Потерять от 16 до 110 миллионов: минчане купили керамическую плитку в элитном салоне, но забрать товар со склада не могут — магазин ликвидируется

 
27 августа 2015 в 10:15
Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Малиновский
Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Малиновский

В ситуацию, финал которой вряд ли будет счастливым, попали сразу несколько никак не связанных между собой минчан. В течение зимы — лета горожане приобретали керамическую плитку в довольно известном и престижном салоне, а когда захотели забрать свой оплаченный товар со склада, наткнулись на запертые двери. Отдавать дорогие во всех смыслах коробки их законным владельцам отказался хозяин складских помещений, аргументируя свою позицию тем, что салон задолжал приличную сумму и по договору он имеет право ограничить доступ в свои владения.

Встретиться с журналистами согласились пятеро «несчастливцев», но, как утверждают сами попавшие в ловушку минчане, братьев по несчастью у них гораздо больше.

— В этом салоне я сам работал в течение двух лет, — рассказывает молодой дизайнер Василий, потерявший по старому курсу где-то €1000. — Поэтому, когда понадобилось для заказчиков сделать ванную комнату, обратился туда, где был уверен в качестве материала. В начале июня полностью рассчитался за плитку, заключив официальный договор и получив на руки чек. Через два дня, абсолютно уверенный в том, что все в порядке, поехал на склад забирать свой заказ. Встретил знакомого кладовщика, говорю: «Володя, отдай плитку». А он меня не пускает.

Дождались хозяина склада, тот и говорит, что у «Домиарта» перед ним огромная задолженность, поэтому ничего и никому отдавать он не будет. Начинаю звонить в салон, а там успокаивают: не переживай, все уладим и заберешь свою плитку. И такие разговоры — каждую неделю. Ну, в августе мое терпение уже лопнуло — пошел в милицию и написал заявление, хотя слушать меня там никто не хотел: говорили, что это административно-процессуальные отношения и надо обращаться в суд. Через некоторое время пришла бумага — в возбуждении уголовного дела отказать.

— А что толку идти в суд? — рассуждает молодой человек. — Судья мне склад не откроет и не поможет забрать плитку, там все будут переводить в денежную плоскость. Но в то, что я могу получить какие-то деньги, не верится — говорят, у «Домиарта» много долгов, так что я в очереди буду хорошо если четвертым-пятым.

Еще этой зимой элитный салон сантехники и керамической плитки из Италии и Испании располагался в одном из ТЦ рынка «Ждановичи». Однако несколько позже «Домиарт» переехал в центр города, заняв просторное и уютное торговое помещение в «Славянском квартале». Покупатели рассказывают, что переезд в более престижное место, казалось, говорил о полном благополучии салона и предвещал долгие годы успешной работы.

Среди клиентов, так и не увидевших свою покупку, оказался и человек редкой в Беларуси профессии — моряк Анатолий:

— Долго выбирал плитку — дизайнер посоветовала несколько салонов, где были представлены наиболее интересные, на ее взгляд, коллекции. И вот определился — «Домиарт». Благо плитки надо было не так много — всего 22 «квадрата», которые обошлись в сумму, эквивалентную почти €1000. Оплачивал покупку 25 февраля, тогда салон располагался еще на Тимирязева.

Вся «соль» ситуации Анатолия, строящего дом за городом, заключается в том, что сразу после покупки мужчина уходил в море, а вернуться должен был только в 20-х числах июня.

— Спросил, можно ли у них оставить плитку на хранение. Ответили: «Пожалуйста, пусть лежит». Вот и сохранили… Я со спокойной душой ушел в рейс, вернулся, как и обещал, а мне — дырка от бублика. Ездил на склад, обращался в милицию с просьбой о содействии — чтобы помогли забрать мою плитку — но все безрезультатно. Как и Василию, пришел ответ «между сторонами соблюдена буква закона», мол, в договоре есть пункт, согласно которому в случае задолженности владелец склада ограничивает к нему доступ. Не хотелось бы, конечно, никому ничего дарить: деньги даются нелегко — в море труд тяжелый. Пока эти документы — единственное, что у меня есть, — говорит неунывающий мужчина.

Новоселу Жанне повезло меньше всех: в конце января женщина внесла предоплату за эксклюзивную плитку, которой не было на складе. Встречать заказ на 110 миллионов предстояло не раньше чем через 45 дней. Но свою плитку женщина ждет по сей день. «Сразу по истечении указанного в договоре срока мы их не терроризировали — было не к спеху: до санузлов время еще не дошло. Просто ждали, когда же приедет наш заказ, а потом выяснилось, что магазин ликвидируется», — говорит она.

Еще одной горемыке — Татьяне — «Домиарт» задолжал ровно один ящик плитки: специалисты, облицовывавшие помещение, ошиблись с расчетами и минчанка оплатила лишние «квадраты». В салоне успокоили: пускай излишек останется у нас на складе — как только появится покупатель на такую же коллекцию, продадим ему ваш ящик и деньги вернем.

— А я даже не подсчитывала всю сумму — чтобы не расстраиваться, — делится переживаниями Анна. Еще два года назад девушка купила сантехнику, плитку, смесители в салоне. Правда, из составленных четырех договоров чеки есть только на одном — остальная сумма прошла не так, как положено оформлять сделки. Оставив по устной личной договоренности на складе на хранение все добро до лучших времен, этим летом минчанка захотела все-таки закончить ремонт и вернуть свои коробки. «До этого я успела забрать только процентов двадцать от всего оплаченного заказа — мелочовку, которая была нужна строителям. Так что свой ущерб даже боюсь оценивать. Понятно, что мне доказать что-либо будет весьма проблематично — есть только один чек, да и тот не на самую внушительную сумму», — расстроена девушка.

Представители склада, взявшие плитку в «заложники», от комментариев отказались. Человек, выполняющий ликвидацию салона, на телефонные звонки не отвечает. Onliner.by попросил адвоката Сергея Зикрацкого пояснить, как действовать горожанам в сложившейся ситуации.

— Остается посоветовать покупателям отказаться от исполнения договора купли-продажи, направив соответствующее уведомление продавцу (ликвидатору). В этом случае договор купли-продажи будет считаться расторгнутым и продавец обязан будет возвратить полученные деньги. Если он отказывается возвращать деньги — придется обращаться с соответствующим требованием в суд. Поскольку такое требование будет рассматриваться как требование, возникающее из законодательства о защите прав потребителей, пошлина при подаче иска в суд не уплачивается, а сам иск можно подавать в суд по месту жительства покупателя, — заключил специалист.