«Маяк Минска»: белорусский Дубай или нью-васюки (мнения экспертов)

 
7139
19 июля 2012 в 18:52
Автор: Николай Градюшко. Фото: Аркадий Соболев

Продолжаем серию публикаций о современной архитектуре Минска. В прошлый раз мы приводили мнения экспертов о жилом доме «У Троицкого», сегодня выбрали стройку не менее громкую — комплекс «Маяк Минска» возле Национальной библиотеки. Одни называют ее очередным «спальным гетто», другие убеждены: все впереди, и минский «Маяк» превратится-таки в остров изобилия, как о том поют рекламщики.

Если верить на слово риелторам, комплекс «Маяк Минска» — без пяти минут рай на земле. Он одновременно и элитный, и ультрасовременный, и эксклюзивный. Не чересчур ли?

«Подобных проектов в мире только три — Дубай, Макао (Китай), Лас-Вегасе (США). Теперь и в Минске, столице Беларуси, появится своя туристическая Мекка и зажжется огонь „Маяка“ — делая все более привлекательным город, притягивая посетителей со всего мира, — читаем на сайте застройщика СООО „Белинте-Роба“. — 35-этажная башня со шпилем понесет на себе огонь маяка, приглашая в этот урбанистический центр для отдыха, развлечений, шопинга и (почему бы и нет?) просто жизни — спокойной, размеренной, удобной и комфортной. Ведь на этом острове изобилия предусмотрено все, что нужно для жизни...»

Фантазии пиарщиков можно цитировать и дальше (о гондолах, крупнейшем в Европе аквапарке, зеленых кровлях домов и т. д.), но так ли обстоят дела на самом деле? В прошлом году даже Госконтроль выразил опасение: одна из лучших площадок столицы грозит превратиться в рядовой микрорайон, а вся обещанная инфраструктура — остаться только на бумаге. Что по этому поводу скажут наши эксперты? Даем им слово.

Галина Горина, соавтор проекта микрорайона Восток-1: «Эти дома производят впечатление панельных»

— Проект, в котором вы принимали участие, получил всесоюзное признание — микрорайон Восток-1 стал парадным ансамблем города, а 16-этажные «высотки» с красочными панно на торцах — одним из его символов. Как считаете, ждет ли аналогичный успех авторов «Маяка Минска»? — спросили мы.

— Поначалу «Маяк Минска» мне понравился. На эскизах все выглядело современно и свежо, по крайней мере, со стороны проспекта. Но увиденное в действительности пока разочаровывает. Дома, что там строят, производят впечатление панельных. В 1960-х, когда застраивался Восток-1, такая архитектура считалась передовой. И вот спустя 50 лет видим практически те же «коробки». Даже новостройки на окраинах, в Кунцевщине, например, и то имеют более презентабельный, столичный вид. Конечно, критиковать незавершенную работу коллег — дело неблагодарное, но таково мое первое впечатление.

— В свое время ансамбль Востока так и не был закончен. Каким, на ваш взгляд, должно было стать его продолжение на противоположной стороне проспекта?

— Лучше бы напротив Востока-1 вообще ничего не строили. Там был сад, своя экосистема — пусть бы она осталась как зона рекреации для жителей микрорайона, тем более такой вариант был заложен в одном из первых генпланов. Незачем уплотнять те районы, где и так тесно. Иначе от старого доброго Минска с зелеными скверами и широкими улицами скоро останутся лишь воспоминания. Да, есть экономические интересы, но и терять здравый смысл не стоит. С волнением я восприняла новость о возможном сносе замечательного автовокзала «Московский». Расцениваю появление там небоскреба «Газпрома» как оскорбление в адрес наших архитекторов. Похожую ошибку уже совершили на Немиге, где огромная махина уничтожила значимость Троицкого предместья и Оперного театра. Таким же образом может поблекнуть ценность Востока и библиотеки.

Армен Сардаров, доктор архитектуры, профессор, декан архитектурного факультета БНТУ: «Я не сторонник хаоса»

— К сожалению, нынешняя стадия развития нашей архитектуры привела к утрате такого понятия, как ансамблевость. В городе появляются отдельные здания и целые комплексы, которые не работают в увязке с окружающей средой, разрушают гармонию, выбиваются из композиции. Взять главный проспект Минска. Он был построен цельно: чередование зданий и открытых пространств — все неспроста, все продумано. К сожалению, в последние годы архитекторы, в том числе и под воздействием инвесторов, отошли от этого принципа. Микрорайон Восток-1, автовокзал «Московский», Национальная библиотека, новостройки в «Маяке Минска» — все это выглядит как некая случайность, набор не связанных друг с другом элементов. Есть архитекторы, которым нравится хаос, но я такой подход не приемлю.

Игорь Барановский, соавтор проекта комплекса «Маяк Минска», главный архитектор СООО «Белинте-Роба»: «От идеи белорусского Дубая не отказываемся»

— Интересно, кто все же придумал сравнение «Маяка Минска» с Лас-Вегасом и Дубаем? — поинтересовались мы. — Могут ли быть тут параллели, и насколько это логично?

— Понятно же, это рекламный ход. Но сравнения эти возникли не на пустом месте, они вытекают из концепции комплекса. Перед нами, архитекторами, стояла задача создать синтетическое пространство: самодостаточный город в городе, где есть жилье, работа, развлечения, все условия для отдыха и спорта. Таких городских образований в мире действительно немного.

— Но пока строится только жилье. Причем весьма посредственной ценности, как считают ваши коллеги-оппоненты. Где обещанные торговые комплексы, здания с индивидуальным дизайном?

— Хочу сразу уточнить: в «Маяке Минска» нет панельных домов, это чья-то неуместная выдумка. Здесь строят добротные каркасно-блочные здания с индивидуальной планировкой, облицованные дорогим керамогранитом. Да, первоначальный проект комплекса был изменен в сторону расширения жилой функции. Каким бы замечательным ни казался прежний вариант, архитекторы не могут диктовать, как жить. Акценты расставляет экономическая ситуация. Сейчас мы видим, что офисы не востребованы, потому форсируем строительство жилья. Но затем, на последующих этапах, «подтянем» и инфраструктуру. На очереди — торгово-развлекательный центр вдоль проспекта Независимости площадью 70 000 квадратных метров. К чемпионату мира по хоккею-2014 его фасад будет готов. Так что от идеи белорусского Дубая мы не отказываемся, даже не исключали из проекта систему водных каналов. Просто сейчас не лучшие времена для подобных начинаний. Даже пресловутые Арабские Эмираты столкнулись со строительным кризисом и притормозили многие проекты.

Такими эскизами «Маяка Минска» с нами поделились в СООО «Белинте-Роба».

Своеобразную рецензию на «Маяк Минска» по просьбе редакции подготовил и известный блогер Darriuss, ведущий персональной рубрики на Onliner.by. «Нам обещали нью-васюки, а построят «спальное гетто», — считает он.

«Об архитектурных достоинствах „Маяка Минска“ сложно рассуждать в отрыве от очень мутной истории появления проекта на свет. Вся лучшая архитектура, как правило, создается в максимально прозрачных условиях. Вот есть, например, у города, обычного города, может даже не самого чистого в мире, ответственный участок, где жалко строить что-то обыденное, самим генпланом предназначенный для крупномасштабной застройки общегородского значения. Город выбирает застройщика, авторитетного, всеми уважаемого, у которого есть финансовые средства и опыт реализации таких проектов.

Такой идеальный застройщик обязательно проводит архитектурный конкурс. Международный конкурс на масштабную застройку, да еще освященный вниманием процветающего государства и поддерживаемый гарантированным бюджетом нашего солидного инвестора, наверняка привлечет внимание пусть не мировых архитектурных звезд, но умелых ремесленников от профессии так точно привлечет. Да и свои, доморощенные зодчие, почувствовав за спиной жаркое и такое непривычное до этого дыхание конкурентов, наверняка напрягут талант и выдадут на гора свои лучшие за десятилетия произведения.

А у нас как произошло? Огромная площадка в стратегическом месте, у нового символа нации, рядом с Главным Проспектом Страны, внезапно оказалась у группы людей, названия компаний которых менялись со скоростью картинок в детском калейдоскопе. От сверхпафосного Worldwide Building Group через навевающие воспоминания о тропических оффшорах Zomex Investments и Dana Holding к по-белорусски странной „Белинтеробе“. Выбранный непонятно кем неизвестно почему застройщик, про которого никто не слышал, провел даже некий архитектурный конкурс, где, помимо государственных проектных институтов и маститых отечественных гуру с собственными творческими мастерскими, приняли участие, представьте себе, американские архитекторы греческого, правда, происхождения с реализованными проектами на самом да на Манхеттене. Вот только победил в конкурсе загадочный творческий коллектив, состоящий из „французских“ и „российских“ архитекторов почему-то сплошь с сербскими фамилиями и нескольких примкнувших к ним до этого особенно не светившихся на архитектурно-строительной ниве белорусов. Это был, по всему видно, такой привычный для белорусов конкурс, где элегантный победитель был известен заранее.

Нам пообещали достойную „оправу для Алмаза знаний“, золотые горы в миллиардах долларов США и нью-васюки: 78-этажные небоскребы, крытые молочные каналы с кисельными берегами и гондольерами, гигантский аквапарк, бизнес-центры, элитнейшее жилье, Макао, Дубай и Лас-Вегас в степянских болотах. В итоге же все идет к тому, что на одной из лучших оставшихся свободными городских территорий на деньги дольщиков построят очередное „спальное гетто“, прикрытое со стороны Проспекта торговым центром. Хорошо хоть не панельное, как в пресловутом Сити или в элитной „композиторской“ серии того же застройщика.

А архитектурные достоинства? Какие могут быть архитектурные достоинства у нескольких параллелипипедов, облицованных разноцветным керамогранитом и поставленных рядком друг за другом. Вон где-нибудь на Харьковской ведь тоже самое уже 50 лет как стоит, пусть и без керамогранита, и не в честь Модильяни названное, а носящее скучный индекс типовой серии, но зато на интересном рельефе и после реновации даже еще разноцветнее. Достойный в общем-то получается маяк для главного агрогородка мира».

Автор: Николай Градюшко. Фото: Аркадий Соболев