Начались слушания по делу «продавцов» силикатных блоков: 105 пострадавших и 4 млрд дохода, что по курсу разных лет составляет около $700 000

 
17 488
30 июля 2015 в 11:51
Автор: Оксана Красовская
Автор: Оксана Красовская

Лазейки в белорусском законодательстве позволили многим нечистым на руку «бизнесменам» заработать приличный капитал на чужой доверчивости. Интернет-форумы пестрят сообщениями о поисках пострадавших от не обремененных совестью изготовителей гаражных ворот, межкомнатных дверей, пластиковых окон и других нужных и полезных в жизни вещей. Однако наказать дельцов, взявших предоплату (зачастую 100%-ную) за тот или иной товар, но так и не выполнивших свои обязательства, не так просто: пока исполнитель обещает все когда-нибудь привезти заказчику и ссылается на временные сложные обстоятельства, он считается честным бизнесменом, а не мошенником, который просто шикует на чужие деньги.

О том, что двое столичных жителей промышляли чем-то похожим, правоохранители сообщили в сентябре 2014 года. «На одном из интернет-сайтов организация СООО „ЗабудовТехноИнвест“ разместила объявление о продаже силикатных блоков. Клиенты приезжали в офис, расположенный по ул. Щербакова, 6, с ними заключался договор о поставке товара, даже выдавался кассовый чек. Подождать просили до 7 дней. Вот только по истечении указанного срока товар не предоставлялся», — уточняли в милиции.

Разгневанные покупатели, мечтавшие в кратчайшие сроки построить дома, но так и не дождавшиеся поставок блоков, начали осаждать милицейские участки. Причем большая часть заявлений от потерпевших касалась деятельности этих же людей, но по другому адресу — ранее ИП Зеневич снимал офис на улице Котовского, 11. Вскоре было заведено уголовное дело, а в этом месяце обстоятельства бурной деятельности обвиняемых Зеневича и Раткевича начали рассматривать в суде. О том, как проходят слушания по делу почти долларовых миллионеров, Onliner.by рассказали потерпевшие:

— 22 июля в Доме правосудия состоялось первое заседание, которого мы все ждали в течение года. Как выяснилось, потерпевших по делу насчитывается 105. Среди них не только физические, но и юридические лица, причем есть крупные государственные организации. Похоже, ребята не боялись ничего. В течение трех часов прокурор только зачитывал имена всех пострадавших от их действий и суммы, которые были переданы обвиняемым. Небольшой зал суда был забит до отказа — люди приходили семьями, все были на эмоциях.

Наши «вредители» находились в зале суда в «клетке», под присмотром троих конвоиров. Морально их поддерживали адвокаты, которые пока не выступали и в защиту своих подопечных ничего не говорили. Конечно, за время, проведенное в СИЗО, внешне молодые люди сильно изменились — похудели, с лица исчез румянец, куда-то пропали и артистизм с харизмой. Зеневич так и вовсе на вопросы судьи отвечал очень тихо — совсем не так, как разговаривал в офисе, когда мы приезжали к нему заключать договор.

Озвученные прокурором суммы их заработка впечатлили всех — с начала марта по конец июня 2011 года обвиняемые получили 1 328 011 811, что при курсе около 3000 за доллар, который был на тот момент, составляет порядка $440 000. За неполный 2014 год ребятам удалось заработать 2 992 176 862, или почти $300 000 при курсе 10 000 с «копейками» за доллар. Свою вину Зеневич и Раткевич признают только частично, а все «злодеяния» пытаются свалить друг на друга.

Честно говоря, на какую-либо компенсацию своих многотысячных долларовых потерь не особо рассчитываем — нам до сих пор неизвестно, есть ли у обвиняемых какое-то имущество, чтобы рассчитаться по долгам. Понятно, что процесс растянется надолго — сейчас приблизительно три раза в неделю идут допросы пострадавших. Уверены, что у обоих обвиняемых хорошие адвокаты (за наш счет), которые будут пытаться смягчить им наказание. И все же надеемся, что суд будет справедливым и накажет их по максимуму: с 2011 года Зеневич и Раткевич промышляли на этом поприще, а милиция никак не могла их остановить. Как это понимать? Пускай теперь суд назначит такое наказание, чтобы все 105 пострадавших, о которых известно и которые вынуждены были заморозить стройки, продавать квартиры и занимать деньги, наконец почувствовали, что в этой стране есть закон.

Очень хочется, чтобы наш процесс стал большой наукой для таких же «ремесленников», которые планируют начать «кидать» людей. Пусть заранее осознают, что им грозит большой срок, а не символические пару лет, через которые они выйдут и останутся при своих сотнях тысяч долларов. А всем белорусам, которые только затевают стройку, хочется дать совет: не верьте никому, предоплата — только по минимуму и ровно столько, сколько в случае чего не жалко будет потерять.