Принято считать, что самое красивое метро в мире построено в бывшем Советском Союзе. Безусловно, подземные мраморные дворцы в Москве и Санкт-Петербурге, Киеве и Ташкенте не могут не впечатлять, особенно обывателей из стран «капиталистического лагеря», привыкших к строгому функционализму своих метрополитенов. Тем не менее и там, на западе и востоке от пространства, некогда объединенного идеей строительства коммунизма, существуют станции, которые способны составить конкуренцию и нашим бывшим братским соседям. Onliner.by отобрал для вас десятку самых крутых.
1. Станция Rådhuset, Стокгольм, Швеция
Во второй половине 1960-х — первой половине 1970-х годов Стокгольмская туннельбана развивалась особенно активно. Значительная часть трасс самых свежих Красной и Синей линий метрополитена прошла под землей, что вынудило строителей работать в тяжелых условиях. Им пришлось фактически вырубать тоннели и станции на глубине 25—35 метров в скальном основании, на котором стоит город. Сложность задачи компенсировалась получившимся в конечном итоге результатом.
На большинстве «скальных» станций 1970—1980-х годов было решено сделать горную породу главным декоративным элементом их оформления, а для придания подземным метровокзалам индивидуальности — отдать их в распоряжение современным художникам и скульпторам, сумевшим сформировать достойную оправу для сурового скандинавского антуража. Каждой станции удалось придать свое лицо, сохранив общий уникальный стиль, хорошим примером которого является, например, станция «Ратуша» в центре шведской столицы.
2. Станция Rathaus-Süd, Бохум, Германия
Но даже стокгольмская «Ратуша» не сравнится с одноименной станцией в германском Бохуме по умению сделать архитектурный минимализм необычным достоинством проекта. Бюро Pahl + Weber-Pahl Architekten, выигравшее тендер на создание объекта, предложило вернуться к эстетике обнаженного бетона, столь популярной в 1960—1970-х годах.
Монолитные конструкции однопролетной станции были специально оставлены в своем первозданном виде. Чтобы разнообразить ее внутренний облик, потолок решили сделать в виде пересекающихся под острыми углами ребер, которые дополнительно разрезаны стеклянными световыми фонарями, выходящими прямо на поверхность земли. Эффектная подсветка стен завершает брутальный интерьер, который придется по вкусу не каждому, но запомнится определенно всем. Похожий художественный образ уместно было бы использовать и в минском метрополитене на станциях, расположенных в рабочих, заводских районах, например на перспективных «Шабанах».
3. Станция Olaias, Лиссабон, Португалия
Минимализмом единым европейские метрополитены, разумеется, не ограничиваются. В 1998 году к открытию в португальской столице Всемирной выставки «Экспо-1998», посвященной океанам, в эксплуатацию были сданы и шесть новых станций местной подземки. Все они схожи в своем оформлении благодаря обращению к современному искусству, но даже на таком фоне станция «Олайяш» выделяется.
Архитектор Томаш Тавейра, объединившись с несколькими художниками, предложил применить на «Олайяш» сразу два, казалось бы, диаметрально противоположных декоративных подхода. С одной стороны, колонны станции облицевали металлическими панелями ржавого цвета с имитацией заклепок, отчего возник дизельпанковский образ второй половины XIX века с его промышленной революцией, с другой — этот образ жестко контрастирует с яркой отделкой стен станции и агрессивными, практически супрематическими конструкциями в его фойе. В итоге получился динамичный контраст старого и нового, консервативного и актуального, находящегося одновременно и в борьбе, и в неразрывном единстве.
4. Станция Arts et Métiers, Париж, Франция
До середины 1990-х это была обычная старая парижская станция, открытая еще в 1904 году рядом с Национальной консерваторией искусств и ремесел и потому получившая название «Искусства и ремесла». Но в 1994 году к 200-летию учреждения ее было решено реконструировать, превратив в не слишком типичный для метро Парижа объект искусства.
Бельгийский художник Франсуа Шуйтен разработал концептуальный проект, который должен был напомнить французам и гостям города произведения Жюля Верна. Станцию обшили медными листами, за импровизированными иллюминаторами разместили фрагменты экспозиции Национальной консерватории, расположенной над «Искусствами и ремеслами». На потолке устроили стилизованные колеса и шестеренки, а все это вместе стало напоминать аттракцион, настоящее чрево «Наутилуса» из романа «Двадцать тысяч лье под водой».
5. Станция Plac Wilsona, Варшава, Польша
Станцию под варшавской площадью Вудро Вильсона открыли 10 лет назад, в 2005-м, но за прошедшее время она не потеряла внешней эффектности при общей лаконичности метрополитена в столице Польши и не зря почитается местными жителями как один из красивейших подземных вокзалов города.
Это хай-тек в чистом виде. Серо-стальная цветовая гамма, стеклянный павильон над вестибюлем, металлические и гранитные элементы, абстрактные мозаики… И над всем этим — крупная овальная конструкция, образованная концентрически расходящимися линиями. По сути, это люстра, которая одновременно и освещает станцию, и сама подсвечивается разными цветами в зависимости от времени дня.
6. Станция Пухын, Пхеньян, КНДР
Говорят, первую линию пхеньянского метро строили китайцы. Северокорейские братья по революционной борьбе расплачивались за работы не слишком активно, отчего в отношениях между двумя странами пробежала очередная кошка. Тем не менее в сентябре 1973 года чучхейская подземка заработала на радость местным жителям и зарубежным туристам. Несмотря на то, что на дворе были уже 1970-е, первые станции были выполнены скорее в стиле, господствовавшем в соцлагере в 1930—1950-е годы. Товарищ Сталин был бы доволен.
Станция «Пухын» («Возрождение») — одна из самых торжественных в метрополитене Пхеньяна, поэтому она и входила в обязательный маршрут интуристов. Получившая щедрое монументально-декоративное оформление (мозаика «Великий вождь товарищ Ким Ир Сен среди рабочих» на торцевой стене, барельефы на путевых стенах), она чем-то напоминает минскую станцию «Парк Челюскинцев», разве что люстры, похожие на азиатские фонарики, выглядят куда роскошнее.
7. Станция Wilhelminaplein, Роттердам, Нидерланды
Еще один образец модного современного подхода к архитектуре метро. Станция была открыта в 1997 году, и ее авторы из студии Zwarts & Jansma Architects, очевидно, вдохновлялись творчеством британской суперзвезды Захи Хадид.
Изогнутые «текущие» формы, светлая колористика, перфорация потолка и стен крупными круглыми отверстиями — оказывается, образ фантастического корабля, бороздящего просторы Вселенной, можно создать и такими, относительно скромными средствами.
8. Станция Szent Gellért tér, Будапешт, Венгрия
В 2000-е годы минчане подустали от однообразного дизайна новых станций родного метро. «Грушевка» и «Кунцевщина», «Каменная Горка» и «Могилевская», «Малиновка» и «Уручье» отличаются разве что расположением колонн на платформе, цветом их облицовки да шрифтом названия на путевой стене. Между тем в мире немало примеров, когда необычный, эффектный облик типовой станции достигается простыми, доступными методами.
Например, станция «Сент-Геллерт тер» («Площадь святого Герарда») в Будапеште имеет стандартную пилонную конструкцию, но очень запоминающийся образ. Для этого ее просто облицевали разноцветной мелкой плиткой, которая в совокупности образует закрученный контрастный спиральный рисунок. В дополнение к этому бетонные конструкции перекрытия вестибюля оставили вовсе без отделки. Получившаяся динамичная сетка ферм общий эффект лишь усиливает.
9. Станция Westfriedhof, Мюнхен, Германия
Еще один пример такого подхода был продемонстрирован в баварском Мюнхене. В 1998 году там открыли вначале ничем не выдающуюся станцию, но в 2001 году путем добавления всего одного элемента она кардинально преобразилась.
Здесь установили 11 больших светильников с красными, желтыми и синими лампами. Путевые стены станции также подсветили сине-фиолетовым цветом. В итоге типовой метровокзал превратился в отличный образец стильной современной архитектуры, задающий торжественное настроение всем приезжим. Это немаловажно, ведь Westfriedhof находится у Западного кладбища, одного из крупнейших в городе.
10. Станция Toledo, Неаполь, Италия
Неаполь, мягко говоря, не самый богатый и безопасный город Италии. Пытаясь избавиться от во многом навязанного ему имиджа, неапольский муниципалитет разработал программу Stazioni dell’arte («Станции искусства»). В соответствии с ней заказы на оформление новых и реконструкция старых метровокзалов, первые из которых появились еще в 1993 году, отдавались известным архитекторам и художникам. Результат не заставил себя долго ждать.
Например, станция Toledo, открывшаяся в 2013 году, немедленно получила престижную архитектурную премию LEAF как «Лучшее общественное здание года» и неоднократно возглавляло список красивейших метровокзалов мира. Действительно, достигнутый мозаиками эффект завораживает, но самое главное, что на этом власти Неаполя не останавливаются. Следующую станцию Duomo у кафедрального собора, строительство которой уже ведется, проектирует знаменитый Максимилиано Фуксас.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by