Увидеть Гранд-Каньон. Минчанин об исполнении мечты — двухдневном походе по природному чуду света

 
23 ноября 2015 в 8:00
Автор: Лора Нагапетян
Автор: Лора Нагапетян

«Гранд-Каньон представлялся мне таким же необычным, как Марс. В реальности практически так и есть. Я шел, смотрел по сторонам, с каждым поворотом — новый пейзаж. В голове мысли: вот карта, вот каньон, а переместился я сюда из другой части света». Минчанин Владимир исполнил свою детскую мечту, наполненную загадками индейцев и дикой природой Америки, и совершил пеший переход через непризнанное чудо света — Гранд-Каньон. О подготовке к путешествию, нескольких днях, посвященных себе и охровым пейзажам вокруг, он рассказал Onliner.by.

Гранд-Каньон в штате Аризона называют непризнанным природным чудом света. Лицезреть скалы и пещеры, прорезаемые рекой Колорадо, сфотографироваться на их фоне и пройти сквозь каньон сюда ежегодно приезжают миллионы людей. Для туристов разработано несколько способов освоения скалистой местности: сплав по реке, полет на вертолете, пеший и велосипедный походы. Владимир решил преодолеть каньон пешком. На это требуется несколько дней.

«Дюны — пересечь, на гору — залезть, каньон — перейти. Иначе путешествие не засчитывается»

Владимир уточняет: это далеко не первое его путешествие. До США он успел исколесить всю Европу, побывать в Китае, Индии, Перу. Пришло время самой масштабной поездки, мечту о которой большинство людей на планете лелеют где-то у себя в мыслях, но откладывают из-за нерешительности и ограниченности финансов. Туристическую мультивизу на год Владимир с супругой получили еще прошлой весной, но летом в США очень жарко, поэтому было решено лететь в сентябре.

— Америка манила своими национальными парками и дикой природой. Люблю бывать там, где есть необычные ландшафты, пейзажи, условия. А Гранд-Каньон представлялся мне таким же необычным, как Марс. В реальности практически так и есть.

Идея перейти Гранд-Каньон пешком для меня была естественной: если есть два края, то обязательно надо пройти от одного до другого. Есть путешественники, которым достаточно проехать мимо на автобусе, посмотреть — и нормально. Для меня важно освоить пространство, пощупать, пройти от и до. Дюны — пересечь, на гору — залезть, каньон — перейти. Иначе путешествие не засчитывается.

Пара остановилась в городе Тусаян. Снять жилье можно в отелях, мотелях, палаточных городках, частных комнатах. Стоимость ночлега — от $90 до $220. Забронировать можно через Booking.com. Рестораны в окрестностях каньона дорогие. Ужин стоил от $50 до $150. Спутница Владимира от похода отказалась, готовиться пришлось в одиночку.

«Главная улица городка Тусаян, где мы поселились (там, кстати, много байкеров: любят они Гранд-Каньон)»
«Можно селиться в кемпингах для трейлеров (если приехать на трейлере)»

Сюрпризом стал факт, что для того, чтобы пересечь каньон, нужно побегать по инстанциям. Правительство ограничило въезд и места для поселения, чтобы миллионы туристов не превратили каньон в свалку.

— Если ты приехал в Гранд-Каньон, ты можешь гулять, где хочешь, спускаться внутрь, но нельзя оставаться внутри каньона ночью. Разрешение на такую ночевку получают отдельно, подав специальный запрос в National Park Service за четыре месяца до предполагаемой даты. Нужно указать точную дату ночевки и правильно разбираться, в какой именно зоне каньона ты хочешь переночевать. Я эту информацию долго искал в интернете. Заявку рассматривают, по неизвестным критериям дают разрешение или отказ. Думаю, созданы эти сложности специально, чтобы сузить поток туристов.

Итак, ты все сделал правильно и тебе повезло — тебе дали разрешение переночевать в какой-либо точке Гранд-Каньона. В точную дату приходишь туда и в точную дату уходишь. И, конечно, не забываешь разрешение (оно непромокаемое и крепится к палатке). Рейнджеры ходят и проверяют, нет ли нелегальных палаток. $30 стоит въезд на территорию национального парка, $15 — разрешение на ночевку внутри самого каньона.

«Я только что получил на руки „пермит“ — разрешение на ночевку»

«Главное — не упустить фан, останавливаться и смотреть на дикую природу»

Гранд-Каньон можно пройти от южного края до северного или наоборот. Время отправки никто не устанавливает, но, как правило, люди отправляются в путь ранним утром, чтобы на следующий день оказаться в нужном месте. Там их поджидает машина, и обходной дорогой в 450 километров привозит обратно.

— Путь начался в 5 утра. Именно в это время светлеет. Когда мне давали разрешение, спросили: вы уверены, что способны на это, ведь расстояние большое — 37 километров? Я сказал: да, уверен, что пройду без усилий. В процессе я понял, что переоценил свои силы.

Владимир рассказывает, что 10% людей, с которыми начинаешь поход, немного гуляют и идут обратно. Поэтому в первые пару часов на тропинке не протолкнуться. «Hi», «Hello», «Where are you going?» слышится со всех сторон. Потом ряды редеют, а на глубине соратники встречаются раз в час.

Для меня Гранд-Каньон был великим местом в масштабе планеты, а перейти его значило приобщиться к этому месту. Сначала был извилистый спуск длиной около 2,5 километра. Каждый виток тропы открывал что-то новое. В голове мысли: вот карта, вот каньон, а переместился я сюда из другой части света.

Потом по диагонали нужно пересечь всю ширину каньона — это около 17 километров. Внизу очень жарко. И мне еще повезло, что день выдался облачный.

Примерно в середине пути — река Колорадо. Она бывает разного цвета в зависимости от того, где выше по течению шли дожди. Река может быть красного, как глина, цвета, белого, как молоко, голубого. Мне попалась красная Колорадо.

Далее, пока светло, нужно дойти до лагеря перед началом подъема на северный край. Нагрузка все-таки приличная, передышки и перекусы требовались все чаще.

Были участки, где я шел один часа полтора. Иногда страшно, что будет за поворотом. Хотя в большей степени я был уверен, что все будет хорошо.

По пути часто хочется сойти с тропинки поближе к краю, чтобы увидеть идеальный ракурс. Соблазн велик, и регулярно случается, что кто-то идет на излишний риск, падает, подворачивает ногу… Сотовая связь, кстати, не работает, так что травма ноги — большая проблема для самостоятельного путешественника в пустынной местности. Помощь, конечно, придет, но только со спасательным отрядом.

Потеряться на маршруте сложно. Новичкам полагается идти строго по тропинке с указателями, в которых легко разобраться. Эта тропинка на местном сленге называется «коридор». Интереснее, конечно, заходить в ответвления «коридора». Там есть много мест, где люди появляются раз в год, а то и реже. Там, кстати, тоже можно оставаться на ночевку, но такое разрешение получают только те, кто уже имел опыт походов по каньону.

Главное — не упустить фан. Я видел людей, которые утыкались в тропинку и шли, не смотря по сторонам. Но главное — останавливаться и смотреть на дикую природу. Тропинка окультурена, но американцы делают все, чтобы природа оставалась дикой.

«Индейцы все те же: в джинсах, с головными уборами, с колой в руках»

К природе американцы относятся с трепетом: палатки нельзя крепить к деревьям и кустам, в туалет ходить можно строго в отведенных для этого местах. Тот, кто хочет справить нужду в дикой природе, может получить большой штраф. За порядком зорко следят рейнджеры.

— У меня была мечта — выпить пива с рейнджером. К сожалению, их я не застал. Зря только пиво таскал. Рейнджеры — это сотрудники Национальной парковой службы. Их задача — следить за порядком, за состоянием природы, спасать людей. По статистике, несколько тысяч людей в год страдают от обезвоживания и получают травмы в Гранд-Каньоне.

До места, где мне была разрешена ночевка, я добрался к пяти часам. Оставалось немного времени на то, чтобы установить палатку, подготовиться ко сну и сделать парочку сумеречных фото. Успел немного пообщаться с соседями, но совсем коротко: все уставшие, голодные, хотят спать. Там в основном американцы. Для них это отпуск. Все удивлялись, когда я говорил о своей стране. Спрашивали: это где? В Европе о нас знают, в Америке — нет. Понимали по объяснению, что это между Россией и Европой.

В 19:00, когда в каньоне уже темно, все оперативно укладываются спать, чтобы утром продолжить миссию, говорит Владимир.

— А я еще какое-то время сидел и смотрел на темнеющие горы вокруг. Далеко на возвышенности стоял дом. Подумалось: как люди могут жить в такой местности, где одни туристы ходят и никакой цивилизации? Представляю, каково это — просыпаться и пить кофе, разглядывая каньон.

С восходом Владимир собрал палатку и пошагал вверх. Северный край почти на 500 метров выше южного и гораздо более крутой.

— Понимал, что главное — идти, медленно, но верно. Фотографировать стал реже — отчасти из-за усталости, да и боялся пропустить шаттл, который должен был забрать меня наверху в два часа дня.

В два часа следующего дня людей на северном крае ожидает машина. Успев к отъезду лишь впритык, Владимир немного расстроился: за оставшихся до отъезда полчаса толком не успеваешь понять, что совершил и насколько впечатляюще прошли два дня.

— Думал как следует отоспаться по дороге назад, но не удалось. Все 450 километров ты смотришь из окна по сторонам, чтобы не упустить красоты. То едешь через лес, который недавно горел и теперь состоит лишь из черных скелетов деревьев, то через поселения племени навахо. Удалось увидеть индейцев. Они все те же: в джинсах, с головными уборами, с колой в руках.

Обгорелый лес после пожара, который случился на северном краю каньона несколько лет назад

«Впечатления переживаются ярче, когда кто-то рядом их тоже ощущает»

Подбивая затраты, Владимир говорит, что они зависят от того, на что рассчитывает человек. Для того чтобы первая поездка принесла максимум удовольствия, пара намеренно не старалась экономить.

— Если ставить себе целью именно Гранд-Каньон, то уложиться можно в одну неделю. В этом случае расходы составят примерно $2000 на человека. Причем почти половина — это расходы на перелет. В нашем случае перелет стоил почти $900 на одного, но сегодня я встречаю предложения намного дешевле.

С собой в поход Владимир советует брать самый минимум: палатку, спальник, емкость для воды, еду.

Одеваться нужно легко, правда, иногда в каньоне идут дожди — на этот случай лучше позаботиться о дождевике. Обувь — обязательно горная, потому как сандалии скользят по камням. Шапка и очки обязательны, они спасают от солнца.

— Если есть возможность, рекомендую летом сходить в пеший поход, чтобы понять реакцию организма. Купить еду можно прямо у каньона накануне похода, но лучше сделать это заранее и попробовать, что из этой еды ты можешь есть, а что нет. Я, например, половину припасов есть не смог: на вкус еда оказалась несъедобной. Поголодал в дороге. А ведь в походе рекомендуется съедать в полтора раза больше своей обычной нормы. Много воды с собой брать не надо, ее много в колонках по пути.

Моя виза действует до 1 мая. Есть большой соблазн вернуться в Штаты и, конечно, в сам каньон. Что сделал бы иначе? Растянул бы путь и устроил две ночевки, чтобы не торопиться и физически приятнее было. Хотелось бы пройти каньон не в одиночку, чтобы было с кем разделить восторг. Впечатления переживаются ярче, когда кто-то рядом их тоже ощущает.

Читайте также:

 

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by