Тайный гость в санаториях. «Боровое»: душевный «огонек» за ужином и кровати «с пробегом»

 
01 сентября 2015 в 8:00
Источник: Данила Ювачёв
Источник: Данила Ювачёв

Onliner.by открывает новый цикл проекта «Тайный гость». На протяжении августа наши корреспонденты под видом обычных отдыхающих покупали туры выходного дня и посещали известные белорусские санатории. Тщательному и беспристрастному изучению были подвергнуты 6 здравниц, чьи названия заслуженно на слуху: «Юность», «Радон», «Боровое», «Белая Русь», «Озерный» и «Приднепровский». Где приятно удивили? Где обнаружились плесень и «погрызенные» тумбочки? Где не отпускают обещанные процедуры? Как протекает на отдыхе ночная жизнь? Начинаем цикл репортажей с санатория «Боровое», расположенного на удалении 100 километров от Минска возле поселка Бегомль Витебской области, двухдневный отдых в котором обошелся нам в 2 734 000 рублей на двоих.

Номер забронировали за месяц до поездки. Для этого потребовалось заполнить специальную форму на сайте санатория, после чего на электронный ящик нам выслали договор и памятку с правилами заселения и проживания. Заполнив пустые графы в договоре и оплатив полную стоимость двух путевок в отделении банка (2 028 000 рублей), мы отправили обратно «сканы» документов и получили подтверждение брони.

Санаторий начинается с КПП, где дежурит милиционер. Рядом с «будкой» — автостоянка примерно на 100 машин. Сутки парковки стоят 20 тыс. рублей, но можно бросить машину на обочине и ничего не платить. При желании прибывшим отдыхающим позволяется проехать за шлагбаум к спальным корпусам, чтобы выгрузить сумки.

Дежурный администратор на ресепшн попросила паспорта и известила о необходимости оплатить курортный сбор — 3% от стоимости путевки. Оформление заняло около пяти минут и прошло без заминок.

Пункта обмена валют в санатории нет, на что, кстати, позже нам пожаловались российские туристы, которым пришлось ездить с наличностью в Бегомль. Зато имеется банкомат, а расплатиться за дополнительные услуги можно карточкой.

В стоимость нашей путевки было включено только проживание и питание. Как выяснилось, прежде чем заказать любую процедуру (даже обычный массаж), необходимо посетить терапевта и оплатить его консультацию — 54 200 рублей.

— У любой процедуры есть свои противопоказания. Только врач решит, что вам можно, а что нельзя, — пояснила администратор и указала номер кабинета.

Терапевт отнеслась к нам с должным вниманием. Участливо расспросив о состоянии здоровья, доктор померила давление, попросила приподнять брюки и проверила состояние вен на ногах, показала, какие упражнения надо выполнять за офисным столом, чтобы не уставала спина. Консультация длилась около 15 минут.

Из процедур мы выбрали подводный душ-массаж, аппликацию грязи и электросон. О своих впечатлениях и ощущениях расскажем чуть позже.

Назад в девяностые

К 12:00 нас уже ждал люкс в корпусе №3. Он намного просторнее обычного двухместного номера, а стоит всего на 68 тыс. дороже. Этим и был обусловлен наш выбор. Номер оказался в самом деле огромным: две спальни, зал, еще одна комната с раскладным диваном, гардеробная, туалет и просторная ванная комната с окном.

Потертый паркет, скрипучие дверки шкафов, расшатанные двуспальные кровати, старые коврики… Даже беглого взгляда на меблировку хватает, чтобы понять: время в номере остановилось где-то в конце девяностых.

Помимо телевизора с приставкой Zala, люкс укомплектован феном, утюгом, электрочайником, обогревателем, телефоном, напольными весами и сейфом, закрываемым на ключ.

Состояние одной из кроватей выдает ее большой «пробег». Боковые панели скреплены с изголовьем и задней стенкой металлическими уголками, болтами и гайками.

На матрасе другой кровати обнаружилось пятно неизвестного происхождения. Впрочем, не будем придираться к мелочам. Мы не в пятизвездочном Hilton, на некоторые недостатки можно закрыть глаза.

Из минусов номера, кроме старой мебели, можно отметить отсутствие кондиционеров в спальнях и розеток в ванной комнате.

Справедливости ради стоит отметить, что в корпусе №1, где несколько лет назад была проведена реконструкция, номера выглядят посовременнее.

«Все вкусно, но не хватает приправ»

Пришло время подкрепиться. Мы покупали путевку с заказным меню, но, к сожалению, по факту выбрать себе еду оказалось невозможно. Заказывать блюда надо за несколько дней, делая пометки в меню.

На обед подали овощной салат, щи со сметаной, котлету в хлебной панировке с картошкой и компот.

Порции малыми не назовешь. Санаторская еда мягкая и незамысловатая. Наверное, человек с двумя-тремя зубами может проглотить практически любое здешнее блюдо.

Официантки приветливы, здороваются и желают приятного аппетита. Ждать блюда приходилось не дольше нескольких минут, а пустые тарелки долго на столе не задерживались.

В конце зала стоят столы с хлебом и овощной нарезкой: помидоры, огурцы, морковь, свекла, капуста и так далее. Можно подходить и накладывать в тарелку.

Во втором зале столовой самообслуживание — шведский стол. Такой тип питания увеличивает стоимость койко-дня на 58 тыс. или 74 тыс. рублей (в зависимости от типа путевки).

— В прошлом году мы брали шведский стол, сейчас заказное меню. Большой разницы, честно говоря, не замечаем, — рассказал нам сосед по столику, пенсионер из Москвы.

— Все вкусно, но не хватает приправ, — добавила его супруга, доставая из сумки томатный соус.

Рай для пенсионеров?

Территория санатория оставляет приятное впечатление. Туи, ели, альпийские горки, небольшие искусственные пруды. Работники возятся на клумбах, чистят воздушными пушками дорожки, выскребают мох между плитками.

Так выглядит детская площадка:

Если бы не дети, санаторий можно перепутать с домом престарелых. Контингент — либо пенсионеры, либо молодые бабушки с внуками 4—10 лет. Людей в возрасте 20—35 лет практически нет. Несмотря на конец лета и хорошую погоду, территория почти безлюдна. Несколько пожилых парочек гуляют возле озера, спрятались в камышах рыбаки, кто-то читает книгу в беседке. Тишина и спокойствие. Кажется, остановишься — и услышишь, как падают листья с берез и точит древесину короед. Быть может, именно так и выглядит рай для пенсионеров?

«Снимайте плавки и ложитесь на кушетку»

После обеда люди либо отдыхают в номерах, либо ходят по процедурам. Захватив полотенца и плавки, мы также направились в водолечебницу.

Подводный массаж — это когда погруженное в ванну тело массируют струей воды, подаваемой под давлением (2,5—3 атмосферы). Длится сеанс 15 минут и стоит 83 800 рублей. Сама того не подозревая, девушка-медсестра сдала экзамен на отлично. Вся лечебная сила процедуры ушла в тело тайного гостя, а не в стенки ванной.

А вот электросон слегка разочаровал. Суть этой процедуры заключается в воздействии на центральную нервную систему импульсными токами низкой частоты, что улучшает кровоснабжение мозга и способствует усыплению. Медсестра попросила закрыть глаза и закрепила на голове маску с электродами. Вместо ожидаемой «отключки» — еле ощутимые «мурашки» в области глазниц на протяжении 20 минут. Наверное, эффект был бы сильнее, если бы сеанс проходил в затемненном помещении с хорошей шумоизоляцией. Но это была обычная комната с окном. Сну явно не способствовали звуки, доносившиеся из коридора, и непродолжительный разговор медсестры с пациентом за дверью. Впрочем, впечатления наши поверхностны. Чтобы судить об эффективности процедуры, надо пройти целый курс, по мере которого продолжительность сеансов увеличивается.

Пока корреспондент тщетно пытался заснуть, фотограф отправился в кабинет грязелечения, попав при этом в пикантную ситуацию. «Снимайте плавки и ложитесь на кушетку», — скомандовала медсестра и уверенными движениями принялась размазывать теплую субстанцию по всему телу, одновременно демонстрируя своей младшей коллеге технику выполнения процедуры. Затем парня завернули в кокон из пеленок и одеял и оставили в покое на некоторое время. На лице грязь засыхает, стягивая кожу, а все тело под одеялом наливается теплом — ощущения необычные.

Врачи рекомендуют сочетать оздоровительные процедуры с употреблением местной минеральной воды «Боровая», добываемой из скважины на территории санатория. Недалеко от столовой расположен бювет. Минералка там безлимитная — как Pepsi в Burger King.

«Давайте поговорим про любовь»

Вечером в столовой нас ждало интересное действо — музыкально-развлекательная программа «Огонек». Все началось, когда большинство отдыхающих успели расправиться с салатом и приступили к основному блюду.

— Давайте поговорим с вами про любовь, — взяв микрофон, вышла в центр зала массовик-затейник. — Бывает любовь к детям, любовь к родине, но сегодня хочется поговорить о любви между мужчиной и женщиной.

Началась викторина с розыгрышем призов.

— Как живут люди в любви? — задала вопрос ведущая. — Ответ должен обязательно начинаться на букву «р».

— В радости, в романтике, в равноправии, — послышались версии.

Затем были конкурсы, звучали душевные песни под баян. Через полчаса зал заметно опустел. Остались люди, кому это действительно интересно.

На ужин, к слову, нам снова подали картофель с котлетой. А на полдник были булочки с персиками.

«Танцуй, Россия, и плачь, Европа»

Ночная жизнь почти во всех белорусских санаториях протекает под два-три десятка «махровых» хитов, самый современный из которых — «Чумачечая весна».

На площадке перед клубом танцуют человек десять. «Ах, Одесса, жемчужина у моря…», «Не ходи к нему на встречу, не ходи…», «Все для тебя, рассветы и закаты…», «Тополиный пух, жара, июль…» и, конечно, духоподъемный хит всех санаториев — «Танцуй, Россия, и плачь, Европа».

Особого интереса к танцам отдыхающие не проявляют. В разгар дискотеки светится большинство окон первого корпуса. Кто-то гуляет на улице, кто-то играет в настольный теннис в клубе.

У озера потянуло шашлыками: несколько семей обосновались в беседке рядом с мангалом. Шампуры здесь можно взять напрокат, а вот за маринованным мясом придется ехать в Бегомль — таковы реалии местного сервиса.

Путешествие в дикую природу

На завтрак подали творог с медом и кашу с рыбными колбасками.

Подкрепившись, мы решили сходить в тренажерный зал — а он на ремонте. Пошли брать лодку — пункт проката на берегу работает лишь с 14:00. А в понедельник у лодочника и вовсе выходной…

Зато удалось поплавать. Бассейн в «Боровом» неплохой: 25-метровый, с минеральной водой, водопадом и гидромассажными пушками, часть из которых, правда, не работала.

Лодку мы все-таки взяли после обеда (40 тыс. рублей в час) и рванули на дальний край озера. Заплывая так далеко, мы, наверное, нарушили одно из многочисленных правил, которые тут висят едва ли не на каждом углу. Но надо же было как-то развеять тоску.

Увиденное впечатлило: берега постепенно сужаются, и озеро превращается в реку. Пробираясь через заросли осоки, мы любовались молодыми деревцами, растущими прямо на торчащих из воды пнях, и несколько раз едва не сели на илистую мель. Это было увлекательное путешествие в дикую природу.

Дальше, за упавшим деревом, петляет лесная речка Студенка.

* * *

Пообщавшись с пенсионерами, мы сделали однозначный вывод: им здесь хорошо. В особенности нахваливают лечебную базу. Россияне так вообще боготворят белорусские порядки. А если людей все устраивает и путевки нарасхват, то стоит ли что-то серьезно менять? Наверное, примерно так и считают в администрации.

Из рая для пенсионеров мы уехали раньше времени. Вечером того же дня нас уже ждал номер в другом санатории. Продолжение цикла — в следующий понедельник.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by