Минский микрорайон Зеленый Луг. Благополучный в экологическом плане, с развитой инфраструктурой, до центра — рукой подать. Ну разве можно устоять перед соблазном поселиться в этом удивительном уголке? Поддались ему и те, кто покупал жилищные облигации в надежде стать владельцем просторных современных квартир в жилом комплексе «Уютный квартал». Однако первый же дом застройщика грозит превратиться в недострой, пишет «СБ».
Одно несостоявшееся новоселье люди уже пережили. По документам их 25-этажный дом должны были сдать в первом квартале этого года. На дворе апрель, но дальше 17-го этажа дело не пошло. Сейчас территория выглядит так: чисто, аккуратно и безлюдно. Строителей в последний раз здесь видели почти месяц назад. Впрочем, подобное уже случалось в апреле прошлого года, когда темпы строительства снижались.
— Мы долго решали: купить готовую квартиру или ввязаться в долевое строительство. Остановились на жилищных облигациях «Уютного квартала» — срок сдачи дома и место расположения уж очень нас устраивали: и до работы рукой подать, и ребенок в ближайшую школу пойдет… Для нашей семьи это очень актуально, потому что сейчас мы живем за городом, — объясняет одна из будущих жильцов Юлия Костикова. — Теперь жалею. Дом строится третий год, и конца-края не видно. В нормативные сроки — 21 месяц — застройщик не уложился. Мы подписали допсоглашение, по которому новый срок сдачи — 1 января 2016 года. Откровенно говоря, сомневаюсь, что и в него уложится. Не говорю уже про то, что срок погашения облигаций истек три недели назад.
Люди готовы все понять. Только кто поймет их? Елену, которая с семьей ютится в двухкомнатной квартире вместе с родителями? Юлию, продавшую свою «однушку» и взявшую кредит, чтобы жить в просторной «двушке»? Или Вячеслава, выложившего за новые квадратные метры сбережения всей родни за долгие годы? Они-то свои обязательства выполнили, внеся 100-процентную предоплату за квартиры. Теперь хотят, чтобы и застройщик выполнил свои. Сколько нужно ждать своих законных метров? Где гарантии того, что новый срок не сдвинут на более поздний, как это уже было?
Директор «Фрелиэйсэксим» Чермен Шоканов сразу предупреждает: от своих обязательств фирма не отказывается. И обещает предоставить людям квартиры, как говорится, согласно купленным метрам. Правда, когда — ответить затрудняется, поскольку сам оказался в ловушке. Если коротко, ситуация такова. Деньги на строительство, а это ни много ни мало комплекс из 7 домов в 25 этажей, должны были поступать из нескольких источников: от продажи жилищных облигаций, банковского кредита, от партнера по совместной деятельности, плюс собственные средства. Банк обещал предоставить 21 миллион евро, партнер — 465 миллиардов рублей, жилищных облигаций продали почти на 2 миллиона долларов.
Впрочем, суммы эти остались лишь на бумаге. Банк выделил всего 3,3 миллиона, которые ушли на отселение жильцов из пятна застройки, объясняет юрист компании Ирина Щербик. И уточняет: на месте будущего комплекса стояли двухэтажные дома. Их жильцов нужно было расселить. Пока переехали 200 человек, еще 700 ждут отселения. На этом кредитный источник иссяк: в ноябре 2013 года банк в одностороннем порядке прекратил кредитование и потребовал вернуть выданные ранее деньги. Застройщик с этим не согласился и пошел в суд. А в феврале 2014 года получил еще один удар под дых — от финансирования проекта отказался и партнер. В итоге проект лишился сразу двух источников финансирования, и вся нагрузка легла на плечи застройщика. Именно в этом — причины замедления темпов строительства жилого дома и периодических остановок.
Консенсус с банком пытались отыскать путем переговоров, объясняет Ирина Щербик, но тщетно. Сейчас правоотношения по кредитному договору рассматриваются в суде. Пока стройка замерла, застройщик ищет новых инвесторов и уже присматривается к четырем компаниям. Хорошо. А что делать тем, кто не теряет надежды вселиться в свои квартиры? Нужно их дождаться, уверяет Ирина Щербик. Увы, сейчас другого выхода нет, потому что изъять деньги из строительства не получится: у компании их попросту нет. Ведь она и так вложила в него более 11 миллионов долларов.
О ситуации знают в администрации Советского района, на чьей территории возводится дом. И принимают меры — поручают застройщику активизировать работы, штрафуют за то, что не укладываются в сроки строительства, контролируют их. Как говорится, в рамках своей компетенции.
Проблемных домов с привлечением жилищных облигаций в Минске практически нет, уверяет первый заместитель председателя комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома Николай Бутрим. Хотя строится их немало. Во многом потому, что человек в этом случае застрахован от рисков условиями выкупа облигаций. Но что делать будущим жильцам? Либо ждать окончания строительства дома, либо возвращать деньги через суд. В таких ситуациях все зависит от застройщика: сможет он найти инвестиции или нет.