«Бездомный» Минск. Фоторепортаж с МЧС из окрестностей вокзала и аэропорта

 
5125
02 марта 2012 в 17:47
Автор: Артур Боровой
Автор: Артур Боровой

Район возле железнодорожного вокзала и первого минского аэропорта полон контрастов. Вроде бы центр города, но столичного лоска нет. Старый жилфонд. Запланированные под снос, но так и оставшиеся стоять из-за отсутствия инвесторов хрущевки и 2-этажные бараки. А еще — десятки лиц без определенного места жительства, квартирующие по углам. Эпизоды из жизни хмурого весеннего Минска — в нашем фоторепортаже.

Для сотрудников МЧС это плановый рейд. Официально задача звучит так: нужно провести «мониторинг противопожарного состояния жилого фонда». Говоря проще, посмотреть, не устроили ли бездомные себе лежбища в домах, на чердаках, в помещениях теплоузлов. За этим сейчас следят пристально. В недавнем прошлом случилось несколько крупных пожаров, в которых погибли бездомные. А ведь пострадать могут не только виновники ЧП, но и обычные жильцы, в домах которых бомжи нашли временный приют.

На предмет лазеек и схронов сотрудники МЧС проверяют каждый район Минска. На этой неделе занимаются Октябрьским. Нам надо отработать квартал в границах ул. Аэродромной, Воронянского, Жуковского. Здесь много пустующих домов, которые давно стоило бы снести. Но на это у города нет денег, а инвестора так просто не найти.

Заброшенное здание — не только памятник бесхозяйственности, но еще и идеальное место для бездомного, который ищет ночлег. Доступ в такие дома должен быть закрыт. И действительно, многие окна заколочены, на дверях висят замки. Хотя то тут, то там видим, что преграды уничтожены. Значит, недосмотрели местные власти.

Наша небольшая процессия вспугнула группу трудящихся, которые отмечали между гаражами приход весны.

Граждане, заметив, что милиционеров тут нет, успокоились и перестали обращать на нас внимание.

Сколько еще простоят бараки, неизвестно. Это не компетенция МЧС. Однако сотрудники ЖЭСов обязаны следить за тем, чтобы консервация не нарушалась. Здесь недосмотрели: придется об этом напомнить.

Рядом с обветшалыми двухэтажками идет новое строительство. Пока район выглядит не самым лучшим для жизни. Но когда бараки снесут, будет сносно.

Еще одна точка напряжения — бомбоубежища. Вход в них должен быть закрыт. Снова кто-то недоработал...

Хрущевка, из которой выселили всех жильцов, впечатляет объемами запустения.

Совсем недавно здесь жили люди. После того как их отселили, подъезды должны были запечатать. Но один из них оказался открыт.

Все, что можно было отсюда забрать, уже забрали. Остались лишь обои на стенах.

В одной из комнат явно кто-то живет. Возможно, потенциальный смертник. Бутылка вина, сигарета, пожар: так в основном и гибнут бездомные.

Мы поспешили побыстрее покинуть этот скорбный дом, задумавшись при этом, что находимся практически в центре Минска, рядом с виртуальными небоскребами «Минск-Сити»...

Возле «мертвой» хрущевки МАПИД возводит «панельку». «Вы, может, хотите этот дом взорвать? — подошел к нам один из строителей. — Было бы хорошо, а то нам на его месте надо парковку строить...»

Мапидовца пришлось разочаровать. А мы отправились дальше.

Судьба частного сектора в этом районе туманна. Несколько лет подряд людей готовили к сносу, в прошлом году неожиданно планы переиграли. Пока денег нет, о выселении можно не беспокоиться.

А вот и очередное нарушение: открытый теплоузел. Заходим внутрь, но следов бездомных не замечаем. Тем не менее доступ нужно будет закрыть. Очередная заметка в блокноте.

На Авакяна реновируют хрущевки: вид они приобретают более благородный.

Сотрудники МЧС заходят в один из подъездов на ул. Брилевской, чтобы проверить, закрыты ли чердаки.

Ситуация странная: люк открыт, но опечатан. ЖЭСу придется разбираться.

Подъезд в хрущевке, к слову, весьма ухоженный. Даже сигаретного дыма нет. На подоконниках цветы.

И снова минские контрасты...

Мы тем временем держим путь к железной дороге. Надо проверить путепроводы, под которыми также часто устраиваются на ночлег бездомные.

Люди здесь были, но давно. «Тут один человек в этом году замерз. Бомжи перебрались под мост, который возле Дома быта на Московской», — дает наводку подошедший железнодорожник.

И действительно, по указанному адресу мы находим утрамбованные старой одеждой лежаки. Десятки тысяч машин пролетают по Московской каждый день. И вряд ли хоть один из водителей представляет, что под мостом спасаются от холода и жгут костры люди, потерявшие жилье и опустившиеся на дно...

Это, впрочем, лирика. Сотрудники МЧС сообщат об этой потенциально пожароопасной точке в исполком. Больше здесь бомжей не увидят.

Мы же подходим к последней точке маршрута: жилому дому на улице Могилевской. Это ничем не примечательная «свечка» 1994 года постройки. Состояние дома вызывает такую же тоску, как и заброшенная хрущевка. Входная дверь изгажена каракулями, возле подъездов мусор, почтовые ящики явно горели. Как можно довести свое жилище до того состояния?

 

Вход на чердак открыт: сотрудники МЧС фиксируют очередное нарушение. И отправляются дальше.

Со стороны такие рейды могут показаться бессмысленными, а то и жестокими. Что это, мол, за «охота» на бездомных? Зачем их гонять, им ведь и так нелегко?

Это неправильная постановка вопроса, говорят спасатели. Помогать бомжам устраивать свою жизнь должны социальные службы. Задача МЧС — не допустить, чтобы люди гибли в огне. Все банально, но профилактика дает результаты.  Мониторинг будет продолжаться.