Фоторепортаж: Несвиж — город, которым белорусы должны гордиться?

 
12 556
21 мая 2012 в 17:41
Автор: Артур Боровой. Фото: Аркадий Соболев

Дождливым днем мы стояли перед входом в одну из главных белорусских достопримечательностей — дворец Радзивиллов в Несвиже — и напряженно высматривали следы «евроремонта». Рядом суетился с камерой турист из России, который пытался найти удачный ракурс. «Супер!» — повторял он. «Ага, стеклопакет!» — злорадствовали мы. О контрастах мировосприятия — этот фоторепортаж из культурной столицы Беларуси-2012.

Несвиж — небольшой городок в Минской области. Здесь живет 14 с небольшим тысяч человек, а ежегодно приезжают более 200 000 туристов. Каждый белорус прекрасно знает, что Несвижский дворец внесен в список ЮНЕСКО и относится к мировому наследию. В теории это одно из главных материальных достояний нации. Уникальный архитектурный символ, коим никогда не суждено стать новой Национальной библиотеке или, к примеру, «Минск-Арене». Даже если они простоят еще тысячу лет.

Государство пыталось взяться за символ сразу после развала СССР, но руки до культуры дошли чуть позже.  В начале «нулевых» в дворце активно стучали молотки. После сдачи первого пускового комплекса фотографии пластиковых вставок и прочего новодела облетели интернет. Строители оправдывались: опыта в реставрации не хватает, а дворец должен быть не только аутентичным, но и крепким.

Эксперты ругали экспозицию, которая напоминала сборную солянку. Скептики плевались: «Да в этом замке вообще не на что смотреть. То ли дело Тракай в Литве…»

В середине июня, как ожидается, дворцово-парковый ансамбль предстанет перед злыми на язык белорусами во всей своей красе. К открытию запланирована вторая часть комплекса. На работы потратили более 20 миллиардов рублей. Не исключено, что оценить результаты приедет лично куратор преобразований — президент страны.

Вход в комплекс сейчас стоит 30 000 рублей. По европейским нормам — это копейки. Как рассказали нам сведущие люди, вероятно, билеты к концу лета подорожают.

 

Осмотр экспозиции начинается с «барной стойки», за которой, по идее, должен сидеть музейный работник. Пластиковые двери, здоровенные шкафы-кондиционеры рядом с экспонатами — атмосфера старины здесь весьма своеобразная. Приходилось слышать мнение, что Несвижский дворец после реконструкции напоминает генетически модифицированный объект. Побывав здесь, не веришь, что в отштукатуренных залах ходили Радзивиллы. Скорее работяги в трениках из стройтреста номер «Эн». Они и превратили наше достояние в безвкусное, пресное ГМО.

Все это, разумеется, впечатления субъективные. Туристы из Краснодара, которых мы повстречали в одном из залов, нашему скепсису изумились. «У вас один из лучших комплексов в Европе, а вы говорите о каких-то мелочах?» — недоумевали они.

Доктор искусствоведения, профессор Надежда Высоцкая недавно достаточно точно сформулировала свое отношение к белорусскому феномену реконструкции-реставрации.

— Во многих замках Европы вообще нет никаких так называемых экспозиций, а знакомство с ними производит неизгладимое эмоциональное впечатление. Почему? Да потому что сам объект, расположение его в ландшафте, их удивительная взаимосвязь создают ощущение лирики и героизма, характерное для искусства Средних веков и Ренессанса.

— «Костюмчики», «лавочки», «шкафчики», «книжечки», равно как и непропорциональные макеты других замков Беларуси в интерьеры вставлять не следует, — считает профессор. — Это ведь не школьный музей!

А порою кажется, что именно таковой…

 

Белорусские чиновники, ответственные за реставрацию, свои ошибки признавать не любят. Одну, впрочем, недавно все-таки признали. В этом году заменили луковичную башню дворца. Она была установлена поспешно и явно выбивалась из общего архитектурного ансамбля.

На несоответствие верхушки часовой башни исторической истине указали представители рода Радзивиллов, побывавшие в Несвиже в 2009 году. С их мнением вынужден был согласиться министр культуры Павел Латушко. «Мы повторно провели заседание Рады по охране историко-культурного наследия по вопросу реконструкции башни, — отметил он. — И постановили, что сегодняшний ее проект не является исторически корректным. В настоящий момент мы рассматриваем варианты изменения башни. Основная проблема, как всегда, — финансы».

Сначала «проблемный элемент» планировали заменить за деньги рядовых граждан и предприятий. Для этого даже создали специальный благотворительный счет. Но граждане жертвовать не спешили. По слухам, спасли ситуацию крупные компании. Что совсем не удивительно…

Созданная в Несвиже инфраструктура уже позволяет накормить, напоить и дать ночлег определенной части туристов. Сувенирные лавки, например, весьма популярны у приезжих.

Однако в целом туристический потенциал города вряд ли использован даже на треть. В том числе и поэтому в 2012 году Несвиж решили объявить культурной столицей Беларуси.

Что это значит? В городе периодически проводят концерты. С гастролями сюда приезжают театры.

А вот внешних изменений почетный статус Несвижу не принес.

Ведь если на реконструкцию-реставрацию памятников истории в бюджете деньги худо-бедно находятся, то на капремонт жилых домов их, как обычно, не хватает.

 

Что ж, в современных белорусских условиях гораздо выгоднее быть столицей «Дажынак», чем столицей культурной...

От планов отформатировать Несвиж в маленький, вылизанный европейский город-музей власти, конечно, не отказываются. Но конкретных сроков не называют. Это, пожалуй, мечта.

Портить городок высотной застройкой, судя по всему, не станут. По крайней мере в Министерстве архитектуры и строительства рассчитывают сохранить его уникальный колорит.

«Несвиж — город, которым должен гордиться каждый белорус», — сказал как-то один из чиновников от культуры.

Обсуждать это утверждение мы не собираемся. Достоин Несвиж такого высокого чувства, как гордость, или нет, каждый белорус волен решить сам. Без указок сверху.

Автор: Артур Боровой. Фото: Аркадий Соболев