Было сложно, но смогла. Минчанка разделила один загородный участок на два

37 132
16 января 2024 в 8:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: архив Onlíner; носят иллюстративный характер

Было сложно, но смогла. Минчанка разделила один загородный участок на два

Автор: Оксана Красовская. Фото: архив Onlíner; носят иллюстративный характер
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Обновление Кодекса о земле, произошедшее летом 2022 года, помимо прочих «плюшек» позволило белорусам почувствовать себя немного предпринимателями. В частности, стало возможно официально разделить свой просторный участок надвое — так, чтобы родственники могли построиться рядом или чтобы «лишние» сотки ушли на продажу. Грядки, конечно, в тот момент напряглись: очевидно, что им придется уступать насиженное место бетону и блокам. Но кто ж их, грядки, спрашивает: решают люди. И самые смелые-настойчивые уже успели пройти весь путь. Минчанка Ольга как раз из таких. Девушка разделила свой участок на два, но, признается, сделать это было очень нелегко.

Участка два, подписей — семь

— Еще в 2019 году мы с мужем купили участок в Логойском районе. Планы были не дачные — хотели переехать насовсем, а потому подбирали крепкий дом под реконструкцию в красивом месте. И вот нашли то, что надо: деревня недалеко от водохранилища Вяча, добротный сруб, но… участок оказался разделен дорогой. Восемь соток, на которых стоял дом, были с одной стороны дороги, а еще 15, которые использовались под огород и где был построен гараж, — с другой. При этом по документам это был один надел. С таким мы раньше не встречались, но подумали, что препятствием к мечте это точно не станет, — вспоминает Ольга.

Пока пара разбиралась с реконструкцией дома, стало понятно, что восьми соток для жизни семье более чем хватает. Необходимости ходить «за дорогу» просто нет. Пришла в голову идея разделить участок и продать ту часть, что живет своей жизнью. Однако желания минчан опередили время: по закону сделать такое было нельзя, и в исполкоме Ольгу развернули.

— Мы спокойно прожили несколько лет, в течение которых практически не навещали «второй» участок, — продолжает девушка. — В 2022 году все изменилось: как только прочитали новости об обновлениях, внесенных в Кодекс о земле, поняли, что это наш шанс. Первого января 2023 года обновленный кодекс вступил в силу, а уже в феврале я пошла в сельсовет и исполком, чтобы узнать, как надо действовать. Тогда, конечно, я еще не знала, что этот путь растянется на девять месяцев и будет стоить мне очень больших душевных сил, а нередко и слез.

Делюсь опытом: первым делом надо идти в отдел архитектуры своего исполкома, чтобы специалисты посмотрели на расположение участка, оценили, есть ли возможность его разделить.

У нас же со старта имелся плюс: земля оказалась «разрезана» надвое исторически, ничего придумывать было не надо. Подъездные пути тоже имелись. По всем градостроительным нормам эти 15 соток проходили, их в теории можно было выделить как отдельный участок. В «архитектуре» сказали: «Будем пробовать» — и дали распечатку, в которой указывалось, какие подписи мне надо собрать, чтобы дело двигалось. Оказалось, что посетить надо семь инстанций.

«Добро» должны были дать:

  • начальник управления землеустройства Логойского райисполкома;
  • начальник управления архитектуры, строительства и ЖКХ Логойского района;
  • начальник Логойской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  • главный санитарный врач Логойского района;
  • начальник Логойской РЭС;
  • главный инженер РУП «Логойский комхоз»;
  • логойский участок «Вилейского водоканала».

— Эта история заняла очень много времени. Начальники часто в командировках или в разъездах по объектам, поэтому их приходилось буквально вылавливать. Я ездила в Логойск чуть ли не каждый день, чтобы к восьми часам утра быть под нужными мне дверями, потому как в 08:30 руководителя уже можно не застать — «в полях». Хорошо, что я самозанятая и могу себе позволить выделить время на решение таких вопросов, но как быть, когда работаешь на обычной работе, не представляю.

Если прикинуть, то на получение одной подписи уходил примерно месяц.

В целом из всех инстанций трудности с согласованием были только с электросетями. Существующих мощностей должно хватать на новый участок, и это проверяется. Нам повезло — нашу деревню обеспечивает электроэнергией новая подстанция. В РЭС тоже одобрили разделение, — перечисляет минчанка.

Бóльшую часть подписей девушка собирала сама. Некоторые разрешения, как, например, от МЧС, запрашивал исполком. Эту справку, говорит Ольга, тоже пришлось ждать достаточно долго.

Денежный вопрос

Следующий этап — финансовый. Не надо думать, что делить-дробить можно без серьезных вложений. Закон «настроен» так, чтобы не было спекуляции, а потому свой второй участок собственнику надо «выкупить» у государства. По рыночной цене.

— Нам необходимо было провести оценку участка, чтобы заплатить разницу между рыночной и кадастровой стоимостью. За этой услугой я обратилась в БРТИ, заключение готовилось недели две. Как оно делается? Специалисты могут сами выехать на участок, а можно устроить и видеозвонок, чтобы показать, что как устроено. А вообще все базируется, конечно, не на визуале, а на данных реальных сделок — за сколько продаются участки поблизости.

С заключением, полученным в агентстве по госрегистрации и земельному кадастру, надо снова идти в исполком, он же предъявит итоговую сумму к оплате.

Не хочу раскрывать точные цифры, но могу сказать, что траты будут немаленькие. Это тысячи как рублей, так и долларов.

Мы не рассчитывали, что так будет. Еще ведь и за каждую справку надо платить, особенно если часть документов была утеряна и нужно поднимать архивы. Конечно, где-то в глухой деревне суммы наверняка будут гораздо ниже, но в пригородной зоне, под Минском, это бьет по карману, — предупреждает Ольга.

Когда все подписи собраны, квитанции оплачены, настает время триумфа. В исполкоме выдают ту самую бумагу — деление разрешено. Но это не конец истории. Теперь снова надо идти в агентство по госрегистрации и земельному кадастру, чтобы разделить-таки эти участки и каждому присвоить свой кадастровый номер, получить техпаспорта. Здесь тоже надо платить.

— Участок делится для того, чтобы на второй его части можно было построить дом. То есть выставить его на продажу просто так нельзя. Надо сначала получить разрешение, сделать проект, залить фундамент, законсервировать объект и только потом думать о том, чтобы искать покупателя.

Так что путь совсем не простой. Даже с учетом того, что я молодая-боевая, у меня иногда опускались руки, а в некоторые моменты накатывали слезы. К тому же я была одной из первых в стране, кто решил разделить участок, а потому мы вместе с сотрудниками инстанций набивали шишки и допускали ошибки.

Когда получила разрешение, мне сказали, что я такая единственная в Логойском районе. Остальные люди дальше консультаций не заходили.

Может, мой опыт кого-то вдохновит. Но я хочу предупредить, что дорога будет сложной, долгой и затратной. Участок будут изучать со всех сторон, и если он, например, не пройдет по ширине, делить его вряд ли станут. Так что действительно стоит начинать с консультаций с грамотными специалистами, — уверена Ольга.