Районы, кварталы. История Комаровки: как болото стало торговым центром городского значения

 
21 800
12 мая 2012 в 17:36
Источник: Darriuss
Источник: Darriuss

В начале XX века это была дальняя окраина Минска, где жила преимущественно беднота, а улицы утопали в непролазной грязи. Сейчас это практически центр блистательной столицы самого хрустального из сосудов, место, куда ежедневно тысячи минчан со всего города приезжают за покупками. О том, как болото за 100 лет превратилось в торговый центр общегородского значения, о Комаровке и ее окрестностях рассказывает блогер Darriuss.

Комаровка — это бывшая деревня, до 1812 года принадлежавшая несвижским князьям Радзивиллам, затем у них конфискованная и переданная известному минскому землевладельцу Станиславу Ваньковичу. В богом забытом населенном пункте, названном в честь расположенного по соседству крупного болота (впервые упоминается в письменных источниках аж в 1552 году) и размещенном в 2 верстах от тогдашнего центра города (площадь Свободы), в 1879 году проживало всего 40 человек. К концу XIX века он вошел в черту губернского города Минска. До революции местность отличалась особенной депрессивностью, к тому же пропитанной болотными миазмами. Газеты того времени писали:

«Трудно себе представить что-нибудь более ужасное, чем наша Захарьевская улица, которая носит за Золотой Горкой название Комаровка!.. Эта улица представляет собой липкое сплошное болото, перейти через него никоим образом невозможно….» («Минский листок», 1907 год).

Комаровское болото (расположенное в районе современной площади Бангалор и Парка дружбы народов) было столь выдающимся в своем роде образованием, что имперские власти в 1911 году даже сочли нужным организовать для его изучения специальное научное учреждение — Болотную станцию. В 1925 году началось постепенное осушение заболоченной местности, а в 1930-е район наконец-то начали благоустраивать. Чуть дальше по проспекту в сторону выезда из города развернулось активное строительство крупных общественных, административных и промышленных комплексов — Дома печати, Академии наук, Политехнического института, Первой городской больницы. В центре же собственно Комаровки, на т. н. Комаровских развилках, месте, где расходились Логойский и Борисовский тракты, в 1936 году началось строительство Дома партийного актива БССР.

После окончания работ, в 1939 году, здание, спроектированное архитекторами А. Воиновым, А. Брегманом и В. Муромцевым, было передано Институту физкультуры. Комаровские развилки, налево улица Якуба Коласа (Логойский тракт), направо проспект Независимости (Борисовский тракт).

Институт физкультуры остался единственным крупным зданием площади на 15 с лишним лет. На кадре аэрофотосьемки времен Великой Отечественной войны видно, что окружают институт (№1) преимущественно редкие частные домики, остатки еще дореволюционной деревни. Только на северо-востоке к институту (в правом верхнем углу, №2) примыкают построенные перед самой войной корпуса Минского радиозавода (в дальнейшем — Минский приборостроительный завод имени Ленина, «БелВАР»). Да и в принципе хорошо видно, что Комаровку от центра города отделяют обширные пустыри с редкими многоэтажными зданиями (№3 — жилой дом по проспекту Независимости, 43, №4 — жилые дома на площади Победы).

В ходе послевоенного восстановления города плотность застройки вокруг Института физкультуры увеличивается, но Комаровка в первую послевоенную пятилетку по-прежнему представляет собой деревянные трущобы, где монументальным дворцом над нищими лачугами возвышается здание института.

Фотография первой половины 1950-х годов. В центре и правой части снимка — корпуса радиозавода, у правого края фотографии видно редчайшее здесь дореволюционное двухэтажное кирпичное здание, увы, позже павшее жертвой организации крупной площади.

Контрастная минская архитектура 1954 года.

Интересно, что после окончания строительства Института физкультуры городские власти даже не удосужились расчистить от индивидуальной застройки хоть какую-то площадь перед ним. Огромное по окрестным меркам здание со всех сторон было окружено непрезентабельными фавелами.

Но планами послевоенного восстановления Минска Комаровским развилкам была уготована новая судьба. Именно здесь в соответствии с Генпланом на главной городской магистрали, проспекте Сталина, организовывалась одна из площадей, на этот проспект цепочкой нанизанных. Назвали площадь Комаровской, и в начале 1950-х годов тут началось новое крупномасштабное строительство. Предполагалось придать площади форму прямоугольника длиной 400 метров, застроенного по периметру монументальными зданиями в стиле неоклассицизма со сквером в центре. Западную сторону площади заняли два новых промышленных комплекса. Первым в 1953—56 годах был построен Полиграфический комбинат, в дальнейшем, как и площадь, получивший имя Якуба Коласа. На старой фотографии строительство как раз в самом разгаре.

Архитекторы С. Ботковский, Н. Шпигельман, О. Островская предложили выделить створ перпендикулярной оси площади улицы Зеленое Кольцо (будущая улица Веры Хоружей) башней.

Симметричную композицию с корпусом Полиграфкомбината должно было составить здание Завода электронных вычислительных машин им. С. Орджоникидзе. Однако его строительство по проекту тех же С. Ботковского, Н. Шпигельмана и примкнувшего к ним И. Бовта началось позже, в 1956 году, и пришлось на время хрущевского разгрома сталинской архитектурной школы. Впрочем, на художественном образе здания это практически не сказалось: стилистическое единство обоих предприятий было сохранено.

Западная сторона площади получила прекрасный монументальный ансамбль, образующий своими башнями очередные городские «ворота», в этот раз открывающие перспективу улицы Хоружей, важнейшей городской магистрали.

Некоторое время старая деревянная застройка продолжала существовать параллельно с новой парадной. На снимке на переднем плане идет строительство жилого дома завода «Ударник», слева — Полиграфкомбинат (еще без башни), впереди — Институт физкультуры, за которым вдалеке виден кампус Политехнического института. Восточная сторона Комаровской площади еще не застроена, проспект здесь имеет отчетливый изгиб, впоследствии ликвидированный.

Фотография, сделанная 14 сентября 1956 года. Площадь все больше освобождается от трущобных домов, хотя отдельные их экземпляры по-прежнему еще имеются. Комплекс Полиграфкомбината практически завершен, справа виден металлический каркас будущего завода имени Орджоникидзе, который достроят только в 1961 году.

Продолжилось формирование ансамбля Комаровской площади, в 1956 году после смерти классика белорусской литературы получившей имя Якуба Коласа, жилыми домами. Напротив Института физкультуры, на развилке проспекта Сталина и Красной улицы, в 1957 году был построен жилой дом расположенного недалеко завода «Ударник» (арх. С. Ботковский, Н. Шпигельман, Н. Маклецова).

Западную сторону заняли два протяженных жилых дома с торговыми и бытовыми предприятиями на первом этаже. Жилой дом Мингоржилуправления (проспект Независимости, 48, 1960, арх. А. Духан).

Жилой дом с магазином «Столичный» (1962, арх. Ольга Ладыгина).

Между этими жилыми домами было запланировано строительство Дворца культуры промпотребкооперации. Это здание, как и еще два минских ДК (тракторного завода и камвольного комбината), должно было возводиться по повторному проекту Дворца культуры фабрики ВЭФ в Риге (арх. Николай Семенцов), и, соответственно, сейчас на площади Якуба Коласа мог стоять вот такой дворец.

Однако после выхода хрущевского постановления об излишествах в архитектуре, местные белорусские архитекторы спешно переработали проекты всех трех уже строившихся в Минске ДК, в результате чего каждый из них получил свое собственное лицо, хотя некоторые детали (в частности, боковые объемы лестничных клеток) все же выдают их общее происхождение.

Проектом ДК промпотребкооперации на площади Якуба Коласа занимался известный архитектор Георгий Бенедиктов. Началось строительство в 1955-м, и хотя оно затянулось аж до 1963 года (т. е. почти до Брежнева), все же дворец сохранил классические формы сталинского времени, пусть и несколько минималистичные. После открытия здания тут вместо культуры промпотребкооперации разместилась филармония.

Завершило ансамбль площади Якуба Коласа здание Центрального универсального магазина. Оно было закончено всего через год после филармонии (в 1964-м), но представляло собой уже образец новой архитектурной стилистики. Большинство минчан сейчас ассоциирует облик ЦУМа с результатом его жесточайшей реконструкции 1990—97 гг., когда универмаг подвергся кардинальной перестройке (арх. С. Неумывакин, В. Счисленок, И. Бекещенко).

Уже мало кто помнит, как выглядел ЦУМ в период с 1964-го по 1990 год. Здание было построено по типовому проекту универмагов М. Галана, Г. Аквилова и др. Похожие ЦУМы появились в 1960-е годы в целом ряде советских городов.

Площадь Якуба Коласа приобрела свой законченный вид. Фотография первой половины 1960-х годов. На жилом доме завода «Ударник» стоит рекламная конструкция «Междугородные разговоры с квартирных телефонов в кредит».

Вид в сторону Института физкультуры. Сразу бросается в глаза отсутствие на площади памятника Якубу Коласу.

Зато в 1965—72 гг. на площади стояла металлическая композиция «Мирный атом», посвященная достижениям советской науки. В связи с началом строительства АЭС в Беларуси и необходимостью пропаганды энергетической независимости страны городские власти сейчас могли бы и рассмотреть вопрос о ее возвращении на законное место.

«Мирный атом» был демонтирован в 1972 году, когда площадь подверглась реконструкции, связанной с установкой тут памятника Якубу Коласу, что было приурочено к 90-летию классика. Народный художник СССР Заир Азгур, автор монумента, окружил сидящего Коласа героями его произведений. Открытка 1985 года.

Так выглядела вся площадь в том же 1985-м. ЦУМ еще старый, деревья поменьше, а у памятника Коласу еще нет устроенных в 2000-е фонтанов.

Параллельно с преображением главной площади Комаровки началась и реконструкция ее ближайших окрестностей. Так в середине 1950-х выглядела улица Якуба Коласа, бывший Логойский тракт (справа — построенный в 1953 году по проекту Сергея Мусинского бассейн Института физкультуры).

И в 1950-е Комаровка, в общем-то, еще имела вид, воспетый ее дореволюционными поклонниками: «…опасное место, в котором сосредоточивается зараза, море разных комаров. Чиновники и зажиточные люди считают позором посещать ее, потому что это заброшенный рабочий нищий квартал».

За следующие два десятилетия улица Якуба Коласа заметно преобразилась.

Вдоль нее выросли корпуса завода имени Орджоникидзе (позже — Минского производственного объединения вычислительной техники), жилые дома, здания Белорусского политехнического института.

Научно-исследовательский институт электронных вычислительных машин.

А во дворах даже появились образцы современной прибалтийской архитектуры. Здание посольства Латвии.

Второй важной улицей Комаровки является улица Веры Хоружей, когда-то называвшаяся Зеленое Кольцо. Ее южная сторона была застроена в 1950—60-е годы различными жилыми и административными зданиями.

На северной стороне за разросшимся после войны комплексом МПОВТ на бывшем Комаровском поле, где еще в 1911 году знаменитый авиатор Сергей Уточкин развлекал публику полетами на аэроплане, разместился Центральный колхозный рынок.

Поздние корпуса объединения вычислительной техники, сейчас занятые преимущественно торговыми комплексами и офисами, сдающимися внаем.

Перспективу улицы Хоружей замыкает памятник Якубу Коласу и филармония, фон для которых создают две белые девятиэтажки на улице Берестянской.

В середине 1960-х формирование общегородского торгового центра, начатое ЦУМом на соседней площади, продолжилось и здесь. В 1964 году рядом с Колхозным рынком открылся Дом мебели, стеклянный павильон, построенный по проекту архитектора А. Образцова.

А в 1972 году у Дома мебели началось строительство комплекса Центрального крытого колхозного рынка, главного продовольственного рынка всей республики. Основное здание, крытый рынок на 1200 торговых мест, спроектированное группой архитекторов «Белгипроторга» (В. Аладов, А. Желдаков, В. Кривошеев, М. Ткачук), представляет собой железобетонный купол-оболочку.

Огромное перекрытие внутри впечатляет полным отсутствием внутренних колонн.

Образцом для подражания служил для белорусских архитекторов московский Черемушкинский рынок (1960)...

... и челябинский Торговый центр (1975).

Закончено строительство было в 1979 году. На старом снимке можно увидеть лепной пояс по периметру здания, оригинальную колористику, вывески, ликвидированные при реновации рынка.

Павильон размером 103×103 метра перекрыт пологой сборно-монолитной оболочкой положительной кривизны, опирающейся по контуру на стойки с шагом 6 метров.

В единый комплекс с крытым рынком входили ряды сезонной торговли и Дом быта, выходящий на улицу Кульман.

Общий план запроектированного к строительству комплекса.

В него также входила 16-этажная гостиница на перекрестке улиц Кульман и Куйбышева с пристроенным вдоль первой магазином «Хозтовары», а вдоль второй — павильонами встречной торговли. Эту часть Комаровского рынка реализовать не смогли, впоследствии построив на этом месте и месте открытой автостоянки три многоэтажных паркинга.

Территория, в 1990-е годы занимаемая лабиринтами киосков, сейчас более-менее облагорожена. На дальнем плане на месте столовой МПОВТ строится новый ресторан «Лидо», угловая башня которого уже обретает очертания.

Перспектива улицы Хоружей. Справа — всем известные высотные доминанты района, пять 16-этажных «домов-кукуруз». Работа над их проектом началась еще в 1969 году и растянулась на 30 с лишним лет. В 1972-м был заложен фундамент первого здания, но затем работы приостановились на несколько лет. Авторы проекта, архитектор Владимир Пушкин и инженер Владимир Потерщук, столкнулись с техническими сложностями проектирования каркасных домов нетривиальной формы, для которых приходилось изготавливать специальную оснастку и необычные конструктивные элементы.

Первое здание из этой серии (на перекрестке улицы Хоружей и улицы Старовиленской) было сдано только в 1982 году. Затем наступила очередь «кукурузы» у магазина «Охота и рыболовство» (1988), следующие последовательно открывались в 1992-м и 1997-м. Наконец, последняя была достроена только в 2000 году.

Четыре из башен жилые, пятая (на перекрестке с улицей Богдановича) — офисная.

Дворовый фасад ближайшей к Комаровскому рынку «кукурузы», все лоджии которой были застеклены еще при строительстве.

Жители и работники этих оригинальных домов, тем не менее, жалуются на их запутанную планировку.

Кроме 16 жилых этажей в зданиях были запроектированы и 2 верхних технических.

Интересно, что на месте ближней к Комаровскому рынку «кукурузы» ранее существовала автостанция.

Вообще, в районе Комаровки появилась масса небанальных жилых домов. Например, поставленные под углом к улице Хоружей три девятиэтажки начала 1970-х годов (№17, 19, 21) архитектора Ольги Ладыгиной с торговыми помещениями и прочими объектами на первых этажах. На первом этаже ближайшего дома на этой фотографии размещался магазин Военторга, прозванный в народе «Звездочкой».

Или расположенный напротив жилой дом по Веры Хоружей, 16, построенный в 1975 году (слева). Его первый этаж занимает библиотека имени Янки Купалы.

Все его подъезды со стороны двора украшены мозаиками.

Например, музыкальная.

Или мозаика с ретортой.

Перед этим жилым домом со стороны улицы Хоружей установлена скульптурная группа «Играющие дети» (скульптор Николай Кондратьев).

Торговые объекты устроены почти в каждом здании этого района. Богдановича, 62, 1975 год.

Подъезды этого дома также с мозаиками, только уже абстрактными.

Одиночно стоящий 12-этажный жилой дом башенного типа с книжным магазином «Маладосць». Весь этот район вдоль улиц Богдановича и Куйбышева построен на осушенных землях территории, соседствовавшей с Комаровским болотом.

Панельные жилые дома начала 1970-х на улице Куйбышева.

Внутри кварталов по улице Цнянской стоят уже кирпичные девятиэтажки 1970—72 гг. с декоративными решетками на крышах.

Спортивная площадка, до которой вот-вот дотянутся хищные руки уплотнителей.

Свидетельство уплотнительных войн.

Комплекс общежитий вдоль улицы Кульман (арх. С. Мусинский, Н. Кравкова).

Вдоль нее же в 1983 году был закончен жилой комплекс архитектора Ольги Ладыгиной, состоящий из двух изогнутых домов, прозванных в народе за форму «долларами». Квартиры здесь давались представителям научной и культурной элиты БССР.

Дома были облицованы глазурованной плиткой характерного цвета морской волны, изрядно к настоящему времени облупившейся. Меньший из «долларов» — «цент».

Здесь даже школы строились из благородного красного кирпича по индивидуальным проектам.

А те, что все-таки возводились по проектам типовым, украшались роскошными мозаиками...

... и масштабными мемориальными комплексами, как этот памятник летчику Борису Окрестину 1978 года (арх. Игорь Есьман).

Один минский поэт до революции писал об этом районе:

«Он рано вечным сном уснул,
Он жить хотел, но жил по-свински.
В грязи несчастный утонул
На Комаровке, в славном Минске».

С тех пор жизнь тут определенно изменилась к лучшему.