Личный опыт: снимаем недорогую «однушку» в Минске и проверяем работу агентов

 
25 июня 2015 в 8:00
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Влад Борисевич
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Влад Борисевич

То, насколько сильно отчеты риелторов расходятся с реальностью, понимаешь при первых же попытках снять квартиру в Минске. Если повезет — заселишься быстро и забудешь о поисках на год-два, если нет — придется иметь дело с десятками агентов и собственников, преследующих только свои интересы. Мы убедились в этом на личном опыте, попытавшись снять стандартную, не убитую временем и людьми «однушку» за $300. Как это было — в нашем репортаже.

«Девушка, вы действительно способны платить $300 в месяц? А где вы работаете?»

Люди, не первый год скитающиеся по съемным квартирам, знают: большинство из них — как одежда с чужого (и причем не с одного) плеча. Редкий хозяин вовремя переклеивает обои, меняет мебель, ставит новую технику — и так сойдет. Метры, повидавшие десятки квартирантов, продолжают свое дальнее плавание.

По-иному выглядит жилье, которое прежде никогда не сдавалось, но жизненные обстоятельства заставляют собственников войти в этот «бизнес». Квартира на Гурского выглядела именно так, обжито и по-домашнему: новая кухня, современная бытовая техника, аккуратные обои, обустроенная ванная. Но не бывает все гладко. Здесь препятствием стал сам хозяин: мужчина лет 35, который собрался переехать в Украину и искал для своего гнездышка достойных жильцов.

— У меня к вам вопрос: вы действительно сможете платить за квартиру? — спросил он, с недоверием оглядывая девушку 25 лет, небольшого роста, в юбочке. — Мне нужны платежеспособные жильцы.

— Если я ищу квартиру, значит, способна за нее платить.

— А где же вы работаете? И что, вам платят достаточно для того, чтобы каждый месяц выделять $300? Ну не знаю…

— Какие-то гендерные предрассудки, — пытаюсь убедить своего собеседника.

— Деньги-то немаленькие. И вообще, желательно молодую семью. Я-то знаю, что одинокие люди водят к себе всяких. Я подумаю и перезвоню через неделю. Мне нужно обдумать все варианты.

Звонка от осмотрительного арендодателя я так и не дождалась. Несколько дней прошли в раздумьях: неужели в наше время есть люди, которые все еще думают, что современные девушки не научились сами себя обеспечивать?

«Снять нужно срочно. Потом цена может подняться»

Объявление: однокомнатная квартира в новостройке в нескольких шагах от станции метро «Петровщина». Первое заселение, свежий ремонт, мебель (частично). Цена — $300. Голос по указанному номеру расписал все прелести жилья, обязался доставить мебель за дополнительную плату. Как только время встречи было назначено, человек как ни в чем не бывало вспоминает об одном обстоятельстве:

— Ну, с агентством вы готовы сотрудничать?

— Нет, не готова, а почему вы сразу не сказали, что вы агент?

— Так вышло… Но квартира правда хорошая, дешевая, поэтому снять нужно срочно. Потом цена может подняться.

Решаю, что квартиру, цена которой может подняться, я найду и без вездесущих помощников.

Агентов при поисках квартиры многие боятся как огня. Но агенты — единственный выход, когда времени на лишние звонки нет, такая волшебная палочка. В теории они будут стараться помочь изо всех сил, ведь от этого зависит их заработок. Но агенты стараться не хотят. Оставив заявки в самых крупных минских агентствах, за две недели я не дождалась ни одного звонка с хоть каким-нибудь подходящим предложением.

«Вы красивая, и имя у вас красивое. Может, мне на вас жениться?»

«Почему люди так не любят агентов по недвижимости?» — удивляются агенты и при этом сами же вносят свой вклад в создание сомнительной репутации. При всей серьезности такого дела, как поиск жилья, многие относятся к своей работе несерьезно, позволяя себе и заработать, и повеселиться, не отходя от кассы. Звоню по объявлению, не помеченному как агентское.

— Да, квартира сдается, приезжайте завтра смотрите. Сдает собственник.

Завтра тот же номер оказывался то занят, то недоступен. После нескольких попыток связаться с собственником он все же поднял трубку и как ни в чем не бывало ответил:

— Квартира уже сдана. Просто девушке очень нужно было переехать. Но вы не переживайте, найдем вам что-нибудь другое.

— Так вы агент? Почему же сразу не сказали?

— Да, агент. Такой вот маркетинговый ход. Давайте найду вас во «ВКонтакте», буду скидывать объявления. Ой, а вы красивая, и имя у вас красивое. Может, мне на вас жениться?

— Для начала найдите квартиру, — отвечаю я и решаю больше с такими специалистами не связываться.

«С агентами надо уметь работать. Ему нужно увидеть твою заинтересованность»

За несколько дней не было предложено ни одной хорошей квартиры, не частично, а полностью соответствующей запросам. «Почему?», — спрашиваю у знакомого начальника отдела аренды одного из столичных агентств недвижимости.

— С агентами надо уметь работать, — отвечает специалист. — Нельзя давать им расслабиться. Может, агенту просто нужно на пальцах объяснить, что именно ты ищешь. Ему нужно увидеть твою заинтересованность, чтобы нарыть в базе то, что тебе нужно. Квартира обязательно найдется, но, если будешь отказываться от всего подряд, агенту неинтересно будет с тобой работать. Это не значит, что нужно соглашаться на первый попавшийся вариант. Сперва надо наладить диалог.

К такой тонкой психологии агентов я была не готова, но все же несколько раз в день интересовалась, появилось ли что-то новое. Кое-что появлялось, но это даже близко не подходило к ожиданиям.

— Есть «однушка» на «Розочке». Ламинат, стеклопакеты.

— «Розочку» не предлагать!

— Да, понимаю, но посмотреть стоит. Квартира хорошая. Всего $300.

Решаю, что посмотреть действительно стоит. Мысли о том, что путь пришлось проделать зря, появились уже при виде дома — типичной повидавшей виды хрущевки. В подъезд заходили с закрытым носом. В квартиру — тоже. Стеклопакеты на окнах действительно стояли, ламинат — только на кухне. На этом нововведения в квартире, из которой еще не выветрился советский дух, закончились.

— Не понравилось? — разочарованно спросил хозяин. — Могу еще предложить квартиры на «Могилевской» и на «Пушкинской».

— Вы сдаете сразу три квартиры? — интересуюсь я.

— Да, подумаешь. Обычное ведь дело.

С агентом, с которым мы так и не наладили диалог, пришлось распрощаться. От другого агентства недвижимости (к слову, одного из самых крупных в Минске) спустя две недели после обращения не поступило ни одного предложения. Хотя о себе несколько раз оно напоминало посредством SMS: «Добрый день! Ваша заявка в работе. Подходящих квартир по вашему запросу нет».

«70% снимающих жилье в Минске живут в условиях, которые хуже, чем ты ищешь» 

— Хорошие квартиры люди снимают быстро, даже сейчас. Да и нечасто они появляются. 70% снимающих жилье в Минске живут в условиях, которые хуже, чем ты ищешь, — уверен знакомый начальник отдела аренды.

$250 — очень удобная и психологически спокойная для арендатора ставка, которую так любят упоминать риелторы в своих отчетах. Но, на деле оказывается, что квартиры за $250 далеки от представления о жилье работающего человека, который хочет жить в комфортных условиях и не сможет смириться с мебелью и ремонтом 30-летней давности. К тому же, риелторы забывают упоминать про районы, в которых можно снять недорогое жилье. Самое дешевые в базе сайтов — квартиры в Серебрянке, Чижовке, Каменной Горке, Сухарево, Лошице.

С установкой «Хочу жить ближе к центру»  о призрачной сумме в $250 можно забыть. Зато в отличие от информации в СМИ, о таком положении дел не без удовольствия рапортуют агенты, к которым обращаешься за помощью: «Где вы слышали о таких ценах? Вы понимаете, что недорогие квартиры будут убитыми? А вам еще и стиральная машина нужна? Найти будет трудно».

«Услуга по факту — $170. Меньше взять не могу, иначе ничего не заработаю»

Столичные агентства хоть и оказывают одинаковые услуги, но вольны выставлять за них плату по своему усмотрению. Звучит абсурдно, но так и есть: в одном агентстве услуга по факту заселения стоит 1 800 000 рублей, во втором — 2 700 000, в третьем — 50% от стоимости квартиры.

Понятно, что за любую работу нужно платить. Но совсем несправедливым выглядит тот факт, что за поиск квартиры за $300 агенту придется отстегнуть $170.

— Все по закону, по постановлению Совета министров. Меньше взять не могу, иначе ничего не заработаю, — говорит третий по счету агент, когда долгожданная сделка с собственником найденной квартиры совершена, и показывает договор.

О том, сколько на самом деле стоит работа агента, рассказала заместитель директора агентства «Твоя столица» Наталья Раденя:

— Все риелторские организации должны работать по тарифам, установленным постановлением №386 Совета министров Республики Беларусь. Каждая услуга стоит определенное количество базовых величин. Предоставление письменной информации о спросе и предложении объектов недвижимости — 5 базовых величин, осмотр объекта недвижимости — 5 базовых, подбор вариантов сделки — 5 базовых, организация, согласование сделки — 10 базовых, помощь в подготовке документов для сделки — 5 базовых, услуги по оказанию помощи в подготовке (оформлении) документов, связанных с регистрацией недвижимого имущества, — 5 базовых.

Трудно сказать, почему агентства по-своему интерпретируют плату за услуги. Слышала, что некоторые вовсе берут 50% от стоимости квартиры. Работать нужно четко по установленным тарифам. Как правило, агент осуществляет подбор, показ квартиры и помощь в подготовке документов для заключения договора найма. Нужно понимать, что кто-то уже десять раз заключал договор и ему эта помощь не нужна. В среднем услуга агента по факту стоит 10 базовых величин, то есть 1 800 000 рублей.

Каких-то дополнительных услуг, кроме подбора варианта и выезда на квартиру, со стороны агента мне оказано не было. Полчаса времени, несколько слов с собственником — и $170 у него в кармане. И вряд ли кто-то будет оспаривать такие расценки, особенно когда необходимо срочно найти жилье.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by