23-летний российский миллионер о гостиничном бизнесе: «Это нормально — провести сто собеседований и не взять никого на работу»

 
11 мая 2015 в 8:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: Влад Борисевчи, booking.com
Автор: Оксана Красовская. Фото: Влад Борисевчи, booking.com

Молодой и неженатый, 23-летний долларовый миллионер Аяз Шабутдинов на полдня приехал в Минск. Российский бизнесмен, имя которого не очень известно широкому кругу обывателей, но является чуть ли не каноничным для тех, кто в теме, решил выбрать среди белорусских стартаперов лучших из лучших и помочь развить их дело. Onliner.by не упустил возможность побеседовать о наболевшем с человеком, который начал свою Like-империю с открытия хостела в Ижевске.

На деловую встречу бизнесмен пришел без опоздания — молодой, симпатичный, предельно собранный и серьезный. К 23 годам — времени, когда большинство белоруской молодежи отрабатывает распределение после «вышки» в госуниверситете всего за $200 в месяц, — Аяз успел вывести бизнес на международный уровень, открыв несколько точек (в том числе даже в Китае), стать полуфиналистом «Школы молодого миллиардера — 2014» журнала Forbes и лауреатом международной премии молодых предпринимателей EQ CSEA. Почти владелец «заводов, газет и пароходов», молодой человек одновременно развивает 22 бизнес-направления и управляет сотнями людей.

* * *

— Аяз, Ижевск, равно как и Минск, далек от звания весьма привлекательного для туристов места. И все же вы открываете в городе с 650 тыс. человек населения хостел. На что рассчитывали?

— Ижевск на все сто процентов не является туристическим городом. Перед открытием хостела, конечно, оценивали поток людей. В первую очередь, рассчитывали на командированных и студентов-заочников. Открывались почти ровно два года назад, в мае, и первыми нашими клиентами как раз стали заочники, которым не нашлось места в общежитии (в России с этим беда) и которые не могли уйти на дорогие съемные квартиры. Получилось, что мы дали людям возможность пожить неделю-две-три по приемлемым ценам [на сегодня сутки в ижевском хостеле Like стоят 140 000 белорусских рублей (при размещении в шестиместном номере) и 126 000 (в десятиместном). — Прим. Onliner.by]. Рекламу делали также исходя из определенной нами целевой аудитории.

— На booking.com рейтинг Like Hostel почти подобрался к 8—9 баллам. Хорошие отзывы, многие даже не находят, к чему придраться, и, как дети, радуются наличию X-box.

— К высокому рейтингу и восторженным отзывам пришли не сразу. Поначалу мы исходили из того, каковы же минимальные требования к продукту, так как собирались предоставить людям именно дешевое жилье. На то время сутки в самой доступной в городе гостинице стоили 2000 российских рублей, а у нас можно было переночевать за 350. Правда, с отсутствием некого комфорта. То есть от общего возможного функционала мы отсекли определенную часть, благодаря чему цена стала ниже. К примеру, у нас не было отдельных номеров, телевизоров в комнате и прочего. Но за счет ценового предложения мы выиграли.

Если говорить о качественной составляющей, то постарались учесть все, что нужно студентам: хорошо оборудованная кухня, стиральная машина и даже X-box. В общем-то, к процессу подошли рационально, не оставив ничего лишнего, но снабдив всем необходимым. Первое время даже мебель была самая простая — из IKEA, потому как прежде чем капитально вкладываться в бизнес, стоит протестировать предлагаемый продукт. Наша гипотеза оправдалась.

— В прошлом году Like Hostel стал лучшим в номинации «Искусство гостеприимства». А ведь в «выпускниках» Советского Союза, особенно работающих в сфере услуг, так часто возрождаются обычные вахтерши, живущие по принципу «вас много — я одна». Как удалось искоренить это из своих сотрудников?

— Думаю, в первую очередь все зависит от самих людей. В нашей компании есть своя политика: все, кто здесь работают, входят в Like family, и в этой семье есть свои ценности и устои. Мы четко знаем, какими качествами должны обладать люди, чтобы работать у нас. Считаю нормальным провести сто собеседований и в итоге не взять никого на работу. Потому как изначально нужно подобрать правильного человека: мы растем очень быстро, и контролировать все и всех не получается. Сотрудник, которого надо переучивать, вразумлять и за которым надо постоянно следить — не наша история. Так что людей подбираем очень тщательно и даем им все ресурсы для выполнения задач.

— А что насчет зарплат?

— Зарплата у топ-менеджмента гораздо выше среднего. У остальных сотрудников — такая же, как и везде. Мы пришли к выводу, что нашим специалистам гораздо важнее их окружение, чем финансы. Формирование того сообщества, в котором они работают, первично. Между собой все сотрудники отлично дружат, регулярно проводятся тимбилдинги, и люди просто не хотят уходить в другое место, даже на более высокую зарплату.

— В Беларуси любят открывать все элитное и VIP-класса, а вы как будто пошли от обратного: хостел, затем недорогие кофейни. Почему делаете ставку на средний класс и студентов?

— Наверное, так проще: я знаю, что это такое — когда у тебя 300 рублей в кармане, а нужно еще домой доехать и на телефон денег кинуть. Когда мы только начинаем какой-то проект, я «переношу» его на себя, чтобы понять, будет он востребован или нет. Если бы мы пытались открыть в Ижевске пятизвездочную гостиницу, вряд ли бы что-то из этого получилось. Уходить в премиум-сегмент пока совершенно точно не планируем: мне непонятно, как это работает.

Да и в целом элитные заведения открывают, как правило, жены крупных бизнесменов, и такой бизнес априори убыточен. Но для статуса он нужен, и в этом нет ничего плохого. Привести бизнес-партнера в дорогое кафе и потом сказать, что «оно мое», наверное, как минимум, полезно — решить некоторые задачи в переговорах явно поможет. Но мы не можем позволить себе убыточный проект: мы зарабатываем деньги.

— У вас уже сложилось какое-нибудь представление о Минске?

— Мы были здесь в октябре прошлого года, тогда родилась идея Like-фотошколы и мужской парикмахерской. Сам Минск мне безумно понравился: везде чисто и очень-очень спокойно. А я люблю, когда кругом тишина и все цивилизованно. Поверьте, это не лесть в адрес города, в котором ты находишься в гостях, это действительно так. Хотя продажа карточек для Wi-Fi меня позабавила. Знакомые часто говорили, что здесь многое осталось от Советского Союза. Я эти времена не застал, но что-то вроде ощущается.

— Это все хорошо, но чистотой туристов не заманишь и гостиницы-хостелы не заполнишь. А нам ой как не хватает иностранцев с их сбережениями… Что бы вы сделали для их привлечения?

— Пожалуй, нужно выделить то, что их и так уже привлекло в страну. Я бы всем туристам задал один вопрос — «Почему вы приехали?». Кто-то — дух Советского Союза поймать, кто-то — картошки поесть (у вас ее правда много в меню), кто-то ради чистоты, безопасности и комфорта. То есть необходимо собрать фокус-группу, выделить основные потребности и работать над ними, усиливать. Понятно, стоит провести и хорошую пиар-компанию относительно приезда туристов в Минск. И самое главное — белорусам стоит больше улыбаться. Это я заметил еще в октябре, вижу и сейчас: практически полное отсутствие улыбок.

— Вы сами гостиницы какого класса предпочитаете?

— Когда наконец появились финансы, я старался тратить их на то, что мне нравилось и чего хотелось: дорогие рестораны, комфортные места. Сейчас смотрю на то, где жить удобно, откуда можно быстрее добраться до назначенной встречи. В Минске я выбирал гостиницу с точки зрения наличия спортзала и бассейна.

— Как вы считаете, в бизнесе приемлем административный ресурс, когда чиновники из своих высоких кабинетов спускают цены, разнарядки и «указивки»?

— Я приверженец капитализма и рыночной экономики: каждый должен действовать исходя из своих личных, эгоистичных интересов. Уровень ценностей человека — большой вопрос, но свобода первична. Свобода — это когда ты можешь делать все что угодно ровно до тех пор, пока не затрагиваешь свободу другого человека. Поэтому, на мой взгляд, каждый должен делать свое дело и всегда руководствоваться законом.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by