В этом году отопительный сезон в Минске начался чуть раньше положенного: нетипично холодная для октября погода смягчила сердца коммунальщиков, и тепло в батареях начало появляться с 7 числа. За несколько дней до этого жителям столицы сообщили, что теплосети находятся в боевой готовности и проблем с отоплением не возникнет. В целом так и получилось. Но уследить за всем и предусмотреть все невозможно. Спустя пару дней после поступления тепла в одной из квартир прорвало трубу в батарее, и кипяток затопил три нижних этажа. Серьезная авария оставила городские службы равнодушными, и помощь «примчалась» только спустя полтора часа. За это время отделка в квартире Маргариты и Вадима на втором этаже успела бесповоротно испортиться.
В доме по адресу Логойский тракт, 21, корпус 1, вода в батареях забурлила в пятницу, и обитатели многоэтажки 1977 года постройки зажили привычной и теплой жизнью. До вечера понедельника все было спокойно, ничто не предвещало беды. Жильцы квартиры на втором этаже были дома.
— Мы с дочкой сидели на кухне, — рассказывает Елена Николаевна. — Там все и началось. Вода хлынула из угла, пошла по розеткам и холодильнику. Потом начало лить по всей квартире. Такой потоп был, что мы не успевали собирать воду. Моментально надулся натяжной потолок в зале. Мы побежали к соседям сверху.
В небольшой «двушке» вода быстро устроила бассейн — по словам жильцов, ее набралось по щиколотку. Оперативно начали все выгребать и выливать, параллельно набирая номер ЖЭСа.
— Первым делом позвонили в диспетчерскую местного ЖЭСа, — говорит Маргарита. — До того как диспетчер все же отозвался, было сделано ровно 58 звонков — это количество отобразилось на мобильном телефоне. Ответ был следующий: время позднее, сантехников уже нет, звоните в аварийную службу.
Начали звонить в аварийку. Там тоже подняли трубку не сразу, и реакция была примерно такая же: у нас работает одна машина то ли на весь район, то ли на весь город, и приехать она сможет только через час-полтора.
Когда воды в квартире набралось сантиметров пять, начал мигать свет, а дверная ручка стала бить током. Супруги помчались к щитку выключать электричество.
— Это счастье, что никого не убило. В ЖЭСе присылать электрика отказались: проводка сперва должна просохнуть, а для этого потребуется не менее трех недель. Три недели придется сидеть без света.
Сотрудники аварийной службы слово сдержали — приехали ровно через полтора часа. Маргарита вспоминает, что около двух часов вода из трубы в квартире сверху хлестала нескончаемым потоком. Она залила второй этаж, а остановилась в помещении магазина на первом.
Когда на место прибыли специалисты, оказалось, что нет ключей от подвала. Поиск решения этой проблемы занял не менее получаса. В подвал проникли через соседнюю многоэтажку.
Ремонт в квартире Маргариты, конечно, дизайнерским не назовешь, но мебель аккуратная, обои и потолки новые. Девушка говорит, что ремонт на кухне совсем свежий, был сделан пару месяцев назад. Хотя это уже неважно, потому как испорчено оказалось абсолютно все:
— Потолки испорчены полностью, линолеум будем поднимать, вся мебель надулась, техника намокла, не говоря уже об одежде. Паркет через пару дней вздуется. На кухне потолок пластиковый — его нужно снимать, ведь под ним набралась вода. В зале из-под натяжного потолка до сих бежит струя. Антресоль в коридоре нужно снимать, из-за нее уже дверь в туалет не закрывается.
Затраты мы пока не оценивали. Но вы ведь знаете, какие сейчас цены. А ремонт нужно делать комплексный, мебель новую закупать, двери ставить…
Маргарита и Вадим с утра поехали в ЖЭС.
— В ЖЭСе никому ни до чего нет дела. Директор 15 минут выслушивал нашу проблему, посоветовал написать заявление и обязался прислать мастера для фиксирования ущерба. Проходит время, мастера все нет. Мы опять едем в ЖЭС, встречаем начальника, а он спрашивает: вы по какому вопросу? То есть через час он нас даже не узнал! Мы мастера сами взяли за руку и привели домой.
Владельцы квартиры-«виновницы» сидят в растерянности и даже не закрывают дверь. Ковры и другие промокшие вещи вынесены сушиться на лестничную площадку. Пенсионеры Лиокадия и Виктор говорят, что добиваться чего-то от ЖЭСа не намерены: пришли, починили — и то хорошо.
— Как все случилось? Очень просто. Рвануло — и все поплыло. Муж прикрыл дырку полотенцем, чтобы перло не так сильно, а я звонила в аварийку. Полтора часа она ехала. Это нормально? Аварийная, когда приехала, сказала, что причиной стал срыв гайки. Наверное, износ. Они ее заменили.
Сколько лет этим батареям? Вот как в 1979 году в квартиру въехали, так ничего и не меняли. Хоть бы когда-нибудь кто пришел и проверил эти батареи. Ноль эмоций. Такого, правда, никогда раньше не случалось. Еще хорошо, что мы дома находились в это время, а ведь могли быть на фазенде. Вины нашей я не вижу. Я виновата, что труба рванула? Домоуправление недосмотрело.
В магазине электроники на первом этаже сегодня все спокойно, но о вчерашнем продавец Татьяна вспоминает эмоционально:
— Раздался шум, ливнем полился кипяток. Аварийка ехала полтора часа — это просто безобразие. Вечером разгребали товары, снимали гипсокартон на потолке. Выключены сигнализация и пожарная охрана: боимся, что ударит током. Я представляю, что у людей наверху творится, но нам тоже досталось.
Выждав вечер и ночь, когда, как оказалось, службы работают не столь оперативно, как днем, Маргарита и Вадим снова поехали «в гости» в ЖЭС.
— Летом ведь отключают горячую воду, проверяют трубы. Должны были все еще тогда проверить. Вот и получилось, что включили отопление, а труба не выдержала. Будем требовать от ЖЭСа возмещения ущерба, если не получится — в суд, — рассуждают по дороге супруги.
В старом полуподвальном помещении ЖЭСа встречаем директора. Спрашиваем, кто виноват и почему так неоперативно отреагировали на аварию.
— Если бы я разбирался в этом, я бы с удовольствием ответил. Лучше спросите у мастера или у инженера. Все рассмотрим и будем действовать по закону, — говорит мужчина, сидящий в кабинете с надписью «Директор».
Мастер, молодой человек лет 25, оказался более соучастным к чужой беде.
— Совершенно точно скажу, что это вина ЖЭСа, и ремонт будет сделан на средства ЖРЭО Советского района. Пока решится, сколько нужно времени и денег на ремонт, пройдет примерно месяц. Сколько времени продлятся ремонтные работы? В данном случае долговато. Сперва нужно все просушить. Почаще проветривайте помещение, постараюсь выделить тепловые пушки.
— Почему сантехники не выехали на звонок?
— У нас их мало, а с началом отопительного сезона все они заняты. И это проблема всех ЖЭСов. Конечно, если бы и жильцы, и службы среагировали быстрее, то ущерб был бы меньше.
— А где теперь жить семье?
— Вода скоро уйдет с перекрытий, больше ее не будет. Сырость нужно проветривать. Все, что могу посоветовать, — разъехаться по родным на время. Мы ведь не спасаем людей.
Как жить в испорченной квартире и спать на промокшей мебели, семья не знает. Но ЖЭС тут точно бессилен. Зато закон полностью на стороне Маргариты и Вадима. Комментирует адвокат Минской городской коллегии адвокатов Елизавета Ярмош:
— Организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, обязаны систематически проводить технические осмотры жилых зданий. Цель осмотров — выявление дефектов жилых зданий, установление возможных причин их возникновения и выработка мер по устранению дефектов. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений, находящихся в жилых зданиях, устранением мелких неисправностей, наладка и регулировка приборов и оборудования.
Эксплуатирующая организация обязана информировать о проведении осмотров жилого помещения, о необходимости выполнения профилактических и ремонтных работ, если их невыполнение может привести к авариям, несчастным случаям либо причинить вред жизни, здоровью и имуществу жильца (ст. 9 закона Республики Беларусь от 16.07.2008 n 405-з «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»).
В рассматриваемой ситуации в случае, если не будет установлено, что авария произошла по вине собственника квартиры, эксплуатирующая организация должна будет в полном объеме возместить убытки. Жильцы также имеют право на компенсацию морального вреда.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by