Вот так надо строить города-спутники: репортаж из окрестностей Тель-Авива

 
22 мая 2015 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков

А вы готовы перебраться жить за МКАД? Уверен, что большинство минчан ответят на этот вопрос недоуменным взглядом. Что ловить в Дзержинске, Фаниполе, Смолевичах или Руденске? Есть мифические преимущества и целое море очевидных недостатков. Именно поэтому сегодня, говоря о заселении городов-спутников, мы в первую очередь подразумеваем льготников, молодые семьи, очередников. Но и они не сильно стремятся за кольцевую. Мы продолжаем цикл статей про Израиль и на этот раз расскажем вам о жизни одного из многих городов-спутников, расположенных неподалеку от Тель-Авива. Нашим гидом вновь станет Иосиф Фридман, генеральный директор инвестиционной компании Svitland в Беларуси, дочки израильского холдинга Fishman Group и застройщика жилого комплекса D3 в Лебяжем.

Объектом нашего пристального внимания стал город Раанана. Здесь живет более 70 тыс. человек. Населенный пункт появился на карте всего 92 года назад, при этом первые полвека всю территорию нынешнего города занимали апельсиновые плантации. Раанана тогда умещалась на небольшой улочке, которая сейчас является центральным проспектом.

Для чистоты эксперимента мы выезжаем в город-спутник из самого центра Тель-Авива. Экономическая столица Израиля поделена на две части скоростной трассой, на которую можно без проблем попасть в течение 5 минут буквально из любой точки города. Далее трасса «нанизывает» на себя один город-спутник за другим. В итоге из центра Тель-Авива до расположенного в 19 километрах от него Раанана мы доехали за 15 минут (но это в то время, когда пробок уже нет).

Уже на въезде в город в глаза бросается множество пешеходных мостов, перекинутых через улицы. Мы въехали в район Раананы Лев Ха’Парк, построенный в начале девяностых. Иосиф отмечает, что можно район можно пересечь из одного конца в другой, ни разу не выйдя на дорогу. Это сделано для безопасного передвижения детей. Светофоры в городе есть буквально на двух улицах. Большинство перекрестков построены по принципу кругового движения, что, с одной стороны, повышает безопасность, а с другой — практически полностью решает проблему с транспортными пробками.

Что касается общественного транспорта, в Раанане сегодня лишь четыре-пять внутригородских маршрутов. Но при этом есть множество междугородных линий, каждая из которых отчасти покрывает и городские нужды. На остановке вы найдете подробное расписание движения по каждому маршруту.

— Когда создается очередной район города, вначале полностью решается транспортная проблема, — рассказывает Иосиф Фридман. — Если надо, расширяется дорога, создаются развязки, съезды, продумываются парковки. Затем полностью планируется социальная инфраструктура, ведь жильцы, заселяясь, должны точно представлять, что им ожидать от дома, квартиру в котором они купили. Невозможно представить себе ситуацию, когда в городе сдали и заселили дом, а у жильцов нет возможности отвести детей в детский сад, негде купить пакет молока или припарковать машину.

Останавливаемся на парковке возле центрального городского парка. Бордюр покрашен в сине-белый цвет — это зона платной парковки. При этом Иосиф, как житель города, ничего платить не должен, а вот гости Раананы оплачивают места в стоящем возле дороги паркомате.

В любом городе-спутнике вокруг Тель-Авива обязательно будет несколько больших парков. Если учесть, что здесь каждое дерево, куст, травинка требует индивидуального полива, это большая роскошь. Парк, в который приехали мы, раскинулся на несколько километров. В нем есть множество велодорожек, искусственное озеро и даже свой небольшой зоопарк. Кроме того, в парке построен амфитеатр, где регулярно проводятся концерты, оборудованы детские игровые и спортивные площадки.

Отдельно обустроена площадка для выгула собак. Она огорожена забором и закрывается калиткой, благодаря чему владельцы могут спустить животных с поводка, не опасаясь, что они кого-то испугают. По пятницам приюты для животных проводят здесь «ярмарки», на которых можно найти себе питомца и бесплатно забрать его домой.

По всему парку можно увидеть места, оборудованные для пикников. К слову, все спортивные площадки, беседки, зоны для барбекю предоставляются бесплатно. Не надо платить деньги и за посещение зоопарка.

О детских и спортивных площадках в Израиле хочется рассказать отдельно. Территория, на которой играют дети, всегда огорожена, причем, как правило, имеется закрывающаяся калитка. Как правило, детские площадки строго зонированы: есть горки и качели для самых маленьких, а есть для тех, кто постарше. На каждом аттракционе установлена табличка, на которой указан возраст детей, которым разрешено им пользоваться, когда и кем он последний раз обследовался, дата следующей инспекции. Возле площадки непременно есть доступ к питьевой воде. Регулярный осмотр аттракционов, ограда и наличие воды — жесткие требования законодательства.

Спортивные площадки в городе встречаются буквально через каждый километр — футбольные, волейбольные, баскетбольные поля также огорожены забором. В большинстве своем все это строится и содержится на муниципальные деньги. Также практически повсеместно можно увидеть open-air-площадки с тренажерами и оборудованием для воркаута.

— В муниципалитете к каждому жителю города относятся как к клиенту, — уверяет нас Иосиф. — Горожане четко осознают, что, заплатив налоги, они имеют полное право требовать у властей, чтобы те выполняли взятые на себя обязательства. Если сломается детская горка, уже на следующий день начнутся звонки в мэрию. Поломка будет быстро устранена.

Раз в четыре года в Раанане, как и во всех городах Израиля, проходят выборы в муниципалитеты. Плохой мэр, естественно, на второй срок никогда не останется. Предлагая проекты по распределению бюджета, кандидаты акцентируют внимание на разных сферах городской жизни. Побеждает тот, кто затрагивает самые насущные для горожан проблемы. За два месяца до проведения выборов каждую пятницу кандидаты на должность мэра курсируют по главной улице города, отвечают на беспокоящие горожан вопросы, разъясняют свою предвыборную программу.

— Не сказать, что мы платим очень большие налоги, — говорит Иосиф. — Я бы их назвал, скорее, адекватными. Но мы следим за тем, чтобы налоги уходили на действительно важные для города вещи. Так, например, хорошие условия для активного отдыха детей — это важно, поэтому таких парков и спортивных площадок много. Мне приходится с сожалением констатировать, что как в Минске, так и в окружающих его городах-спутниках многим детям, по сути, некуда податься. Исключения составляют всего несколько районов города.

Для улучшения экологической обстановки муниципалитет Раананы ввел запрет на предприятия тяжелой промышленности в черте города. Это широко распространенная в Израиле практика, особенно в маленьких городах. У таких предприятий есть большие защитные зоны, в которых не разрешается возводить жилье, — получается, что и с экономической, и с экологической точки зрения выгоднее выносить их за городскую черту.

В городах-спутниках Тель-Авива есть четкое зонирование. Вы вряд ли увидите развлекательные заведения и большие магазины в спальном районе. Офисные центры, гипермаркеты, авторемонтные мастерские, бензозаправки, производственные здания собраны в отдельной промышленной зоне.

Конечно, в Раанане есть несколько «кантри-клабов» (в Беларуси их называют ФОКами). Каждый физкультурно-оздоровительный комплекс является частной собственностью и коммерчески успешным проектом.

— Люди переезжают в города-спутники не потому, что здесь дешевле жилье, — рассказывает Иосиф. — Просто здесь более высокое качество жизни для семьи: тишина, благоприятная экологическая обстановка, всегда очень высокий уровень образования и более дружелюбная к человеку инфраструктура. Мне легко доехать отсюда до офиса в Тель-Авиве и так же просто вернуться обратно…

По большому счету, вот вам готовый рецепт успешного города-спутника. Велосипед изобретать не надо, да и вряд ли можно создать нечто подобное, пользуясь какими-то другими градостроительными принципами.

Контраст между оживленным центром города и спальными кварталами, расположенными в минуте ходьбы, разительная. На главном проспекте жизнь буквально бурлит. Здесь множество магазинов, салонов, административных зданий. Этажность центра постепенно, но неумолимо растет. Государство ввело программу, которая поощряет снос или реконструкцию зданий, построенных до 1980 года.

Такие киоски в Израиле можно увидеть довольно часто. Это места продажи лотерейных билетов. В Израиле лотереи — монополия государства. Компаний всего две, и все полученные ими доходы идут на строительство объектов системы образования и спорта.

Принцип раздельного сбора мусора в Израиле работает на все 100%. Причем занимаются этим коммерческие компании, конкурируя между собой и сражаясь за доли рынка. В каждом доме стоит три вида мусорок: синяя — для бумаги, коричневая — для мокрых отходов, зеленая — для всего остального. Часто попадаются большие контейнеры для пластика.

В спальных районах тишина. В большей части жилая застройка малоэтажная. Во всех домах есть все необходимое для комфортной жизни: огороженная зеленая территория, парковка для каждой машины, причем все чаще подземная. В новых домах нередко присутствует общая комната — «клуб жильцов» — помещение площадью 50—70 квадратных метров, где любой жилец может провести семейный праздник.

Город постоянно расширяется. Сегодня в Ранаане ведется комплексная застройка нового современного жилого района. Здесь разместится около 3 тыс. квартир. Четырехкомнатные будут занимать площадь около 110 квадратных метров, пятикомнатные — 125—140 «квадратов», шестикомнатные — 150—170. Стоимость квадратного метра жилья начинается с $5 тыс.

— Район проектировался более пяти лет, застройка началась летом прошлого года, — рассказывает Иосиф. — Уже строятся детский сад, школа и торговый центр. Первое заселение дома запланировано на следующий год. Как говорилось раньше, к этому времени вся социальная инфраструктура будет полностью готова.

В качестве застройщиков выступает более десятка компаний, каждая из которых установила на въезде на территорию огромной стройплощадки свой офис продаж. Приехав сюда, клиент может в течение нескольких часов ознакомиться со всеми возможными предложениями. К слову, отдел продаж, расположенный на территории строящегося объекта в Израиле, — это норма. Это удобно.

— Мы вводим такую систему в Беларуси, но сталкиваемся с определенными трудностями, — комментирует Иосиф.

У нового микрорайона есть свой сайт, где детально расписана каждая постройка, которая будет возведена, перечислены требования к отделке зданий — вплоть до цветовой палитры и спектра материалов. Например, в Ранаане есть своя «фишка» — в каждом здании города хотя бы часть крыши должна быть из красной черепицы. В итоге получается разнообразная, но гармоничная застройка. Здесь впервые в стране будет введена централизованная вакуумная система сбора мусора. Все выброшенное жильцами автоматически собирается в одной точке района и оттуда вывозится мусоровозами.

— Все это я вам рассказываю и показываю для того, чтобы обратить внимание на «прозрачность» чиновника и застройщика перед покупателем квартиры, — подводит итог Иосиф Фридман. — Еще раз повторюсь: я могу посмотреть проект и точно знать, где возле моего дома будет находиться детский сад, когда его введут в эксплуатацию. Я могу быть уверен, что неподалеку не появится ночной клуб. Сюрпризов не будет: это юридическая ответственность города и застройщика перед покупателем. Это стандарты, которых пока, к сожалению, очень не хватает Беларуси.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by