На архитектурный форум, который проходит в Минске, приехали специалисты из разных стран Европы и СНГ. Корреспонденты Onliner.by поинтересовались у зарубежных экспертов, как они относятся к современной белорусской архитектуре и какие объекты считают наиболее удачными. Лучшими проектами Минска большинство собеседников назвали «Минск-Арену» и застройку «Лебяжего» в районе проспекта Победителей. А вот к Национальной библиотеке у архитекторов отношение неоднозначное.
— Надо ли обновлять сложившийся городской стиль за счет так называемого хай-тека? В ленинградском сообществе я считаюсь консерватором и убежден: бежать за модными течениями не стоит, — считает известный архитектор из Санкт-Петербурга Рафаэль Даянов. — Это и по Минску, кстати, очень заметно. Сегодняшние «времянки» не выражают истинное лицо и образ мышления горожан.
Архитектор Алексей Полищук родился в Минске, но давно переехал работать в Москву. Сейчас он сотрудник Института «Ниипроект».
— На конкурс мы привезли проект застройки центра городка Ступино, что на юге Московской области, — рассказывает Алексей. — Здесь и жилая часть, и общественная, офисы, бизнес-центры. Можно ли сравнить то, что делается сейчас в архитектурном плане в Минске и Москве? Думаю, нет. В России активная бизнес-среда, у вас все еще сильная роль государства. С другой стороны, Минск еще не успели испортить, от города остаются хорошие ощущения. Не думаю, что он должен расти вверх. Мы, архитекторы, всегда говорим: высотность лучше уменьшать.
— К счастью для Минска и для Беларуси, волна постмодернизма, которая очень сильно испортила Москву, вас миновала, — вторит президент Союза московских архитекторов Виктор Логвинов. — Любой город — это наслоение разных эпох и разных стилей. Поэтому современная архитектура Минска не лучше и не хуже сталинской. Она просто другая.
Еще один эксперт — Тигран Бадалян, генеральный директор московской Studio T.A — также считает, что столице Беларуси очень повезло.
— Вы не знаете, что такое лужковский стиль, который на самом деле — яркое выражение хаоса. В Минске нет рекламы, нет пристроек, надстроек к зданиям, нет уродских витрин. Это надо ценить.
Архитектор Фархад Мусаков из Узбекистана, как показалось, был более откровенен:
— В Ташкенте и Минске примерно одинаковые экономические условия. И вы на отшибе, и мы на отшибе большой российской империи. Это сказываемся на всем, в том числе и на архитектурном стиле. Мы начинаем искать что-то свое, но в итоге подражаем стандарту, хай-теку. Я прошел по выставке, посмотрел — очень много повторяющихся объектов у вас. Это немного печалит. Ведь будущее не за шаблоном, а за штучными проектами.
Больше всего Мусакову понравился проект застройки «Лебяжего» на проспекте Победителей. Оценил он и «Минск-Арену».
— Не сказал бы, что пробивная мысль, но тем не менее, смотрится неплохо. А вот ваша Национальная библиотека имеет очень одиозную форму. Очень спорную.