Минск в миниатюре, или Как делают архитектурные макеты

 
10 910
03 октября 2011 в 18:50
Автор: Артур Боровой
Автор: Артур Боровой

Эти ребята за месяц строят микрорайоны. Они уже возвели «Лебяжий», «Виленский» и «Щомыслицу», облагородили Нарочь и воссоздали «Минское замчище». Ну и пусть, что понарошку, в масштабе 1 к 100 или 1 к 350! Архитектурные макеты от белорусских моделистов, которые за два последних года стали лидерами на отечественном рынке, ничуть не уступают зарубежным. Хоть и в миниатюре, но в этой нише белорусская архитектура вполне конкурентоспособна. Продолжая наш производственный цикл, сегодня Realt Onliner рассказывает о том, как делают макеты.

Деньги своими руками

Производство компании ООО «Вива Скэйл Моделс» ютится в неприметном частном доме в Степянке. Сразу и не поверишь, что шикарные макеты минских улиц и проспектов, которые показывают в городской ратуше и регулярно возят на Карла Маркса, делают в такой «дыре».

 

Впрочем, скоро моделисты переезжают в здание гораздо более комфортное. Это вполне соответствует темпам развития компании. Выросшая из обычного хобби, увлечения, знакомого многим советским мальчишкам, идея превратить макетирование в бизнес себя полностью оправдала. Но обо всем по порядку.

Директор компании Иван Тиринов — моделист с 15-летним стажем: двухкратный чемпион Европы, многократный призер чемпионатов мира. Однажды он понял, что любимое занятие может принести деньги и решил рискнуть.

Мы открылись в 2007-м, начинали с моделей танков, самолетов, а с архитектурой плотно работаем только два года, — говорит Тиринов. — До нас, чего тут скромничать, в стране не было организаций, которые бы профессионально занимались моделированием под заказ. Большинство моделистов работали по домам, делали небольшие объемы. Строительные компании заказывали макеты в России, в дальнем зарубежье. Профильные специалисты остались в проектных институтах, однако они, в силу проблем с финансами, не могут угнаться за технологиями. Поэтому так и застыли в эпохе СССР.

На последней архитектурной выставке в торговом центре «Столица» разница между уровнем макетов — веком ХХ и ХХI — была видна очень хорошо. Макеты из пенопласта, выполненные сотрудниками проектных институтов, с виду кажутся бюджетными — схематичными, с домами-кубиками.

Другой вопрос: а зачем вообще нужны в наше компьютерное настоящее работы детальные, а значит, и очень дорогие?

Кто такие моделисты и зачем нужны макеты

Конечно, архитекторы, проектировщики, возможно, обошлись бы и без нашей работы. Они профессионалы и могут представить, как будет смотреться на местности тот или иной объект. Но инвестору, заказчику, тому же главе государства или министру без макета это понять тяжело, — отвечает на вопрос Тиринов. — Именно наглядность — основное прикладное значение архитектурных макетов. Это как подняться над городом, микрорайоном на вертолете и посмотреть вниз с высоты. Макет несет в себе очень много информации, а ведь в отличие от миллионных вложений в постройку зданий стоит в разы меньше.

Но с чего начинается работа моделистов? Очевидно — с заказа. Заказчик выдает специалистам максимально полный пакет документов на строительство — чертежи, 3d-рендеры, генплан. По сути, работают моделисты с той же документацией, что и строители.

Сразу же составляется примерный план будущего макета, формируется его концепция, — продолжает Тиринов. — Есть несколько разновидностей того, как может выглядеть макет. Например, наш «Лебяжий» сделан из оргстекла. До конца было неясно, как должны выглядеть фасады, поэтому макет выполнили, если можно так сказать, в «хай-тек стиле». А вот, например, макет автосалона на Жукова, который заказала немецкая компания, сделан как точная внешняя копия. С максимальной проработкой — людьми, лавочками, машинами и т. д. Так захотел заказчик.

«Выращивать» хрущевки пока нерентабельно

После того как «купец» концепцию утвердил, моделисты приступают к изготовлению «подмакетника» — т. е., основы, на которой будет располагаться одиночное строение или жилой комплекс.

Все зависит от масштаба, от предпочтений того, кто платит. «Лебяжий», например, изначально планировался с подсветкой. Соответственно, подмакетник сделали полым внутри — там проходит серьезная система проводки.

На подмакетнике формируют территорию — улицы, перепады высот, газоны, тротуары. Пока одна группа моделистов занимается этой работой, вторая начинает строить здания. В зависимости от заказа технология разнится: элементы конструкций вытачивают на различных станках, какие-то детали вырезают на плоттере, другие «растят» на 3d принтере. Элементы «Лебяжего», к примеру, вырезали лазером. Макет большой, поэтому резки было аж на 8 километров!

Постоянной необходимости в лазере нет, поэтому оборудование стоимостью 100 000 евро покупать нецелесообразно, — говорит Иван Тиринов. — Заказывали эту услугу у партнеров в России. Вообще же основные инструменты моделиста, как и много лет назад, — брусок с наждачкой, пинцет и острый нож.

Вопрос, который мы не могли не задать: а не убьет ли в корне идею «ручного моделизма» быстрое развитие 3d-принтеров?

Директор компании убежден: пока об этом говорить рано.

Мы также используем такие машины, но идеального качества они не дают. Да, на принтере можно напечатать фигуры людей, здания. Но если поставить рядом два макета, то «ручной» однозначно будет выигрывать за счет более глубокой проработки. Плюс не стоит забывать о цене вопроса. К примеру, «выращивать» хрущевки на принтере нерентабельно. Условно говоря, в сотом масштабе это будет стоить 5000 долларов, а у нас — 500.

Бумага — пережиток «совка»

Основное правило в моделизме — четкое выдерживание пропорций. Если масштаб выбран как 1:350, то и машины, и дороги, и люди должны быть «соразмерными». Отойти от правила — значит, схалтурить и потерять авторитет.

Когда здания готовы, начинается сборка и склейка, дома монтируют на макет. Последний этап — фитинг, т. е. мелкая детализация. Фигурки людей, машины, кусты, деревья — все это тоже требует тщательного подхода.

Обычно деревья у нас идут как «условные». Но иногда заказчик просит, чтобы на макете «росли» конкретные породы. Например, на Нарочи нас попросили «посадить» ели.

Фигурки делают самостоятельно — тиражируют из жидких пластиков способом вакуумного литья. «Люди» разные — бабушки и дедушки, мальчики и девочки, сидящие и ходящие.

Технологии шагнули вперед. Мы, например, принципиально не работаем с бумагой. Бумага — это пережиток «совка», — категоричен Тиринов. — Сейчас существуют различные пластики толщиной с бумажный лист, их и используем. Не увлекаемся «гуашью», которой все еще красят макеты в институтах. Мне приходилось видеть работы, которые после дождя резко меняли свой цвет. На них больно смотреть, жалко труда людей. Мы используем качественные автомобильные краски, наносим их пульверизатором.

Но вот макет готов. Перевозят его в специальных кофрах. В стандартных, деревянных — или в «еврокофрах», в случае когда заказчик печется об имидже.

Иногда над макетом просят установить стеклянный пылезащитный колпак. Это недешево. Один квадратный метр оргстекла стоит около 50 долларов. Плюс работы по резке и установке — может набежать под тысячу у. е.

На макет в два «квадрата» в среднем уходит месяц

Дольше всего в «Вива Скэйл Моделс» делали макет «Минского замчища», который заказал «Минскпроект». На работу ушло два месяца: все-таки 5 квадратных метров, несколько эпох на небольшой площадке. Пришлось попотеть.

В среднем на макет размером в два квадратных метра уходит месяц, — рассказывает Иван Тиринов. — Хотя в нашей стране заказчики, как правило, требуют закончить работу гораздо быстрее. О макетах вспоминают в последний момент, приходится «ускоряться».

В спешке делали макет центра водных развлечений и отдыха на Нарочи, который разрабатывала Академия наук. Ученые поставили перед моделистами непростую задачу: оформить все дома в стиле «белорусского зодчества 19 века». Причем за пять дней. А что у нас было за зодчество в те годы? Вопрос. В итоге по желанию заказчика сделали крыши-дранки, фасады покрасили в белый цвет…

Приятно было работать с немцами по автоцентру. У них как-то по-другому все организовано, макет — это неотъемлемая часть бизнес-плана, элемент рекламы и пиара. Когда-нибудь и мы к этому придем.

Тиринов, к слову, утверждает, что белорусские макеты вполне конкурентоспособны на мировом рынке. Они ничуть не хуже тех же российских, на выставках в Москве получают высокие оценки. Сейчас белорусская компания вышла на российский рынок, пытается там закрепиться. Чем не экспорт услуг?

С оригинальностью в спальных «гетто» стало чуть лучше

Кому как не моделистам, через  руки которых проходят десятки проектов жилых кварталов, ставить оценку оригинальности и самобытности современных «спальников»? Интересуемся: есть ли изменения в лучшую сторону?

«Щомыслица»(1: 2000)

«Виленский» (1: 1000)

Делали макеты «Щомыслицы», «Виленского». Чтобы не говорили критики, в последнее время микрорайоны выглядят повеселее. Хотя бы здания начали в разные цвета раскрашивать. Детские сады нового типа смотрятся вполне нормально. Вот, например, как этот, в «Лебяжем».

Многие из оригинальных зданий на макетах, впрочем, пока являются лишь плодом фантазии и творчества архитекторов — на них не существует даже чертежей. Будут ли они построены — вопрос.

Мы регулярно следим за новостями. Нам интересно, воплотят ли в реальной жизни то, что мы сделали на макетах. Пока прогуляться по новым кварталам не удалось, но, надеемся, что все впереди.

Любимый макет Тиринова — посольство нашей страны в Баку. У здания оригинальная конструкция: в центре куб, натянут брезент с флагом Беларуси, который, по проекту, должен собирать дождевую воду и использовать ее в дальнейшем для полива внутренней оранжереи. Насчет функциональности сказать что-либо  сложно. По крайней мере — оригинально.

В таком агрогородке можно и пожить

Большими архитектурными формами работа не ограничивается. Заказы поступают и на молочные фермы, и на агрогородки. В исполнении моделистов, согласитесь, они смотрятся совсем по-европейски.

Богатые белорусы заказывают макеты коттеджей. Зачем? Опять-таки, из-за наглядности. Если строительство дома стоит около миллиона долларов, то будущий владелец желает посмотреть, как он будет выглядеть сверху. Или со стороны соседа. Иногда просят сделать домик с внутренностями и разборной крышей. Это, понятно, дороже.

Ценник на услуги моделистов, кстати, разнится. Обычный коттедж может стоить 1000 долларов, «Лябяжий» обошелся заказчику в 40 000 у. е.

Урвать бы кусочек жилья…

 Жизнь макетов недолговечна и полна опасностей. Особенно во время архитектурных выставок с массовым паломничеством зрителей-зевак.

Отламывают машины, срывают деревья, да и целые дома. Не брезгуют этим и дети, и взрослые, — говорят моделисты.

Что ж, вандализм у наших людей в крови. Хотя, быть может, это просто стремление белорусов к прекрасному и недоступному? Ведь средний минчанин никогда в жизни не сможет построить квартиру в «Лебяжем». Урвать сантиметр площади с макета — все, что ему остается.