Жилой дом «У Троицкого»: слава Эйфелевой башни или архитектурный провал (мнения экспертов)

 
11 501
06 июля 2012 в 18:19
Автор: Николай Градюшко. Фото: Влад Борисевич, архив Onliner.by
Автор: Николай Градюшко. Фото: Влад Борисевич, архив Onliner.by

Onliner.by начинает серию публикаций о современной архитектуре Минска. В этом нам помогут эксперты, которые не боятся называть вещи своими именами: что хорошо, а что плохо, что изящно, а что безобразно. Мы будем давать слово известным архитекторам, историкам, людям, неравнодушным к тому, как выглядит Минск сегодня и что станет с ним завтра. Начинаем с самого, пожалуй, неоднозначного проекта — жилого комплекса «У Троицкого», который строит компания «Трайпл» в исторической части Минска, на улице Сторожевской.

Антон Астапович, Председатель Президиума Республиканского совета ОО «Белорусское добровольное общество охраны памятников истории и культуры»: «В будущем надо ставить вопрос о сносе»

— Вы не раз публично требовали признать строительство ЖК «У Троицкого» незаконным. Какие на то есть основания?

— Грубейшим образом нарушены сразу несколько статей Закона об охране историко-культурного наследия! Безвозвратно уничтожены историко-планировочная структура квартала, ландшафт, без изучения остался культурный пласт. Комплексных научных исследований, как положено по закону, на объекте никто не проводил. Формальный архитектурный надзор организовали наспех, когда вовсю орудовал экскаватор. Если вам интересно, у художника Алексея Марочкина есть частная коллекция артефактов XVIII—XIX веков: керамика, стекло, печные изразцы. Все это он собрал прямо в котловане этого дома. Археологов там он не встречал…

Любые работы с историко-культурным наследием должны быть научно обоснованы. Это требование закона. При согласовании проектной документации приоритет должен отдаваться сохранению историко-культурной ценности — это тоже статья закона. Что мы видим в действительности: Минкульт и научно-методическая рада при нем сместили приоритеты в сторону финансовых интересов бизнеса. Законодательство прогибается под интересы инвестора. Не является ли это неприкрытой коррупцией? Честного ответа на этот вопрос я пытаюсь добиться от чиновников с 2008 года, когда только начались геолого-разведывательные работы.

— Недавно вы сформулировали весьма емкий термин для характеристики современной белорусской архитектуры: агрогламур. ЖК «У Троицкого» — образчик такого стиля?

— За последние 15 лет в Беларуси не появилось ни одного достойного объекта, сплошная интервенция безвкусия. Но обсуждать архитектурные достоинства или недостатки комплекса, когда речь идет о грубейших нарушения закона, сейчас неуместно. Не исключаю: в будущем будет поднят вопрос о демонтаже этого здания. И не на основе его архитектурных изъянов (юридическим основанием для сноса это не является), а по причине грубейшего попрания историко-культурного наследия. Конечно, при демократической власти повалить такой дом будет почти невозможно: возникают имущественные интересы, затрагиваются права людей, но вопрос о сносе ставить все же надо.

Олег Ладкин, автор ЖК «У Троицкого»: «Кому-то не нравится мой дом? Вспомните историю Эйфелевой башни!»

— На интернет-форумах мнения о доме «У Троицкого» по большей части негативные. Да и в среде профессионалов-архитекторов у вас достаточно оппонентов…

— Думаю, споры вокруг этого дома будут вестись еще долго, но время расставит все по своим местам. Как создателю проекта мне обидно, что уже начались фальсификации. Так называемые эксперты берутся утверждать: стройку якобы затеяли на культурном слое. Ничего подобного! Мы получили разрешение Министерства культуры. Заказчик оплатил экспертизу — комиссия провела исследование и сделала вывод: дом расположен за границей исторических памятников. Какие могут быть претензии?

— Громадный объем поглотил своим масштабом Троицкое предместье. Вы так не считаете?

— Напротив, за счет контраста он подчеркнул старую застройку. Дом «У Троицкого» имеет особую художественную ценность, и, думаю, вполне может стать историческим этапом для центра Минска, таким же как и Троицкое предместье. Посмотрите, как он великолепно «держит» Свислочь! А какая красота будет, когда заработает вечерняя подсветка! Полемика вокруг него со временем утихнет, а скептики и фальсификаторы канут в Лету, как и те, которые не принимали Эйфелеву башню.

Сергей Сергачев, доктор архитектуры, профессор, заведующий кафедрой «Архитектура общественных зданий» БНТУ: «Этот дом — драма нашей архитектуры»

— Не так давно на страницах журнала «Архитектура и строительство» вы рассказали, что раньше воспитывали студентов на положительных примерах, а теперь стали подбирать негативные: так не надо проектировать и строить. Дом «У Троицкого» — типичный антипример?

— Безусловно. Его появление в этом месте, как и некоторых других зданий в центре, — следствие градостроительной вседозволенности... Если говорить о том, что архитектура — это искусство, то есть у него и свои жанры: поэзия, комедия, фантастика. Наверное, должно быть среди них место и драме. Для меня этот дом у Свислочи — драма нашей архитектуры. Была комфортная среда: спокойная акватория, милое, трогательное Троицкое предместье. И вдруг вторглось нечто чужое, один объем наехал на другой, на третий. Возникло напряжение, которое там совсем ни к чему.

Своим авторитетным мнением мы попросили поделиться и известного блогера Darriussa, ведущего персональной рубрики на Onliner.by:

— Этот дом как будто бы всплыл из самого конца 1980-х — первой половины 1990-х. Тогда наши архитекторы, получив долгожданную свободу творчества, но не имея заказчика для ее реализации, вовсю увлеклись бумажными постмодернистскими экспериментами. Коробки зданий стали обильно обрастать хаотическими декоративными элементами, надерганными из разных архитектурных стилей. Колонны, полуколонны, пилястры, эркеры и балюстрадки, фигурные барочные щиты и ротонды на крышах, стеклянные пирамидки и шпили громоздились друг на друга и поражали воображение, измученное десятилетиями советского минимализма.

С тех пор прошло два десятилетия, и то, что оригинально выглядело на фоне перестроечного декаданса, сейчас смотрится невероятно пошлым китчем. Архитектура стран «золотого миллиарда», быстро переболев детским вирусом постмодернизма, уверенным шагом ушла вперед, наше же, с позволения сказать, зодчество законсервировалось в своем собственном соку и продолжает в нем вариться. Подозреваю, что даже с удовольствием. В странах чистогана и компрадорской буржуазии это назвали бы застоем, у нас же (разумеется) проходит по графе «стабильность». И вот спустя почти 20 жесточайше стабильных лет в Самом-Чистом-Городе-в-мире, в непосредственной близости от остатков его исторического центра, появляется грандиозный жилой комплекс в обязательной ныне бежевой цветовой гамме. А на нем — вновь все эти эркеры, ротонды, шпили и стеклянные пирамиды, выросшие до размеров дачных парников, из журнала «Архитектура и строительство» за какой-нибудь 1994 год.

Олег Ладкин, автор ЖК «У Троицкого», еще в 1982 году спроектировал районную библиотеку в Чижовке, изящное, стильное здание у кинотеатра «Дружба», совершенно справедливо удостоенное в свое время одной из всесоюзных архитектурных премий. Мне кажется, товарищ Ладкин образца начала 1980-х годов, скажем так, не понял бы господина Ладкина 2000-х. Не понял бы неоправданно крупных масштабов жилого комплекса, испорченных городских перспектив, окончательного унижения Троицкого предместья до уровня квартала фантастически выглядящих игрушечных домиков. Наконец, не понял бы самого художественного образа здания, не имеющего ничего общего с современной архитектурой в общепринятом по крайней мере ее понимании. Печально, что человек в начале своего творческого пути подававший большие надежды, в конечном итоге, уверен, войдет в историю города и учебники архитектуры как погнавшийся за длинным рублем влиятельного заказчика циничный вандал.