Если раньше оппонента грозились найти по IP, то теперь все намного проще: почти у каждого засветившего где-то свой номер телефона есть мессенджер (а то и не один), через который можно присылать сообщения, поздравления, угрозы — да что угодно. Именно таким незамысловатым способом и решила напомнить о себе компания, отправляющая белорусам по почте «очень нужные» товары. История банальна до неприличия: девушке позвонили из интернет-магазина, название которого в беседе всегда опускается, и сообщили о выигрыше ценных подарков. Всего за 150 рублей наложенного платежа белоруска становилась обладательницей робота-пылесоса, электробритвы и еще какой-то мелочи. Безусловно, приятно.
Но вот пришло время получить посылку. Благо пока подарки путешествовали по стране, минчанка успела почитать отзывы о подобного рода интернет-магазинах и том, что именно получают адресаты. Поэтому свою «прелесть» весом 1,2 кг (напомним, что в посылке должен был быть в том числе робот-пылесос, который сам по себе явно весит больше) девушка решила не забирать. Однако «игнор» не остался незамеченным отправителем. Выждав какое-то время, магазин дал о себе знать.
Звучит сурово и юридически правильно. Кстати, по указанному коду услуги, если попробовать перевести деньги, «выбивается» индивидуальный предприниматель. Вот тебе и целый интернет-магазин. Но что о таких заявлениях продавца думает юрист?
— Подтверждая факт отправки товара из интернет-магазина, покупатель тем самым подтверждает факт заключения договора розничной купли-продажи (ч. 2 п. 8 Правил розничной торговли по образцам). До момента заключения договора интернет-магазин обязан предоставить покупателю определенную информацию путем ее размещения на сайте. В части доставки товаров к ней относятся (абз. 8—9 п. 4, ч. 1 п. 6 Правил торговли по образцам; подп. 4.1 п. 4 ст. 7, ч. 2 п. 9 ст. 7 Закона о защите прав потребителей):
С такой информацией покупателя должен был ознакомить при общении представитель продавца. Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о почтовой связи, ч. 1 п. 152 Правил оказания услуг почтовой связи, почтовые отправления, принятые почтой от интернет-магазина, принадлежат отправителю до момента их доставки (вручения) адресату (покупателю). Покупатель имеет право отказаться от поступившей на его имя посылки (товара) (п. 155 Правил оказания услуг почтовой связи). Такой отказ расценивается как отказ от договора розничной купли-продажи.
Однако покупатель должен понимать, что в этом случае он должен возместить продавцу расходы, понесенные тем в связи с совершением действий по выполнению договора (п. 3 ст. 467 ГК).
В рассматриваемом случае это может быть стоимость услуг оператора почтовой связи по доставке товара покупателю и его возврату интернет-магазину. В случае отказа покупателя от оплаты продавцу почтовых расходов последний может обратиться в суд за взысканием их в судебном порядке.
В силу ст. 179 Гражданского процессуального Кодекса продавец должен будет доказать, что договор розничной купли-продажи заключался с конкретным покупателем и что именно этот покупатель обязан возмещать соответствующие почтовые расходы. При этом заставить покупателя прибрести товар (оплатить его стоимость) продавец не может.
Еще один юрист, а помимо этого аттестованный в Министерстве антимонопольного регулирования специалист по защите прав потребителей Иван Райкевич подсказывает, что согласно п. 3 ст. 462 Гражданского кодекса к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным данным Кодексом, применяется законодательство о защите прав потребителей.
— На сайте интернет-магазина, из которого звонили девушке, отсутствует описание какой-либо рекламной игры, рекламной акции или иного стимулирующего продажи мероприятия. С учетом того что потребитель по итогам акции не получает товар со скидкой, которую обещают, нам стоит обратить внимание на абзац 4 п. 1 ст. 16 закона «О защите прав потребителей».
В нем говорится: «Если при реализации потребителю товаров по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети интернет, потребителю не предоставлена возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от приобретения товара без возмещения продавцу расходов, связанных с доставкой такого товара».
Касательно того, какую именно информацию должен получить потребитель. Закон «О защите прав потребителей» в ст. 7 определяет такую информацию, и среди прочего Продавец обязан предоставить информацию о:
Так что при описанных выше условиях и подходе специалистов интернет-магазина потребитель имеет полное право отказаться от товара и не оплачивать его пересылку. Обязанность доказать, что потребителю была предоставлена указанная выше информация в полном объеме, лежит на продавце, — дополняет специалист.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро