Многие крупные торговые центры переносят сроки открытия на 2016 год

 
21 446
31 августа 2015 в 9:28
Автор: Николай Градюшко
Автор: Николай Градюшко

Минск столкнулся с массовым переносом сроков ввода в эксплуатацию и открытия торговых центров. Большинство заявленных на этот год объектов, вероятнее всего, примут посетителей уже в 2016 году. Об этом говорится в распространенном сегодня пресс-релизе агентства недвижимости «Твоя столица».

Перенасыщение рынка торговыми площадями привело к усилению конкуренции и росту средней вакантности площадей. Практически все объекты испытывают дефицит арендаторов. Прежде всего проблема актуальна для новых торговых центров. На рынке стало нормой открытие галереи, заполненной магазинами на 25—30%.

По словам ведущего специалиста агентства Александра Великого, многие торговые центры, которые планировали открыться в Минске в этом году, вынуждены пересматривать свои планы. Как правило, это связано с отсутствием якорных арендаторов или их неожиданной потерей. В первую очередь сложности возникают с продуктовыми ретейлерами, которым стало сложнее выискивать средства на открытие новых супер- и гипермаркетов.

«В отличие от всех остальных операторов, продуктовый супермаркет не просто арендует площадь — он интегрирован в объект на уровне проектной документации. Пока арендатор не установит предусмотренное проектом оборудование (холодильные камеры, печи, специальное освещение), весь торговый центр не может быть сдан в эксплуатацию. Если продуктовый оператор отказывается от договора, то у застройщика остается лишь два варианта — либо приобрести и установить оборудование за свой счет, либо внести изменения в проект, исключающие наличие продовольственного магазина», — пояснил Александр Великий.

Еще одна проблема — дефицит операторов модной одежды. В Минске слабо представлены известные бренды. Большинство бутиков открываются на условиях франшизы на небольших площадях 40—150 кв. м, а бренды уровня Zara пока всерьез не рассматривают возможность прихода в Беларусь.

Вместе с тем некоторые девелоперы пошли иным путем: развивают собственные сети и бренды. Торговые центры, такие как «Корона» и «Е-сити», делают ставку на свои магазины и, следовательно, в меньшей степени зависят от привлекаемых арендаторов. «Чем бóльшую роль девелопер играет в формировании трафика, тем выше шанс как можно скорее заполнить торговый центр», — объяснил специалист.

В качестве альтернативы — создание тематических объектов, что сейчас весьма популярно. Среди примеров — мебельные торговые центры «Трюм» и «Град», которые за короткое время были заполнены операторами. «Такой формат оказался востребован среди потребителей, поскольку позволяет за один раз охватить сразу несколько магазинов и прицениться. Вслед за мебельными центрами в столице должны появиться и другие интересные объекты со свежей концепцией», — отметил Александр Великий.

В зоне риска оказались торговые центры гигантских размеров — площадью от 50 тыс. «квадратов». Существующие в стране ретейлеры способны заполнить лишь половину площадей. Без крупных зарубежных брендов таким объектам будет практически невозможно освоить бóльшую часть помещений.

Чтобы привлечь посетителей, управляющие компании стараются развивать развлекательную составляющую. В торговых центрах открывают кинотеатры, семейные центры досуга, боулинг, ледовые катки и даже контактные зоопарки. «Возможно, они и не приносят какого-либо ощутимого дохода собственнику помещений, но их присутствие положительно влияет на интенсивность пешеходных потоков. Торговые центры Минска все больше начинают походить на ведущие европейские комплексы», — подытожил представитель «Твоя столица. Управление проектами».