Зарплата почти $4000 в месяц, жизнь в вагончиках и 4G LTE посреди тундры: белорусы отправились работать строителями на Крайний Север

 
26 ноября 2015 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Уехать за три тысячи километров от дома в поисках доходной работы — это не на форумах киснуть, в сотый раз обсуждая свою горькую судьбу и невозможность честно заработать приличные деньги. «Отмахать» такое расстояние в направлении Крайнего Севера рискнули двое друзей из славного города Каменца — Иван и Виталий. До этого молодые люди рассчитались с государством за высшее образование, отработав два года по распределению. Зарплата около 3 млн рублей и знаменитая неповоротливость госконтор помогли осознать: в жизни надо что-то менять, причем кардинально.

— Так как белорусский рынок труда находится не в самом лучшем состоянии, нам пришлось существенно расширить регион поиска. Почти сразу выбор пал на Российскую Федерацию: для работы там не требуется получения каких-либо документов в виде разрешений и виз, — объясняет логику своих действий Иван.

* * *

Подходящие вакансии мы искали долго. Неизвестно, сколько еще пришлось бы потратить времени, если бы знакомый не посоветовал интересный вариант, который на первый взгляд был жутковат: работа в районах Крайнего Севера. Правда, в нефтедобывающей отрасли, что сулило немалые дивиденды. Поразмыслив, решили, что стоит разузнать все поподробнее. Работодателем оказалась фирма, которая занимается строительством и содержанием площадок под нефтяные скважины и подъездов к ним.

Мы с Виталием связались по телефону с представителями компании. После беседы нас попросили выслать резюме, а также копии различных документов: дипломы, трудовые. В итоге предложили должности, которые нас заинтересовали: мне — маркшейдером (геодезистом), другу — мастером. Также сразу оговорили ориентировочный уровень заработной платы — сошлись на 100 000 российских рублей за вахту. Всех все устроило, поэтому назначили сроки нашего приезда. Фирма к тому же пообещала компенсировать затраты на проезд.

Нам предстояло преодолеть более трех тысяч километров в пути — таких дальних поездок ни в моей, ни в Виталиной жизни еще не было. Понятно, что были и опасения, сомнения, но больше ожидания и надежды, что все пойдет по плану.

Прибыть нам надо было в город нефтяников и вахтовиков Усинск, расположенный в Республике Коми. Маршрут состоял из нескольких этапов: сперва мы добрались на поезде из Бреста в Минск, затем на маршрутке из Минска в Москву. Такой путь был выбран неслучайно: стоимость билетов с пересадками выходила практически в два раза ниже стоимости прямого маршрута, а время в пути не отличалось.

Дорога из Минска в Москву заняла около восьми часов, в столицу соседней страны мы прибыли рано утром. Поезд на Усинск отправлялся поздно вечером, а это означало, что целый день можно было посвятить прогулкам по Белокаменной. Первым делом решили доставить свои вещи, которых было немало, на Ярославский вокзал — нашу отправную точку.

Как новичков, ни разу не бывавших в Москве, нас, конечно же, впечатлило метро — глубокое (устаешь ехать на эскалаторе) и «безжетонное» (все пользуются проездными карточками). Но больше всего поразило то, что в вагонах работает бесплатный беспарольный Wi-Fi. Я сразу же протестировал скорость при помощи мобильного приложения. Она оказалась в районе 50 Мбит/с — по нашим меркам, весьма высокая.

Посетив главные московские достопримечательности, уже порядком уставшие, вечером мы с удовольствием сели в поезд Москва — Воркута. Впереди был долгий (полуторасуточный) путь в плацкартном вагоне.

В Усинске нас встретили представители фирмы, с которой была договоренность о трудоустройстве, и отвезли в офис. Там мы долго и обстоятельно разговаривали с руководством, а под конец беседы выяснилось, что на данный момент по предложенным ранее должностям работы нет: все основные этапы ведутся только в зимний период. «Успокоили», что пока есть возможность потрудиться разнорабочими. Пришлось согласиться на такой вариант, так как деваться нам было некуда: двое обманутых белорусов в абсолютно незнакомом городе за три тысячи километров от дома со скромной суммой денег на руках, которой едва хватало на обратные билеты.

Нас поселили в строительные вагончики, которые здесь называют балками. В одном вагончике могло жить от двух до восьми человек (в зависимости от должности). Сразу же выдали спецодежду, а также стали оплачивать питание в столовой из расчета 400 рублей в сутки. Теперь о самом главном: заработную плату пообещали всего 1000 рублей в сутки, что в три раза меньше оговоренной ранее суммы. И, конечно же, неофициально. Работу приходилось выполнять самую разнообразную: от сортировки спецодежды и спецобуви до бетонирования дорожек и монтажа металлических каркасов будущего общежития.

Какой-то предвзятости к белорусам и вообще к кому-либо на Севере нет, к «новеньким» и «стареньким» относятся нормально. Главное — работай. А трудятся здесь люди не только со всей России, но и из стран СНГ. Кстати, большинство — бывшие заключенные, так как можно просто прийти, записаться и отработать любое количество дней — сколько выдержишь.

Положение разнорабочих с невысокой зарплатой нас, понятное дело, не устраивало. Но и сдаваться и сбегать домой из-за того, что ожидания не оправдались, мы не планировали. Все-таки поворачивать назад, преодолев такое расстояние, неправильно. Решили: будем искать что-то другое. Проработав неделю, отпросились в будний день в город под предлогом покупки теплых вещей (в августе температура воздуха держалась в районе 5 градусов, а в Беларуси в это время было 25). Наугад пошли по Усинску в поисках подходящей работы. Сам город показался довольно интересным: он устроен таким образом, что частный сектор, к которому мы привыкли на родине, попросту отсутствует. Вместо него — огромное количество фирм, занимающихся строительством различных коммуникаций и объектов добычи нефти.

Тут мы сразу же почувствовали огромную разницу между городами Беларуси и Усинском: найти новую работу не составило проблем. При желании даже ходить далеко не надо: прямо за забором нашей фирмы располагалась дорожное предприятие, где нас готовы были принять сию же минуту. Однако предлагаемая зарплата показалась нам недостаточной.

Походив по городу всего несколько часов, мы нашли много действительно хороших вариантов и, выбрав из них лучший, остановились на фирме, занимающейся строительством площадок под нефтевышки (зарплату предложили даже выше, чем мы изначально рассчитывали). Оказалось, что в этой компании работает много белорусов, занимающих в основном руководящие должности. Только за тысячи километров от родины, в незнакомом месте понимаешь, как все-таки приятно встретить земляков даже на краю света.

На новую работу нас брали официально, поэтому необходимо было пройти серьезный медосмотр, после которого выдается справка о пригодности к работе в районах Крайнего Севера. На время прохождения медосмотра фирма выделила нам для проживания номер в гостинице. Через несколько дней, когда справки были получены, мы вдвоем пошли в отдел кадров, где нас оформили «по-белому», заведя трудовые книжки российского образца. В течение дня мы заполнили все бумаги, получили спецодежду и поехали на объект.

Далее наши пути разошлись: Виталя остался на базе в Усинске, а я отправился на объект севернее Усинска на 50 километров.

Крайний Север не может не удивлять. Здесь все по-другому. Например, солнце рано всходит и рано заходит (сейчас рассвет около семи утра, а в 14:00 уже темень), к тому же висит очень низко над горизонтом. Несмотря на то, что Коми гораздо восточнее Беларуси, часовой пояс такой же, как у нас. Здесь просто огромные, необъятные реки, а лес низкий — лесотундра.

Буквально на каждом шагу множество дикоросов, которые никто особо не собирает. Для большинства «тихая охота» и рыбалка и есть основной активный досуг: развлекать на объекте тебя никто не будет. Остается смотреть фильмы онлайн и лазить в интернете.

Если выдается ясный и морозный день, то вечером можно увидеть потрясающие полярные сияния. Сфотографировать их на камеру мобильного телефона так, чтобы передать всю красоту, к сожалению, не получается, видны только светлые пятна на темном фоне. Впереди полярные дни и ночи, посмотрим, что это и как можно жить и работать в таких световых условиях. Сейчас везде выпал снег — стало очень красиво. Говорят, зимой наметает большие сугробы, бывает, что даже из двери выйти тяжело — проще открыть окно внутрь и выбраться через него.

Благодаря дальней поездке нам с другом удалось не только своими глазами увидеть, но и символически пройтись по одной из пяти главных параллелей — Северному полярному кругу. Прямо возле нас находится соответствующая стела.

Да и сам город, несмотря на то, что появился на свет он благодаря открытию больших нефтяных и газовых месторождений, не «пустой». В нем есть свои достопримечательности: памятники, мечети, а также самый северный на земле женский монастырь. Возле Усинска есть заповедники, живописные скалы и скальные входы, реки Уса, Колва и Печора.

Любопытно смотреть и на уклад жизни местного населения — кочевников-оленеводов.

Несмотря на то, что работаем мы, по сути, посреди тундры, здесь нет никаких проблем с интернетом. Так что связь с родственниками не прерывается: соцсети, Skype, Viber. Необычно, но здесь действительно хорошо тянет 4G LTE, который у нас только тестируется. Шустрая связь в богом забытых местах — по-настоящему здорово (за ночь можно скачать больше десятка фильмов).

Вообще, эмоций здесь испытываешь много: все новое, непривычное, знакомства с интересными людьми. Хотя в душе и на тоску по родственникам и родине место тоже остается.

Сейчас я живу в строительном городке, который состоит из административного здания и все тех же балков. По сути, мы базируемся на карьере, из которого берется грунт для строительных нужд. В административном здании располагается общежитие, есть ванная комната, где можно принять душ и постирать одежду в стиральных машинах. Горячая вода есть всегда, ее наличие обеспечивается за счет электронагревателей.

Почти все работники питаются в столовой, но завтраки-обеды-ужины можно готовить и самостоятельно: для этого есть все условия. Еда нормальная, каждый день новое меню. Разнообразием оно не отличатся, но готовить все же стараются по-домашнему. Как правило, на первое дают щи, на второе — гречневую кашу или макароны с мясом и салат из овощей. Ну и, само собой, компот. Также в столовой можно купить всякие вкусности (конфеты, соки, печенье), но выбор не особо богат. Деньги за питание вычитают из зарплаты — в среднем за месяц получается около 8 тыс. российских рублей.

Любопытно, но на новом месте условия проживания для инженеров и рядовых рабочих одинаковые: все живут в балках, рассчитанных на восемь человек. Правда, места в вагончиках, по-хорошему, не хватает. Даже если в помещении живет пять человек, уже тесно. В целом в балках есть все, что необходимо для жизни: холодильник, электроплитка, двухъярусные кровати, умывальник.

Работают все вахтовым методом. Минимальное время работы составляет 15 дней, а вот максимальное не ограничено. После вахты можно съездить домой отдохнуть. Но, как сами понимаете, частые поездки на такое расстояние затратны. Поэтому люди могут трудиться два-три месяца подряд, а то и больше вообще без отдыха. Да, выходные при таком методе работы не предусмотрены. Так и получается, что в месяц мы отрабатываем около 300 часов.

Рабочий день длится 12 часов, из них 10 часов непосредственно работы и 2 часа на обед и отдых. На объекте трудятся в две смены: первая — с семи утра до семи вечера (обед с 12:00 до 14:00), вторая — с семи вечера до семи утра (перерыв с 0:00 до 2:00). Ну и, само собой, есть перерывчики, чтобы согреться в теплом месте и попить горячего чая.

* * *

— Пока уезжать домой мы не собираемся: уже привыкли к графику, хорошо ориентируемся в том, что и как надо делать, раззнакомились с людьми. Кстати, температура воздуха здесь сейчас около минус 20 градусов, — оптимистично заключает Иван.

Если вы также уехали за границу работать в сфере строительства или гостиничного бизнеса и хотите рассказать об этом, пишите на ok@onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by