История минчан: купили на аукционе участок со всеми коммуникациями, по факту — ни воды, ни газа, ни электричества

 
27 мая 2015 в 8:00
Автор: Николай Градюшко. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Николай Градюшко. Фото: Алексей Матюшков

Минчане Николай и Марина еще в прошлом году могли бы переехать в свой новый загородный коттедж, но жить в доме без газа, воды и электричества невозможно. Осенью 2012 года семья купила на аукционе участок в агрогородке Слобода Смолевичского района. Были уверены, что берут землю с возможностью подключения ко всем инженерным сетям. Как выяснилось в процессе стройки, обещанные сельсоветом коммуникации отсутствуют. В такой же ситуации оказались десятки других семей, в том числе очередники, которые не могут закончить начатое в Слободе строительство.

— Собственный дом был нашей давней мечтой. В 2012 году следили за аукционами, приценивались к участкам. Слобода приглянулась тем, что находится рядом с трассой М1. Земля здесь дешевле, чем в Минском районе. Главным же образом подкупило нас то, что населенный пункт, как заверял Пекалинский сельсовет, был обеспечен всеми коммуникациями, — говорит Марина. — Объявление о проведении аукциона было опубликовано в газете «Звязда» 27 сентября 2012 года. В нем сообщалось о наличии в Слободе электроснабжения, водоотведения, водоснабжения, газоснабжения и асфальтированного подъезда. Рассудили так: пусть и далековато от города, но раз есть все центральные коммуникации — почему бы не взять?

15 соток почти в 40 километрах от МКАД были оценены в 43 млн рублей ($5189 по курсу Нацбанка на день заключения сделки). Николай и Марина были единственными претендентами на участок, потому земельный надел достался им по начальной цене, увеличенной на 5%.

Стройка началась весной 2013 года. Когда были готовы стены и крыша, семья начала запрашивать в организациях технические условия на подключение к инженерным сетям. Один за другим последовали отказы.

— Все блага цивилизации в Слободе действительно есть, только слишком поздно мы узнали, что они не имеют к нам отношения. На дополнительную нагрузку существующие сети не рассчитаны, а на строительство новых объектов внутриквартальной инфраструктуры в бюджете нет денег, — подводит итог многостраничной переписки с чиновниками Марина. — Нам стало известно, что в 2013 году была разработана проектная документация по электроснабжению нашего района индивидуальной застройки. Заказчиком-инвестором выступало предприятие «Минскэнерго». Затем по проекту возникли какие-то замечания. И до сих пор мы не можем добиться внятных ответов на вопрос, когда же проведут электричество. С водой и газом ситуация не лучше: нам не называют даже ориентировочные сроки. Строительство сетей водоснабжения обещали начать в 2014 году, а теперь вообще ничего не обещают.

За что же были заплачены деньги, если инженерной инфраструктуры нет и, похоже, не предвидится? Николай и Марина обратились с запросом в Национальное кадастровое агентство. В полученном ответе было указано, что кадастровая стоимость 1 квадратного метра в той оценочной зоне составляет $1,26. Следовательно, участок площадью 15 соток должен был стоить $1890 (1500×1,26). Откуда в таком случае взялись $5189? Супруги объясняют ситуацию так:

— К кадастровой стоимости выставленного на аукцион участка Пекалинский сельсовет добавил повышающие коэффициенты. Коэффициент за газ — 1,6, за водоснабжение — 1,3, за канализацию — 1,2, за асфальтированный подъезд — 1,1. Централизованные коммуникации должны проходить по уличной сети, но по факту их не было и нет. Полагаем, применение коэффициентов было ошибочным и неправомочным.

По ходу разбирательства выяснились и другие любопытные подробности. Например, по всем правилам расчет кадастровой стоимости делает профессиональный оценщик, а здесь почему-то эту работу выполнял геодезист РУП «Белаэрокосмогеодезия». Кто наделил его такими полномочиями? Почему он взял на себя ответственность? Из составленной им пояснительной записки к землеустроительному делу следует, что расчет стоимости выполнен по данным Национального кадастрового агентства. Тогда как объяснить расхождение этих данных, если в агентстве действует единая информационная база?

Выходит, мы и еще несколько таких же неудачников заплатили за право пользоваться несуществующими сетями. Сейчас, когда дом почти достроен, отсутствие электричества и газа не позволяет ввести его в эксплуатацию. Тем самым сельсовет фактически вынуждает нас самостоятельно заниматься подводом коммуникаций. То есть повторно платить за те блага, стоимость которых была заложена в цену участка.

На протяжении нескольких лет мы и другие собственники обращаемся в различные инстанции, подключили депутата. Добиться удалось немногого. Нам выдали техусловия на газовую трубу, но не распределительную, а магистральную. То есть нам предлагают за свои деньги провести по улице газопровод. Быть может, в этом и состоит стратегия сельсовета: улучшить за счет граждан территорию и продавать следующие участки уже с учетом этих улучшений?

Деньги от продажи земли поступили на расчетный счет Пекалинского сельсовета. Согласно президентскому указу, эти средства должны направляться на финансирование и строительство объектов магистральной и распределительной инженерной инфраструктуры. Мы видим, что в одних населенных пунктах Смолевичского района, где развивается индивидуальная застройка, инженерная инфраструктура создается комплексно, другие же обделены вниманием. Почему бы не разделить эти средства? Почему поселок Октябрьский «в шоколаде», а 100 участков в Слободе остаются вообще без ничего, понять трудно. Наверное, никто из чиновников здесь не построился. Потому до нас и дела нет.

К разговору подключается Александр, владелец еще одного участка в Слободе. Землю он купил в 2011 году как гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий.

— Даже дороги нормальной нет. Года четыре назад, когда только приступал к строительству, сюда нагнали техники, а потом асфальтоукладчики как ветром сдуло. Все, что сделали, так это ухабистую грунтовку, — говорит молодой человек. — Электричества нет, фонарей нет, сигнализацию не подключишь. Как можно продолжать стройку и заниматься отделкой в таких условиях? Меня и соседа уже обчистили один раз. Ночью кто-то влез в дом и стащил инструменты. Сейчас десять раз подумаешь, прежде чем завозить материалы.

Не найдя поддержки в районной прокуратуре, Николай и Марина решили обратиться в суд. Оценить шансы на успех помог адвокат Сергей Зикрацкий, прокомментировавший ситуацию по просьбе Onliner.by:

— В данном случае очевиден факт неисполнения продавцом своих обязанностей по договору. Согласно условиям аукциона, участок обеспечен всеми коммуникациями, а по факту их нет. В соответствии со статьями 528 и 445 Гражданского кодекса Республики Беларусь в случаях передачи продавцом покупателю недвижимости, не соответствующей условиям договора продажи, покупатель вправе потребовать от продавца или соразмерного уменьшения покупной цены, или безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, или возмещения своих расходов на устранение недостатков товара. Поэтому полагаю, что Марина с Николаем могут рассчитывать на уменьшение покупной цены земли до ее кадастровой стоимости, рассчитанной без учета наличия коммуникаций.

Полагаю, что отсутствие коммуникаций должно в данном конкретном случае расцениваться как существенное нарушение требований к качеству, что дает покупателям также право на расторжение договора и возврат уплаченной за участок суммы. Однако в случае когда на участке уже построен дом, предъявлять такое требование, наверное, нецелесообразно.

Напоследок мы позвонили в Пекалинский сельсовет и поинтересовались сроками подключения сетей. Председатель сельсовета Юрий Науменко оптимистично заверил, что новый район индивидуальной застройки в Слободе уже включен в программу электрификации и до конца года там появится электроэнергия. «C водой и газом вопрос пока не решен», — сказал собеседник.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by