Человечество всегда испытывало в чем-то необъяснимую, где-то слегка порочную страсть к гигантомании. Фараоны строили себе усыпальницы в виде пирамид, китайцы защищались от кочевников стенкой длиной в 9 тыс. километров, Нил и Енисей перекрывались могучими плотинами, океаны соединялись каналами, континенты пересекались железными дорогами, а облака пронзали шпили небоскребов. Останавливаться на достигнутом люди не собираются, продолжая с удовольствием менять доставшуюся им планету. Onliner.by составил топ-10 самых интересных современных строительных проектов, бюджет каждого из которых оценивается в десятки миллиардов американских долларов.
1. Промышленная зона Эль-Джубайль II, Саудовская Аравия — $80 млрд
Саудовская Аравия не намерена почивать на толстой нефтяной перине, справедливо полагая, что углеводороды когда-нибудь да закончатся. Местные шейхи щедро инвестируют в диверсификацию собственной экономики, занимаясь развитием новых высокотехнологичных производств. Крупнейшим из проектов такого рода является расширение промышленной зоны города Эль-Джубайль, расположенного на побережье Персидского залива.
Сейчас здесь сконцентрированы крупнейшие нефтехимические и металлургические предприятия страны. За следующее десятилетие существующую промзону планируется расширить еще на 6200 гектаров, построив, по сути, настоящий новый индустриальный город. Масштабные инфраструктурные вложения, новый порт, завод по опреснению воды, дороги, туннели и мосты, 50 тыс. квартир и, конечно, десятки новых производств обойдутся саудитам в астрономическую сумму, которая может достигнуть $80 млрд.
2. Калифорнийская высокоскоростная железная дорога, США — $68,5 млрд
Сооружение вдоль тихоокеанского побережья Калифорнии новой высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая должна соединить крупнейшие города штата удобным и быстрым общественным транспортом, называют крупнейшим общественным строительным проектом за всю историю США. Только его первая очередь (от Сан-Франциско до Лос-Анджелеса) обойдется налогоплательщикам в $68,4 млрд. Работы начались в 2015-м и продлятся 14 лет — до 2029 года.
Вторая очередь, бюджет и сроки реализации которой пока не определены, должна продлить магистраль до Сакраменто на севере и Сан-Диего на юге штата. Общая протяженность дороги при этом составит 1300 км. Планируется, что поезда смогут развивать скорость до 350 км/ч, а дорога, например, от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско будет занимать всего 2 часа 40 минут, что позволит составить конкуренцию авиаперевозкам на этом направлении.
3. Селлафилд, Великобритания — до $76,3 млрд
Атомный комплекс Селлафилд, расположенный в северо-западной части Великобритании на берегу Ирландского моря, прекратил свою работу еще в 2003 году, а уже в 2007-м начался долгосрочный проект по его демонтажу и реабилитации окружающей территории. В свое время станция стала первой АЭС капиталистического мира и местом производства британского оружейного плутония. Несмотря на свои небольшие размеры, за почти полвека работы Селлафилд успел стать одним из самых «грязных» атомных комплексов мира, чему способствовали и целых 22 случившихся инцидента, связанных с выбросом в окружающую среду радиоактивных веществ.
В настоящее время на демонтаж конструкции станции и постепенную очистку ее территории расходуется около $2,3 млрд ежегодно. По оценкам специалистов, в общей сложности процесс реабилитации может занять до 100 лет и обойтись в $76,3 млрд. Это крупнейший проект такого рода в мире.
4. Великая рукотворная река, Ливия — $25 млрд
Это был самый грандиозный проект покойного ливийского лидера Муаммара Каддафи и, возможно, самый масштабный ирригационный проект всего человечества. С начала 1990-х годов в стране стала строиться грандиозная сеть трубопроводов, насосных станций и резервуаров, с помощью которых пресная вода из Нубийского водоносного слоя (крупнейшего подземного пресного моря) стала доставляться из песков Сахары в обитаемую часть страны у средиземноморского побережья.
Это позволило не только напоить большинство ливийцев, но и ввести в сельскохозяйственный оборот большое количество ранее непригодных для этого земель. Специальные спринклерные установки, разбрызгивающие воду, дали возможность организовывать рядом с оазисами и небольшими городами комплексы полей, обеспечивающих населенные пункты продуктами питания. Полностью завершить реализацию проекта до обострения политической обстановки в Ливии не удалось, и его дальнейшая судьба остается неизвестной.
5. Новый аэропорт Стамбула, Турция — $26 млрд
Власти Стамбула, чьи два аэропорта уже не справляются с растущим пассажиропотоком, задумали ни больше ни меньше как не просто построить третьи «воздушные ворота» для самого большого города страны, но и сделать их крупнейшими в мире. Предполагается, что в 2019 году в 35 км от мегаполиса на берегу Черного моря в полную силу заработает аэропорт, воспользоваться услугами которого смогут до 150 млн человек в год.
Строительство комплекса началось в мае 2015 года. Новый аэропорт Стамбула заменит собой два действующих объекта и превратит турецкий город в важнейший мировой воздушный хаб. Здесь же будет построен и самый большой на планете аэровокзал, общая площадь которого составит миллион квадратных метров.
6. Международный экспериментальный термоядерный реактор, Франция — $17 млрд
В 2010 году на юге Франции в 60 км от Марселя началась реализация проекта, который, возможно, определит будущее мировой ядерной энергетики. Сразу несколько международных участников (ЕС, США, Россия, Индия, Китай, Япония и Южная Корея) объединились для конструирования и строительства ITER — Международного экспериментального термоядерного реактора. Этот проект призван на практике продемонстрировать человечеству преимущества термоядерного синтеза, более безопасного, чем традиционная ядерная реакция, применяющаяся сейчас на АЭС всего мира.
В отличие от обычных ядерных реакторов, на ITER энергия будет выделяться при слиянии ядер, так как это происходит, например, на главном обогревателе Земли — звезде по имени Солнце. Для получения энергии при этом не нужен дорогостоящий уран (используются дейтерий и литий), а побочным продуктом является нерадиоактивный гелий. Планируется, что в полной мере эксперименты на ITER начнутся в 2020 году.
7. Songdo IBD, Южная Корея — $40 млрд
Уже совсем скоро в 65 км к юго-западу от Сеула, рядом с международным аэропортом Инчхон в общем и целом закончится строительство нового международного делового района Сонгдо — проекта, который обойдется южнокорейскому правительству в $40 млрд. Его целью является создание, по сути, нового «умного» города, который должен превратиться в важнейший финансовый центр Азии и всего мира.
Любопытно, что строительство района ведется на 600 га намывной территории, фактически отвоеванной у Желтого моря. Всего здесь разместится 5 млн кв. м офисов, 900 тыс. кв. м торговых помещений и 80 тыс. квартир. Главным элементом комплекса уже стал 305-метровый небоскреб Northeast Asia Trade Tower. Кроме него, к 2018 году должно завершиться возведение Incheon Tower — пары башен-близнецов высотой в 600 метров.
8. Dubailand, Объединенные Арабские Эмираты — $55 млрд
Площадь в 278 кв. км, шесть огромных зон, 45 «мегапроектов» и 200 проектов поменьше, главной задачей которых должно было стать развлечение человека разумного всеми доступными на земле способами, множество разнообразных торговых центров, тематических парков с аттракционами, отелей, спортивных комплексов, автодром, гольф-поле и горнолыжный курорт… «Дубайленд» задумывался как крупнейший на планете развлекательный комплекс стоимостью в $64,3 млрд.
В 2008 году под влиянием мирового экономического кризиса реализацию проекта приостановили, но в 2013 году запустили вновь, хотя бюджет «Дубайленда» был несколько урезан, а строительство отдельных объектов отменено. Тем не менее к 2020 году комплекс должен заработать в полной мере и окончательно обеспечить Дубаю лидерство среди эмиратов государства, превратив его в важный туристический центр общемирового значения.
9. Готардский базисный тоннель, Швейцария — $10,3 млрд
Уже 1 июня 2016 года в Швейцарии должен быть сдан в эксплуатацию объект, равного которому нет в мире. Готтардский базисный тоннель протяженностью 57,1 км, строительство которого продолжалось 20 лет, станет самым длинным и глубоким в мире.
Благодаря транспортному сооружению, которое будет способно пропускать скоростные пассажирские поезда, дорога, например, из Цюриха в Милан сократится на целый час — до 1 часа 25 минут. Определение «базисный» в названии тоннеля означает, что его трасса пройдет у самого подножия пересекаемого Готардского горного массива, и поезда смогут попадать в него прямо с равнинного участка, что позволит им сохранять свою скорость.
10. Репозиторий Юкка Маунтин, США — 44 млрд
В 2002 году в американском штате Невада по соседству с главным атомным полигоном страны началось строительство грандиозного хранилища для глубокого захоронения отработанного ядерного топлива. Объект расположили на глубине в 300 метров под горой Юкка, длинным хребтом в 130 км от Лас-Вегаса. Он представляет собой U-образный тоннель длиной в 8 км и шириной 7,6 м, от которого предусмотрены специальные ответвления, предназначенные для хранения ядерных отходов.
Строительство репозитория немедленно вызвало возмущение прогрессивной общественности, которой удалось при демократической администрации Обамы добиться своего и заморозить проект, на который к тому времени было истрачено около $13 млрд. Однако при новом республиканском конгрессе в 2015 году финансирование сооружения, вполне возможно, возобновится. Общий его бюджет составляет около $45 млрд.
Впрочем, некоторые из мегапроектов современности сложно оценить из-за их засекреченности. Например, до сих пор неизвестно, что за объект с 1979 года строится под южноуральской горой Ямантау в Башкирии. Ясно только, что это что-то огромное, крайне секретное и очень дорогое.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by