Ремонтник с заработком в $1200: «Получил два высших образования и понял, что не хочу вкалывать „на дядю“ за пару миллионов»

 
04 декабря 2015 в 8:00
Автор: Лора Нагапетян
Автор: Лора Нагапетян
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

В здании, где Владимир делает ремонт, суетятся около тридцати рабочих. Въедливые крупинки белой пыли, как туман, заполняют помещения, заставляя прикрывать нос. Кругом звуки: пилят, шлифуют, скребут. Отделочник Владимир перекрикивает шум: «Работа как работа, что о ней рассказывать?» Спустя некоторое время его речь не остановить. Имея два высших образования, 28-летний парень переступил через принципы карьерного роста и комфорта и посвятил себя стройке. Причина простая: в сфере строительства заработок стабильный и всегда высокий. О том, сколько получают минские отделочники, каким трудом достаются эти деньги и о специфике работы в простых и элитных квартирах он рассказал Onliner.by.

* * *

Давно, еще в студенческие времена, по примеру многих ровесников начал подрабатывать на стройке, чтобы деньги в кармане были и от родителей не зависеть. После первого заработка, надышавшись штукатурной пыли, истерев руки в мозоли и ежевечерне ощущая ноющую усталость в теле, четко решил для себя: на стройку я больше никогда, ни при каких обстоятельствах не вернусь. Серьезно, жить в пыли я не собирался — не для этого ваял диплом. Теперь же, спустя много лет, уверенность противоположная. Никогда не знаешь, в какую сторону метнутся взгляды на жизнь. Наверное, нужно выстроить рассказ в хронологическом порядке…

Хотелось начать без лирики, но, видимо, не получится. Когда я, молодой и уверенный в себе, поступил в БАТУ, взгляды на жизнь были совершенно другие. Хотел отучиться и устроиться инженером-конструктором. Это дело я невероятно любил и люблю, всегда творчески и скрупулезно подходил к чертежам. Но в студенчестве чертежами особо не заработаешь: кому ты нужен такой зеленый?

Первый осознанный и трудоемкий заработок — разгрузка фур. Позже с другом случайно познакомились с прорабом, для которого рабочая сила лишней никогда не бывает. Взял он нас подсобниками на объекты. Труд был физический: выносили мусор и стройматериалы, иногда занимались демонтажем.

Работая в сфере строительства, можно наткнуться на недобросовестных прорабов. Так случилось в спорткомплексе в Заводском районе. Объект государственный, но работы на нем контролировало частное лицо. С несколькими друзьями пол-лета работали на этом спорткомплексе, а когда пришел час расплаты, прораб начал юлить. Мои честно заработанные $500 понемногу растворились в чужой недобросовестности. Прораб сначала обещал: пацаны, подождите немного, отдам вам деньги. Прошел месяц, два, вскоре он перестал отвечать на звонки. В последующей практике понял, что это распространенный ход у прорабов — забирать деньги за выполненную работу.

Нагрянуло распределение в колхоз. Поработав месяц, понял, что такой образ жизни не для меня. Чтобы вы понимали ситуацию: работа помощника инженера по машино-тракторному парку не предполагала выходных, нужно было принимать, отправлять и содержать технику в рабочем состоянии с 8:00 до 21:00. Жил в президентском домике, который можно назвать таковым только условно, получал $100 в месяц.

Путем немалых усилий мне удалось добиться перераспределения преподавателем черчения в колледж. К работе нареканий не было: со студентами сложились дружеские отношения, преподавал до обеда, а свободный день заполнял тренажерным залом, бассейном, жил в свое удовольствие. Если бы не одно «но»: зарплата преподавателя — 2,5 млн. Специалисты со стажем получали 4—5 млн…

Чтобы не терять время, но честно отработать распределение, поступил в БНТУ на заочное отделение, учился на экономиста-менеджера. Почему эта специальность? Она казалась перспективной.

* * *

Минск встретил недорогим общежитием и «стопкой» сайтов по поиску работы. Я наивно предполагал, что с двумя высшими образованиями и несколькими годами стажа уж точно найду что-нибудь высокооплачиваемое. Чтобы снимать квартиру и нормально жить в Минске, нужно зарабатывать как минимум $800. Но достаточно только начать поиск работы, чтобы разочароваться. Такие суммы предлагались разве что таксистам, строителям и людям с пятилетним стажем, со знаниями чуть ли не в области устройства космических кораблей.

Два месяца поскитался по собеседованиям. Многие работодатели обещали золотые горы, но с одним условием: первые три месяца придется трудиться за копейки. Меня такой вариант не устраивал: я ведь не минчанин, полагаться на жилье и помощь родителей не приходилось.

В отчаянии я понял, что самой денежной и перспективной оказалась сфера строительства. Опыт набирается путем проб и ошибок. Мои скромные наработки во времена университета в большом плавании оказались смехотворными. Сейчас не страшно признаться: руку набивал на квартирах людей, которые без задней мысли доверяли свое жилье, думая, что имеют дело со специалистами.

Изначально качество работ страдало из-за моей неопытности. Помню свою первую квартиру. Работа была бесхитростная — выровнять стены под обои и подготовить плинтуса. Получилось неидеально. Ровные стены — это очень важно, чтобы и обои легли ровно. Но гораздо сложнее делать потолок: его впоследствии красят, и любая неровность сразу бросается в глаза. Переделал и заработал за две недели $600.

Второй серьезный заказ — палата в больнице. Здесь я тоже накосячил: в нескольких местах был неровно подрезан стык линолеума, некачественно подготовил стены под покраску. Когда принимают работу, могут заметить все: там царапинка, тут раковинка, где-то плохо заделано. Опять погрузился в переделки, зато за 10 дней заплатили около $1000. Правда, работал с 8:00 до 21:00.

Пришло понимание, что самообразование — это наше все. Тактика была следующей: к примеру, знаю, что завтра мне предстоит проложить электропроводку, открываю интернет, смотрю обучающее видео, запоминаю и назавтра делаю все строго по инструкции. Изо дня в день узнаешь новые методы работы, а спустя время делаешь все на автомате. Набьешь руку на обычных квартирах — можно переключаться на элитные.

* * *

К элитному жилью подход особый. Имея дело с дорогими материалами, нужно быть осторожным, чтобы не дай бог не испортить паркет за $10 тысяч, обои, рулон которых стоит $100, банку краски за $100. Однажды наре́зали обои по высоте одной комнаты, а другая оказалась выше. Когда увидел, что 20 сантиметров обоев не хватает до пола, меня в пот бросило. Пришлось ехать и на свои деньги покупать новые… Что характерно, «дорогие» клиенты ведут себя очень учтиво, всегда здороваются со строителями и общаются с ними на равных.

Ремонтникам выгоднее работать в простых квартирах, без признаков элитности, ведь оплата не намного ниже, а ответственности в разы меньше да и нервы в порядке остаются. Что касается заработка, то высшая планка для отделочников — $1500—2000. Получая заказы через прорабов, заработать больше физически невозможно, то есть они тебе больше не «отстегнут».

* * *

Работа непростая, конечно: целый день попрыгай по стремянкам. Основная проблема в том, что устаешь не морально, а физически. Пыль постоянно попадает в глаза, нос и легкие. При долгой работе со шпателем болят кисти.

Бывают времена, когда работа приносит удовольствие. Заходишь в страшную, убитую квартиру, ломаешь там все и превращаешь ее в конфетку. Это своего рода созидательный процесс.

Сложился стереотип, что строители — это люди необразованные, неотесанные. Но большинство моих коллег — культурные и всесторонне развитые личности. Многие не пьют и даже не курят.

Один из отделочников после окончания школы даже и не подумал идти продолжать образование, с 20 лет — сразу на стройку. Пока ровесники просиживали штаны на парах, он начал каждый месяц класть в карман по $1000—1500. Сейчас он уже обзавелся семьей, построил квартиру, машину купил. И вот общаешься ты с человеком, зная, что у него нет ни одного образования и корочки, и совершенно этого не замечаешь. Коллега начитанный, что ни спроси — на все найдет ответ, будь то политика или космос.

40-летняя малярша работает с нами на равных. Ее история тоже банальна: после училища отправилась на стройку, там и осталась на долгие годы. Женщина стойкая, но все равно хрупкая. В рядах работяг она выделяется, но дело свое делает хорошо. На жилье в Минске заработала сама, своим ежедневным трудом.

На стройках часто можно встретить пожилых людей, закаленных работой еще во времена Советского Союза. Видно, что люди уставшие, но довольно крепкие. Возможно, физический труд — это и есть ключ к долголетию.

Сегодня ситуация со сферой строительства нестабильная. На данный момент работы на всех не хватает, а большинство отделочников зарабатывают около 10 млн. Раньше выходило в два раза больше.

* * *

Иногда достаю с дальней полки свои мечты о работе инженером-конструктором, но потом открываю объявления и понимаю, что другого пути, нежели стройка, у меня уже нет. Да и зачем работать «на дядю» и нормировать свой день от звонка до звонка, забивая мысли бумагами и отчетами, когда в сфере ремонта ты сам себе хозяин? Года через два планирую начать строительство собственного дома где-нибудь на периферии: рядом с Минском участки слишком дорогие. Но какие бы у нас ни были планы, жизнь сама поставит на рельсы, по которым придется идти.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by