«Сперва вы мне должны понравиться». Попытались снять квартиру через особое агентство и встретили уникальных кадров

21 ноября 2023 в 8:00
Источник: Виктория Завадская . Фото: Александр Ружечка

«Сперва вы мне должны понравиться». Попытались снять квартиру через особое агентство и встретили уникальных кадров

Источник: Виктория Завадская . Фото: Александр Ружечка
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Вы наверняка слышали новость о том, что в начале ноября Минюст внес изменения в закон о риелторской деятельности. Поправки в том числе коснулись сферы услуг по найму жилья: отныне и навеки — никакого подбора квартир по предоплате. Расчет только по факту заселения. По-настоящему перемены оценили сами агенты, которым перекрыли кислород в легком заработке, а также те, кто отдал им 5 базовых и остался без денег и съемного жилья.

История агентской «работы по предоплате» длилась годами, а количество пострадавших перевалило за сотню (может, и не одну). Бывалые квартиросъемщики давно изучили нехитрую схему, обходя стороной объявления с сомнительным соотношением цены и качества. Новички же проглатывали крючок в виде «хорошей квартиры за $200», свято веря, что такие существуют.

Рассказываем, как мы воспользовались услугами агентов, работающих по предоплате, чтобы вы смогли оценить масштаб проблемы, а также важность нескольких строчек в новом постановлении «О тарифах на риелторские услуги».

Р. S. Надеемся, участники этой истории уже успели прийти в себя и переключились на новый формат работы. Если нет — дочитайте до конца, чтобы знать, как с ними бороться.

«Даем несколько адресов, работаем с вами до заселения»

Я начала поиск квартиры с популярных онлайн-площадок. Требования к объекту были просты: однушка недалеко от метро, без наследия в виде «стенок», ярких ковров и лечебных алоэ на подоконниках. Бюджет — до $250 по курсу.

Спустя час поисков нашла подходящий вариант: однокомнатную квартиру на ул. Калиновского, 78 с хорошим ремонтом — за $220 от собственника. Набираю номер хозяина, чтобы договориться на просмотр. В трубке слышу женский голос, который сообщает, что квартира сдается через агентство «Центр заселения» по предоплате.

Цена вопроса — 185 рублей. Соглашаюсь подъехать в офис и отдать 5 базовых за квартиру мечты.

В небольшом кабинете на ул. Карла Маркса, 40 меня ждала женщина средних лет, которая представилась Ульяной. Опознавательных табличек и названия организации как снаружи кабинета, так и внутри не было. Зато на столе был замечен редкий рабочий «артефакт» — расписанные вручную тетради, о которых помнят разве что вахтеры на проходной.

Со слов женщины, это так называемые реестры, куда они вносят адреса квартир, предлагаемых для сдачи. На вопрос, почему они не используют для этих целей ноутбук, агент отмахнулась: так удобнее.

Уточняю, когда могу посмотреть квартиру на Калиновского, 78, уж очень она мне понравилась. Но агент тут же предупреждает, что даст минимум три дополнительных адреса: на тот случай, если с этой однушкой не сложится. И обещает работать со мной до момента заселения, но уже через мессенджеры.

— Экономим ваше время, — с заученной улыбкой пояснила специалист. — Вам не придется ездить в офис, вся коммуникация удаленно.

Звучит неплохо, осталось проверить слова на практике. Однако с первого раза дозвониться до хозяйки не удалась. По словам Ульяны, женщина собиралась поехать за грибами, поэтому неудивительно, что телефон недоступен.

Чуть позже стало понятно: посмотреть объект сегодня не удастся, потому что хозяйка однушки осталась на даче и в город уже не поедет.

— Не переживайте, я подберу для вас другие варианты, а этот посмотрите завтра, — успокоила агент.

Я предложила подъехать на следующий день, настаивая на том, что меня интересует квартира на Калиновского, 78, но женщина не планировала меня отпускать с пустыми руками.

— Смотрите, вы сейчас заполните заявочку, оплатите услугу, а я вам выпишу адреса квартир, которые вы дополнительно можете посмотреть завтра, послезавтра, когда хотите. Дальше общаться будем через Viber, зачем вам ездить туда-сюда. Да и я на вас уже время потратила, поэтому оформим заявку сегодня, — заявила агент.

— Но я не хочу другие варианты, тем более я не видела их на фото. Зачем они мне? — удивляюсь упорству женщины и продолжаю гнуть свою линию.

Мой аргумент не убедил, а скорее накалил обстановку. Агент твердила, что не может отпустить клиента с одним записанным на бумажке номером телефона. На вопрос «почему?» внятного ответа не нашлось.

Отдавать деньги за «воздух» я не планировала, поэтому со словами «До свидания, подъеду в другой день» вышла из кабинета.

Кочующие агенты

Через пару дней я возобновила поиски квартиры. На одном из сайтов увидела симпатичную однушку на пр-те Пушкина, 33 за $200 по курсу. Звоню и слышу в трубке заученную речь агента. Женщина представилась Еленой и попросила подъехать в офис, но уже в ТЦ «Московско-Венский». Я решила уточнить название организации и в ответ услышала знакомое «Центр заселения». Совпадение? Не думаю и уточняю, не они ли находились на ул. Карла Маркса, 40 еще пару дней назад.

— Ой, мы вчера вечером переехали в новый офис, из-за высокой аренды. Теперь здесь, поэтому ждем вас, — пояснила Елена.

Пока я добралась до нужной точки, квартира якобы ушла, но агент не растерялась и скинула взамен фото другой однушки — на Жудро, 6 за $230 в эквиваленте. Предвкушая будущее новоселье, я приехала в офис «Центра заселения». В кабинете восседал уже целый штат агентов. Среди них была и та самая Ульяна, с которой мы успели познакомиться.

Елена, мой новый проводник в мир дешевых квартир, созвонилась с хозяйкой однушки на Жудро, та пообещала устроить показ после 18:00.

Мы помним, что «Центр заселения» не может выдать бумажку с одним адресом, поэтому женщина усердно стала обзванивать номера из «реестра» в надежде найти хоть какие-нибудь квартиры, которые мало-мальски подходят под мои требования.

На просьбу показать мне фото предлагаемых объектов, Елена нервно бросала в ответ, что у хозяев нет времени (возможности, рук, интереса и проч.), чтобы делать снимки, поэтому квартиры можно увидеть только по месту.

— Я выпишу вам номера, но прежде подпишите договор и оплатите 185 рублей за услугу, — протараторила агент.

— В прошлый раз мне не предлагали заполнить договор. Вы изменили не только место, но и принцип работы? — осторожно интересуюсь.

Не получив внятного ответа, ставлю подпись в договоре, отдаю 5 базовых и отправляюсь в рейд по объектам недвижимости.

«Я не работаю с агентством, не впутывайте меня в это»

С хозяйкой квартиры на Независимости, 87 мы договорились встретиться уже через полчаса. По описанию однушка меня устроила: локация удобная, цена приятная — $230 по курсу, осталось только увидеть интерьер.

В подъезде почти сталинки меня встретила приятная женщина среднего возраста, которая представилась хозяйкой. С порога стало очевидно: этот интерьер мне знаком. Мистика! Ремонт, мягко говоря, подуставший: со старыми коммуникациями, деревянным полом и истертым диваном.

В небольшой и единственной комнате стояла стенка, которую я категорически не хотела видеть в будущей съемной квартире. Кроме того, хозяйка призналась, что здесь проживал курящий мужчина, поэтому окна первое время лучше держать открытыми. Одним словом, мимо. Видя мое разочарование, женщина интересуется:

— А почему вас не устраивает интерьер? Разве вы не видели его на фото?

— Нет, агент сказала, что у них нет фото, — отвечаю.

Дальше из диалога я узнала, почему с порога словила дежавю: объявление о сдаче квартиры свободно висит в интернете, поэтому попадалось мне на глаза. Разумеется, никакой информации и тем более устных или письменных договоров с «Центром заселения» у женщины нет.

— С агентством я не работаю, не впутывайте меня в это! — отмахнулась хозяйка.

Ситуация прояснилась: риелтор нашла объявление на Onlíner и договорилась о встрече, взяв с меня 5 базовых. Пожалуй, это самый дорогой созвон в моей жизни.

Я откланялась и отправилась на другой объект, еще не догадываясь о том, какие приключения ждут меня дальше.

«Я многим отказываю, пока никто не подошел»

Светлана Петровна, хозяйка однушки на бульваре Шевченко, которую я планировала посмотреть следующей, не церемонясь выпалила в трубку: «Я женщина требовательная, поэтому очень многим отказываю, имейте в виду».

Сомнительная фраза для человека, который заинтересован в сдаче квартиры. Ну ладно, поеду узнаю.

В уютной квартире меня встретила женщина пенсионного возраста.

— Я здесь сама живу, перееду тогда, когда найду человека. Но сперва он мне должен понравиться, — оглядывая меня с ног до головы, сказала Светлана Петровна.

После экскурсии по квартире меня пригласили на «беседу». Начала женщина со стандартных вопросов: сколько лет, где работаю, с кем буду проживать, была ли замужем и т. д. Придраться не к чему: молодая, платежеспособная, без вредных привычек.

Все бы ничего, но в однушке — ни намека на переезд.

— Вы планируете сдавать квартиру или все-таки проживаете в ней сами? И в течение какого времени планируете ее освободить? — интересуюсь.

— Ну вот были люди, мне что-то в них не нравится, иногда приходят накуренные, я категорически этого не приемлю. Заходила девушка, сказала, хочет одна комнату снимать, а привела с собой парня. Я говорю, двоих вас не приглашала, поэтому в квартиру не пущу. У меня сразу недоверие: чего она ведет с собой компанию, если сказала, что будет жить одна?

— Ну может, ей нужна была поддержка, — удивляюсь категоричности. — А когда это было?

— В прошлом году.

— Ого, как-то долго вы ищете квартирантов…

— Я эту квартиру ни разу не сдавала еще, всем отказываю.

— А зачем агентство направляет к вам людей, если вы ищете повод, чтобы им отказать?задаю вопрос в лоб.

— Ну они же не знают, как я с ними расправляюсь, — засмеялась женщина.

— Точнее и не скажешь, — ухмыляюсь. — Так все-таки вы заинтересованы в сдаче или нет?

— Да я вообще особо-то не искала сама. Из агентства позвонят, я показываю. Кого-то цена не устраивает, кого-то этаж, всякое бывает.

— А за сколько вы сдаете, напомните? $250?

— Нет, это будет не меньше, чем $280.

— Почему в агентстве сказали, что вы сдаете за $250 с торгом?

— Ну вы же понимаете, они говорят среднюю цену… В нашем доме сдают по-разному. Чтобы я озвучила сумму, мне нужно посмотреть на человека, — парирует женщина.

Вот это поворот. Решаю не сдаваться.

— Согласна на ваши условия. Когда вы сможете перевезти вещи?

— Ну я вас пока совсем не знаю, мне надо подумать… Вам же давали другие адреса, посмотрите, может там что-то лучше будет.

— Нет, меня устраивает ваш вариант. Сколько времени вам нужно, чтобы перевезти вещи? — улыбаюсь и ставлю хозяйку в тупик.

Женщина делает паузу и плавно переходит к обсуждению квартиры, соседей, ремонта, своей работы педагогом и другой бесполезной для меня информации. В конце монолога Светлана Петровна решает пойти ва-банк и поднять ценник до $300. Я обещаю подумать и выхожу из квартиры.

«Я не могу с вами встретиться сегодня, позвоню завтра»

В запасе оставалось всего пару номеров. Я взглянула на часы и решила договориться на просмотр квартиры по Жудро. Это был единственный объект, который я увидела на фото. Набираю номер и слышу в трубке голос, очень похожий на голос агента Ульяны из «Центра заселения»…

— Здравствуйте. Да, меня предупреждали, что вы будете звонить. Но я уже не смогу показать вам квартиру, потому что позвонила дочка и сказала, что заболел внук. Еду сейчас в Шабаны, сегодня уже никак. Я вам завтра позвоню, — пообещала женщина.

Похоже, однушка по Жудро существует только в параллельной Вселенной. К слову, на следующий день звонка не поступило, а трубку больше никто не снимал.

Решила проверить последний номер в списке: агент оставила его «на всякий случай». Хозяйка квартиры сняла трубку после первого гудка и засыпала стандартными вопросами. Я, как человек, наученный жизнью, вклинилась в ее речь и уточнила, что у нее общего с вышеназванным агентством. Как оказалось, их связывает одно — желание заработать денег. Только хозяйка делает это напрямую, сдавая «квадраты».

— Девушка, не путайте, пожалуйста: это вы работаете с агентством, платите деньги, я к ним никакого отношения не имею! Вы отдаете 185 рублей и даже не видите, какую квартиру вам предлагают посмотреть? — удивлялась в трубке женщина.

Как выяснилось позже, объявление о сдаче однушки также висит на онлайн-площадке в свободном доступе.

«Мы не сможем вам помочь, давайте расторгнем договор»

Утро следующего дня началось с любезного приветствия и вопросов о том, как дела с квартирой. Я решила забыть старые обиды и дала агентам второй шанс. Чуть изменила критерии поиска (без привязки к району, но с близостью к метро), расширила бюджет до $300. Была единственная оговорка: квартира должна быть из собственной базы агентства, подходить под критерии и не висеть в свободном доступе в интернете.

Справились ли риелторы с задачей? Нет. Но очень старались. Они скидывали варианты квартир с популярных онлайн-площадок, но их я находила сама, бесплатно.

В конце дня меня пригласили в офис и попросили расторгнуть договор, ссылаясь на то, что ничем не могут мне помочь.

«Их цель — быстрее увидеть подпись в договоре»

Я приехала на следующий день. Возле кабинета заметила молодую пару — девушку и парня, которые о чем-то напряженно разговаривали. Подхожу и интересуюсь, не в агентство ли они пришли?

— Да, мы пытались снять через них квартиру, но хотим расторгнуть договор и вернуть деньги. Пока они отдали только 2 базовые и ссылаются на договор, в котором прописано, что они нам больше ничего не должны. Думаем обращаться в милицию, — взволнованно рассказала девушка.

Как выяснилось позже, Максим, ее парень, решил с другом снять квартиру. Нашел двушку по приятной цене, набрал номер телефона и попал в агентство «Аренда и продажа». Поскольку цена и интерьер квартиры ребят устроили, они решили приехать в офис и заключить договор. История развернулась по известному сценарию.

— Как я понял, их цель — быстрее увидеть вашу подпись в договоре и забрать деньги, — рассказывает Максим. — После этого они просят перезвонить хозяину выбранной вами квартиры через пару часов и выпроваживают вас за дверь.

Мы пытались договориться с арендодателем о встрече, но мужчина постоянно ее переносил, а потом и вовсе перестал отвечать на звонки.

При этом агент остается с вами на связи и скидывает адреса квартир, которые в свободном доступе есть в интернете. К слову, они даже не подходили под условия, прописанные в договоре.

Максим почуял неладное и решил чуть больше узнать об агентстве. Выяснил, что название и место они меняют, а принцип работы оставляют тот же: берут в интернете фото чужих квартир и вывешивают уже свои объявления.

Наверняка есть в этой истории и те, кому риелторы из подобных агентств действительно помогли.

Мы же с Максимом сошлись во мнении, что услуга за 185 рублей, в которую входит поиск «квадратов» на популярных ресурсах и минутный созвон с хозяином, кажется переоцененной. А теперь уже и незаконной.


После споров и долгих диалогов агенты вернули Максиму деньги в полном объеме, как и мне. Но судя по отзывам, везет так далеко не всем.

А что, если кто-то еще продолжает работать по такой схеме? Всю подноготную объясняет юрист Татьяна Ревинская:

— Действительно, бывали ситуации, когда отдельные риелторские организации после заключения договора и оплаты услуг предоставляли потребителю список адресов якобы сдающихся внаем квартир, а в итоге происходило как в рассматриваемых случаях. В настоящее время интересы потребителей защищены. Так, с 04.11.2023 действуют новые правила работы для риелторских организаций, оказывающих услуги по найму жилых помещений. Эти изменения предусмотрены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2023 года №754 «О тарифах на риелторские услуги».

В частности, если ранее с потребителем, обратившимся в риелторскую организацию за помощью в поиске жилья, можно было заключить договор на оказание риелторских услуг и потребовать предоплату только по представлению необходимой информации о спросе и предложении на квартиры, то в настоящее время такая возможность исключена. По новым правилам агентство должно заключить с потребителем письменный договор на оказание риелторских услуг, затем подобрать жилье, подписать акт оказанных услуг, и только после этого потребитель должен произвести оплату. Стоимость таких услуг составляет 5 базовых величин.

По общему правилу, заключая договор, каждая из его сторон обязуется добросовестно исполнить взятые обязательства. В случае их нарушения риелторской организацией, а также при неразрешении вопроса мирным путем, потребитель вправе обратиться в суд, предоставив доказательства, что услуги оказаны некачественно.

Советую при заключении договора внимательно отнестись к перечислению в нем риелторских услуг, на которые претендует потребитель, поскольку в споре между риелторской организацией и потребителем об оплате суд оценивает факт оказания каждой из указанных в договоре услуг.

Доказательства должна представить риелторская организация. К ним могут относиться: протокол согласования цен, который подтвердит согласование услуги и ее стоимость; отчет о предоставлении информации о спросе и предложении на недвижимость; акт осмотра недвижимости, подписанный обеими сторонами; акт приемки-сдачи оказанных риелторских услуг и т. д.

Отсутствие таких документов часто свидетельствует о невыполнении риелторской организацией договорных обязательств и становится причиной удовлетворения требований потребителя.

В то же время потребитель обязан оплатить риелторской организации фактически понесенные ею расходы, если:

  • организация не оказала услуги по обстоятельствам, которые не зависели от воли сторон, и договор или законодательство не предусматривали иного;
  • потребитель в одностороннем порядке отказался от договора.

Но и в этом случае фактически понесенные расходы нужно будет подтвердить документально.

Но как быть, если кто-то самый умный и хитрый, несмотря на принятые поправки в закон, продолжит работать по старой схеме и требовать 5 базовых с каждого встречного (не все же люди следят за новостями)? Жаловаться! Минюст очень быстро реагирует на такие обращения. Подобные действия будут являться основанием для вынесения предписания об устранении нарушений либо лишения лицензии на осуществление риелторской деятельности.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by