудище.

Во второй половине XIX века при описи утвари одной из церквей Беларуси встретился такой формуляр: «Как вскрыли мы погребок церковный, так увидели шкилеты, древние очень, потому что уже не желтые были, а белые-белые. Один шкилет как будто мужчины, только росту огромного, другой — некий звериный, яко крокодилец. Лежали рядышком, а меж ними много кралей рассыпано».

В 1589 году еще один иностранец — англичанин Джером Гарсей — оставил воспоминания о встрече с местным «коркодилом». Он описал мертвую рептилию где-то на границе между Польшей и современной Беларусью. Выезжая из Варшавы, он увидел, что на берегу реки «лежал мертвый коркодил». Гарсей приказал своим людям осмотреть странное животное и распороть ему брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что англичанин заболел и пролежал несколько дней в ближайшей деревне.

По приведенным описаниям ученые предположили, что неизвестный «коркодил» выглядел следующим образом.

То есть больше всего он походит на ихтиостегу. У ихтиостег были ноги, но их конечности, возможно, не использовались для ходьбы. Ихтиостеги имели хвостовой плавник и некоторые органы чувств, функционировавшие только в воде. Тело их было покрыто мелкими чешуйками.

По мнению некоторых ученых, ихтиостеги могут считаться переходными формами между кистеперыми рыбами и наземными позвоночными.

Ихтиостега — род ранних тетрапод, живший около 367—362,5 млн лет назад и представлявший собой первое промежуточное звено между рыбами и амфибиями

Действительно, ихтиостеги очень похожи на крокодила. Но они вымерли много миллионов лет назад. Так неужели отдельные особи жили еще каких-то 150—300 лет назад и наводили ужас на обывателей?

Известный криптозоолог Майя Быкова в книге «Легенда для взрослых» отмечает, что в Беларуси и детские игры, и хоровые песни до сих пор содержат сведения о ящерах. Они родились не на пустом месте, значит, ящеры существовали на одном временном отрезке с современным человеком!

Так почему эти почитаемые и священные животные все же не дожили до наших дней? Возможны несколько причин. Прежде всего это может быть связано с неким природным явлением, вызвавшим в первой половине XVI века чуму, падение скота, мор цмоков, ящеров, змей. Однако есть и другая причина, которая связана с деятельностью человека, направленной на истребление определенных видов живых существ.

Об этом убедительно написал Н. Непомнящий, автор «Энциклопедии загадочного и неведомого»: «Скорее всего, именно поэтому и не дожили, что были уж слишком почитаемыми! Дело в том, что для насаждаемого в XI—XVI веках … христианства языческий бог-ящер, безусловно, являлся наиболее опасным идейным противником, т. к. убедить людей отречься от хорошо знакомого им могучего и обожествленного животного было невозможно. Выход в создавшейся ситуации мог, скорее всего, быть только один: беспощадное физическое истребление всех священных животных и одновременно полное искоренение всякой памяти о них. Именно поэтому ящеры именуются в христианских летописях не иначе как „богомерзкие и бесноватые речные чародеи“, „исчадья ада“ и „диавольские гады“».

Вероятно, по мере христианизации наших земель и приграничных земель теперешних Литвы и России на реках и озерах были уничтожены и последние представители древнего рода речных ящеров. Возможно, что с точки зрения господствующей идеологии той поры все было сделано совершенно правильно. И все же мне откровенно жаль, что наши соседи по исторической эпохе — ящеры — были полностью истреблены и не дожили до наших дней, оставшись лишь на страницах летописей, в былинах и сказаниях о временах минувших.

Источник фото: azaitsev.com, архив Владимира Воложинского.