Через несколько недель в славном городе Молодечно пройдет традиционный белорусский «Septemberfest» — «Дожинки-2011». Готовиться к празднику начали в прошлом году. Готовилась вся страна: бизнесмены, чиновники, строители, общественность. На «Дожинки» из бюджета ушли сотни миллиардов рублей, на здешние проекты отвлеклись тысячи строителей, и многие сегодня считают, что в кризис это, по меньшей мере, излишество. О белорусском архитектурном феномене, фасадах, изнанке и форс-мажоре — наш пятничный фоторепортаж.
Первое, что видит человек, который въезжает в Молодечно на машине — новую заправку «Беларуснефти». АЗС здесь, очевидно, придется ко двору.
Встречать гостей города будет и стела с изображением Богоматери — работа архитектора Армена Сардарова и скульптора Александра Финского.
В двух шагах от стелы — жилой квартал «Восточный». Здесь идут активные работы. Строители на местах, хотя на часах всего 8:30 утра.
Общая жилая площадь «Восточного» — более двух с половиной гектаров. В 23 домах будут жить более 4000 человек. Строители также планируют возвести детский сад, школу, стадион, магазины и прочую инфраструктуру.
Несколько домов уже сданы — на других наблюдаем аврал. «Сроки, сроки, твою мать!» — кричит кому-то прораб в белой каске.
Со сроками, конечно, беда: опоздать и не построить в случае с «Дожинками» подобно катастрофе.
Цены минувших лет на строительство вызывают умиление и чувство ностальгии. В дальнейшем, путешествуя по Молодечно, мы удивимся не раз.
Вообще же новый микрорайон — единственный железобетонный позитив, против которого критики «Дожинок» не могут ничего возразить. Жилье — это однозначно плюс.
— Стараемся не халтурить, делать всё как надо, — рассказали нам рабочие. — Зарплата вроде неплохая. Штукатур 3-го разряда миллиона на два может рассчитывать.
На стройке мы заметили много молодых людей. Это и студенты, которые на практике, и просто желающие чуть заработать летом. Впрочем, особых бонусов, если верить более опытным рабочим, на «Дожинках» не предусмотрено.
Чтобы оценить качество новостроек, мы зашли внутрь одного из домов. Девушка-ключница любезно согласилась открыть самую лучшую квартиру. Три комнаты, довольно просторно. «Но я бы здесь не жила. Не нравится район», — девушка своим ответом нас озадачила.
Обследовав новый район, направляемся в центр города. Оформлен он в традиционном для малых белорусских городов стиле — лозунгами и речовками. Покрашенные дома смотрятся неплохо.
Передвигаться по Молодечно довольно тяжело: в городе периодически отключают светофоры, меняют асфальт, чертят разметку.
Всё это дело полезное, хотя и дорогое. А вот реконструкцию местного костела может позволить со своей зарплаты даже штукатур 3-го разряда. Если, конечно, придумает машину времени и перенесется на 20 лет назад — в старый добрый 1991-й.
А вот и главная достопримечательность города — новая «Молодечно-Арена». Местные жители называют ее то спортивно-развлекательным комплексом, то ледовым дворцом. Внутри — хоккейная коробка, различные залы, бассейны и т. д.
Работы по внутренней отделке, видимо, придется вести в авральном порядке. Пострадает ли качество? Хочется верить, что нет.
Выглядит комплекс довольно стандартно, но раздражения не вызывает. Витражи, стекла, пространство — всё как обычно.
Рядом с ареной — жилой дом. Мы решили подняться на последний этаж, чтобы посмотреть, как комплекс выглядит сверху. Обшарпанная кабина вернула нас в мир реальности — вот он, настоящий, нелакированный молодечненский быт. Ехавший с нами мужчина, впрочем, ничего против дворцов не имел.
— В Молодечно многие занимаются спортом, любят кататься на коньках. Вот я сына, как откроют, сразу туда поведу, — сказал он.
А мы отправились дальше — на городскую площадь, которую сторожит вечный, немного грустный и пока еще не помытый к празднику Ленин.
На площади положили новую плитку, поставили скамейки. Площадь огромная, как взлетно-посадочная полоса. Здесь неуютно, хочется пробежать ее как можно быстрее.
В городском парке, который раньше был лесом, гораздо приятнее. Местные жители, к слову, когда в лесу начали вырубать деревья, чтобы его облагородить, протестовали. А потом, когда увидели результат, поутихли.
Главное, что портит вид парка, — это новый открытый амфитеатр на 2800 мест. Стиль, в котором он выполнен, точного названия не имеет.
Здесь совсем скоро будут раздавать ключи от «Жигулей». Отсюда запоют «Сябры».
Пожалуй, это и есть главные точки Молодечно, где ведутся наиболее активные работы. Город шумит, гудит, стучит. Активно красят фасады, чтобы стены радовали глаз.
Ну а к тому, что изнанка остается прежней, «черновой», все у нас давно привыкли. В строительстве, экономике и многом-многом другом.
Уезжая из города-конструктора, в который вложили миллиарды, но который после этого не стал миллиардером, мы заметили, что на одной из центральных улиц разместился луна-парк. Там были клоуны и акробаты, звери и птицы. Местные детишки, наверное, в восторге. И когда шатры свернут, а декорации сложат в фургоны, они будут расстроены до слез. Аналогия возникла сама собой...
Было бы хорошо, конечно, если бы все белорусские города походили на Молодечно в преддожинковый период, подумали мы. Если бы везде строили жилье, разбивали парки, мостили тротуары. Но призрак благополучия в наших краях — залетный гость. Появится и исчезнет. И придется снова возвращаться в быль.