Семья заселилась в новостройку: «В квартире происходило нечто ужасное — плесень, вздулся ламинат, 10 градусов во время морозов»

 
04 февраля 2016 в 8:00
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Максим Малиновский
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Максим Малиновский

Дождливый и мерзлый вечер в микрорайоне Новинки. Здесь на улице Выготского, на самом краю жилого сектора стоит новостройка, квартиры в которой получали в том числе и нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Огромная лужа, разгоняемая машинами, заполнила часть двора, хлюпает порог возле подъезда. Но для семьи, которая живет на первом этаже высотки, даже эта мокрая погода не представляет такой неприятности, как морозы. Как только на улице становится по-зимнему холодно, «двушка» превращается в Северный полюс. Жилое помещение, которое априори должно быть теплым и комфортным, отторгает. Из-за целого набора строительных неисправностей и планировочных решений в квартире поселилась плесень, отслоился ламинат, постоянно влажно, а на градуснике во время морозов — всего 10 градусов тепла.

Семья из четырех человек — мама, папа, сын и дочь — заселилась в новую квартиру в мае, прождав этого события так долго, что им уже и вспоминать не хочется. Застройщиком 12-этажного дома выступило УКС Центрального района.

— Мы стояли в очереди на улучшение жилищных условий с 1992 года. Ее объединили с очередью, в которой стоял свекр — наверное, уже лет 40 как ждал квартиру, — рассказывает Елена. — Это такие мытарства!

В 2010 году семья наконец получила возможность строиться. Но и после начала строительства много лет дом все никак не могли сдать.

— На стройке был бардак — я не побоюсь этого слова: и смена директоров, и судебные дела. Кое-как дом сдали в декабре 2014 года. В квартире была социальная отделка, на которую без слез не взглянешь. Но мы настолько хотели наконец начать жить в своей личной квартире, что на все закрыли глаза.

— Когда я увидел отделку, решил подать в суд, чтобы нам ее переделали, — подхватывает супруг. — Но мы так устали, что ничего уже не хотелось. У них, наверное, тактика — вымучить людей до такой степени, чтобы они даже высказать претензии были не в силах.

— Жизнь с двумя детьми в однокомнатной квартире надоела… С января 2014 года сами начали приводить квартиру в порядок: сделали ремонт кухни, ванной комнаты, санитарного узла, постелили на пол ламинат, приобрели новую мебель. Но с тем, что стало происходить далее, мириться было уже невозможно. С наступлением холодов и включением отопления в квартире стало происходить нечто ужасное: из-за влажности отклеивались обои, вздулся ламинат, повсеместно образовывались грибок и плесень, — продолжает Елена. — Уже летом 2015-го мы поняли, что в квартире происходит что-то ненормальное. А с наступлением холодов стало постоянно сыро и холодно. Однажды я залезла в комод и обнаружила, что вещи и внутренняя стенка комода покрыты плесенью. Отодвинули всю мебель и ужаснулись: все мокрое!

Супруги подчеркивают, что образование плесени в квартире — процесс необратимый.

— Поражение мебели, обоев, ламината — да. Но ведь мы все дышим этим воздухом! Не удивлюсь, если здесь необходимо получить медицинское заключение на предмет возможности проживания в таких условиях. Все углы квартиры продуваются так, что ветер в прямом смысле гуляет по квартире. Холодный воздух с улицы поступает в квартиру через все внутренние углы и оконные проемы.

В углу комнаты лежит градусник. Во время морозов на нем было 10 градусов тепла, сегодня его показания чуть выше.

— В санитарной комнате температура такая низкая, что говорить о микроклимате в помещении не приходится. Батареи центрального отопления слегка теплые только вверху, низ у всех батарей холодный.

У увлажнения, продувания и промерзания квартиры есть официальная причина: со всех сторон она окружена офисными помещениями, в которых до сих пор никто не обитает, не включено отопление, не утеплены стены.

— За стенами квартиры находятся встроенные офисные помещения, не сданные в эксплуатацию, не подключенные к системе отопления, — говорят супруги. — Разница температур привела к образованию конденсата, процесс гниения не заставил себя ждать.

Как только была обнаружена плесень (в ноябре 2015 года), семья написала жалобу в ЖЭС. Пришел мастер, составил акт — на этом процесс застопорился.

По старому доброму минскому обычаю дальше семья начала стучаться во все двери: УКС Центрального района, ОАО «Стройтрест №1», СУ-5 ОАО «Стройтрест №1», ЖЭС №27.

В УКС ответили: обращение оставлено на контроле, работы по встроенным помещениям будут в ближайшее время возобновлены, по вопросам причиненного ущерба рекомендовано обратиться в суд.

Ответ СУ-5 ОАО «Стройтрест №1» подтвердил: строительные работы были выполнены не в полном объеме и с нарушениями.

— За получением ответов никаких действий ответственных лиц не последовало. Все это время мы продолжали ждать каких-либо решений и замерзать в собственной квартире, построенной на собственные средства.

Пришла зима, а вместе с ней — морозы. В квартире стало настолько невыносимо холодно, что семья на период новогодних праздников съехала к родителям. Когда вернулись, обнаружили, что температура в жилье — 10 градусов тепла.

— Квартира пустовала три дня. Возле стены, за которой находятся офисные помещения, температура была 6 градусов. В углу стены образовались иней и ледяная корка. Это была последняя капля нашего терпения.

В начале января 2016-го в квартире сделали замер температуры, который показал 14 градусов, составили акт. Специалисты ЖЭС выявили неисправность работы отопительной системы, которую, по их мнению, должны устранить заказчики, так как дом находится на гарантийном обслуживании.

— Мы обратились в Мингорисполком, чтобы записаться на прием к директору УКС Мингорисполкома. Секретарь переадресовала наш вопрос директору УКС Центрального района. Не очень оперативно, но движение по решению нашего вопроса началось. Работники взялись утеплять стены офисных помещений, примыкающих к нашей квартире. Но вопросы по системе отопления именно в моей квартире, по исправлению некачественно выполненных работ и по возмещению убытков и вреда здоровью, которые понесла наша семья, остаются до сих пор открытыми.

* * *

О том, как продвигается решение проблемы, Onliner.by рассказала директор УКС Центрального района Людмила Князева:

— Обычно встроенную часть проектирует и делает застройщик, но в ЖСПК «Защитник» все по-иному. Они отвечают как за жилую, так и за встроенную часть. Они сами набирали людей во все помещения. Инвесторы оплатили какую-то часть строительства административных помещений и перестали платить: посчитали, что дорого. Хотя метр, как и в 2013 году, стоит 13 млн. Застройщик ввел в эксплуатацию жилую часть, а встроенная стоит неготовой с апреля 2014 года, поэтому и не введена в эксплуатацию. ЖСПК имеет право собрать с жильцов деньги, оплатить завершение работ и сдавать помещения в аренду. Согласно расчетам, необходимо еще 4 млрд рублей.

Что касается семьи на первом этаже, я дала поручение утеплить стены встроенных помещений. Отопление в них мы решили сделать за свои деньги, чтобы люди не страдали. Еще отопление в квартире проверят, и будет у семьи все хорошо.

Обратились мы и к председателю правления ЖСПК «Защитник».

— Люди сами крутят регуляторы отопления, идет разбалансировка, — ответил Николай Сергушкин. — Таких случаев зафиксировано много, сегодня как раз в исполкоме об этом говорили. С понедельника в дом едет группа специалистов и налаживает систему отопления. Но они сказали, что это в последний раз. Нужно все решить до весны, чтобы в следующем отопительном сезоне не было жалоб.

Что касается встроенных помещений на первом этаже, то там сейчас работают строители, идет бурная работа по утеплению и отделке. То, что там не было отопления, — это факт. С недоработками проекта мы разобрались, и сегодня принято решение завершить отделку помещений, отдать их собственникам и забыть.

Совет по поводу того, как вести борьбу с несправедливостью, семье дал юрист Сергей Зикрацкий:

— Повреждение имущества собственника квартиры — это убытки, которые должны быть возмещены виновной стороной. Для взыскания убытков необходимо обращаться в суд. Основная сложность в этом деле — определить точную причину и виновную организацию. С одной стороны, застройщиком дома выступало УКС, которое не обеспечило надлежащее качество работ подрядными организациями, с другой — налицо некачественные проектные работы: при выделении в отдельную очередь строительства прилегающих к квартире нежилых помещений необходимо было решить вопрос с обязательным подключением отопления в данных помещениях.

Полагаю, что надо подавать иск к застройщику и инвестору, а на судебном заседании просить суд назначить экспертизу. В результате экспертизы необходимо будет установить, какая организация и в какой степени виновна в причиненном ущербе.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by