Прогулка по улице Карла Маркса с главным редактором Onliner.by

 
20 апреля 2015 в 17:44
Автор: Владислав Хилькевич. Фото: Влад Борисевич, reibert.info
Автор: Владислав Хилькевич. Фото: Влад Борисевич, reibert.info

В минувшие выходные Беларусь «накрыл» очередной «Фэст экскурсоводов», предложивший рекордное количество (более 120) бесплатных экскурсий для всех желающих, причем три четверти из них — в Минске. Однако, как это бывает, кто-то не успел, кто-то просто слишком поздно прочел анонс в нашей афише. Для них-то мы и решили устроить третий, бонусный день «Фэста», только в онлайн-формате. Маршрутом была выбрана любимая минская улица Карла Маркса. А в роли гида выступил автор нескольких путеводителей, он же главный редактор Onliner.by, ваш покорный слуга. Меня зовут Владислав, здравствуйте!

Начнем мы свою экскурсию не от первого дома, как можно было бы ожидать, а от последнего — чтобы, поднимаясь по довольно крутой горке, понять, почему наши предки когда-то назвали эту улицу Подгорной. Кстати, в том месте, где она пересекается с улицей Янки Купалы (до революции — Полицейской), произошла первая в истории Минска автомобильная авария. Если бы 20 августа 1906 года уже существовал auto.onliner.by, он опубликовал бы такое сообщение: «Сегодня мещанин Иван Федоров на крутом склоне улицы Подгорной пустил свой шестиместный Mercedes полным ходом, но не сумел затормозить. В результате авто врезалось в телеграфный столб, один из его пассажиров погиб».

Начавшийся дождь, переходящий в обычный такой апрельский град, отполировал сохранившийся старинный булыжник. Но осадки в дорогу — это хорошо, решили мы с нашим фотографом и двинулись вверх, к Дому офицеров.

С середины ХIХ века на этом холме располагалось Архиерейское подворье — резиденция православного архиепископа. После революции часть зданий заняли правительственные службы — сперва БНР, затем БССР, и только в начале 1930-х (с введением в эксплуатацию Дома правительства) комплекс решили капитально перестроить и передать военным. Мало кто даже из коренных минчан сегодня догадывается, что, заходя в левое крыло Дома офицеров, мы в некотором смысле попадаем в храм. Архитектор Иосиф Лангбард не стал разрушать Свято-Покровскую церковь подворья, а просто-напросто вмуровал ее в новую грандиозную постройку.

Малоизвестная деталь: первоначально парадный вход в здание планировался не со стороны сквера и улицы Красноармейской, а со стороны Свислочи, откуда высотка просматривалась во всей красе. Здесь появилась шикарная парадная лестница, которая через бывший архиерейский сад вела прямиком к набережной и получила в довоенном Минске название Потемкинской. По обе стороны лестницу украшали статуи рабочих и красноармейцев. Сейчас от них остались лишь пьедесталы.

Тем, кто вырос на советском детском кино, небезынтересно будет узнать, что именно во дворе за минским Домом офицеров «жил» главный герой ленты «Удивительные приключения Дениса Кораблева». Об этом пару лет назад подробно писал darriuss.

Два чудом уцелевших здания Архиерейского подворья (слева) и бывший вход в Покровскую церковь (справа, под звездой).

Продолжаем наш путь по Александровскому скверу, заложенному в 1872 году на месте рыночной площади. В 1874-м в центре сквера в честь открытия городского водопровода (первая в Минске водонапорная башня размещалась здесь же) заработал первый фонтан. Любопытно, что в начале ХХ века вход в Александровский сквер был платным.

С противоположной стороны улицы когда-то стоял дворец городского головы графа Кароля фон Гуттен-Чапского. В годы его правления минчане впервые узнали, что такое электричество и телефон, конка и публичная библиотека. «Дом в два высоких этажа, с башнями по углам, вроде древнего феодального замка, представляет вид повелительный», — писали о резиденции Чапского «Минские губернские ведомости». Увы, дворец этот был снесен в конце 1930-х, когда на его месте началось строительство здания ЦК белорусской компартии (ныне администрации президента). Во время войны фашисты разместили здесь свой генералкомиссариат.

Окна кабинета гауляйтера Кубе на втором этаже выходили прямо на старейший в городе общественный туалет — тот самый, который по легенде обиженный архитектор построил как уменьшенную копию дворца одного жадного заказчика. Более ста лет этот необарочный терем нес свое «проклятие», лишь в прошлом году став театральной кассой.

Зданию Национального академического театра имени Янки Купалы в этом году исполнится 125 лет. Точнее сказать — части здания, ибо в ходе последней реконструкции аутентичность его стен была изрядно нарушена. В 1888 году при закладке театра присутствовал князь Владимир Романов — дядя будущего царя Николая II. В январе 1905-го, занимая пост командующего императорской гвардией, он отдал приказ о расстреле мирной демонстрации в Петербурге, что послужило толчком к началу Первой русской революции. В бурные революционные годы зал минского театра чаще, чем для представлений и балов, использовали для проведения различных съездов. Пожалуй, самый важный из них прошел тут в декабре 1917-го — тогда со здешней сцены впервые прозвучал призыв к созданию независимой страны Беларуси.

На фотографиях начала прошлого века видно, что круглые ниши на театральном фасаде некогда украшали бюсты, но чьи именно — неизвестно. Во время последней реставрации в ниши поставили декоративные вазы. Думаю, было бы справедливо поместить туда бюсты Янки Купалы и Винцента Дунина-Марцинкевича, так много сделавших для белорусского театра.

На подмостках театра загорались звезды Лидии Ржецкой, Галины Макаровой, Глеба Глебова, Николая Еременко-старшего и еще многих «купаловцев», среди которых «всенародная бабушка» Стефания Станюта, более 80 лет отдавшая этой сцене.

Площадь перед театром когда-то давным-давно называлась Театральной, в ее центре в 1920-х даже стоял памятник Карлу Марксу. Перейдя на диагонально противоположную сторону, оказываемся у «писательского» дома: тут в разное время жили классики белорусской литературы Петр Глебка, Янка Мавр, Иван Науменко, Нил Гилевич и, конечно, Владимир Короткевич, написавший в этих стенах свой бессмертный роман «Черный замок Ольшанский» и вместе с режиссером Валерием Рубинчиком работавший над сценарием фильма «Дикая охота короля Стаха» по мотивам ранее изданной повести.

Следующий дом по этой же стороне вроде бы ничем не приметен. В советские времена здесь была комиссионка, сейчас — модное кафе. Но ровно 100 лет назад, в годы Первой мировой, тут размещался штаб Западного фронта, в коридорах которого можно было встретить командующего фронтом, позже названного белым генералом, Антона Деникина и начальника штаба фронта Николая Духонина — последнего верховного главкома армии Российской империи.

Здание напротив, известное как посольство Великобритании в Беларуси, также могло бы похвастать забытой «прошлой» жизнью: до Великой Отечественной войны здесь располагался, как сейчас сказали бы, офис Белгоскино. Сюда захаживали такие звезды, как Юрий Тарич (автор первого белорусского художественного фильма «Лесная быль») или Владимир Корш-Саблин, снявший в 1933 году первую звуковую ленту в отечественном игровом кинематографе.

Если предыдущие два здания скромно рассказывают о своей истории лишь со страниц исторической литературы, то дом на перекрестке улиц Карла Маркса и Ленина на их фоне весьма нескромен — он, словно орденами, увешан дюжиной мемориальных досок.

Этот бывший доходный дом для богатых жильцов был построен в начале ХХ века модным архитектором Генрихом Гаем (среди других известных его работ — здание МВД в Минске и Бессарабский рынок в Киеве). Вскоре комфортабельные квартиры заняли новые хозяева — глава Временного правительства республики Дмитрий Жилунович (он же писатель Тишка Гартный), председатель ЦИК БССР Александр Червяков, председатель СНК БССР Николай Голодед и другие официальные лица. Рассказывают, что в 1937—1938 гг. квартиры в этом доме заселялись новыми жильцами по несколько раз в год: предыдущие репрессировались целыми семьями.

После войны здесь также жили первые лица республики: руководители ЦК компартии Кирилл Мазуров и Пантелеймон Пономаренко. Благодаря последнему, кстати, это здание до сих пор стоит на своем месте. Согласно послевоенному плану архитекторы намеревались разбить бульвар от площади Свободы до Ульяновской улицы. Но на пути встал старинный дом, в котором проживал всемогущий партбосс, так что бульвар закончился ровно под его окнами.

Переходим дорогу и попадаем в будущий музейный квартал, реконструкция которого идет полным ходом.

И пока Национальный художественный музей строит свое будущее, на другой стороне улицы мы соприкоснемся с его прошлым. Внешне не слишком заметный серый домик пару довоенных лет был первой Государственной картинной галереей БССР. Она открылась в 1939 году, и тогда же, после присоединения Западной Беларуси, ее директор Николай Михолап (друг Янки Купалы, автор первых декораций к его «Павлинке») приложил все усилия, чтобы произведения из национализированных панских усадеб и замков не отправились в российские запасники, а пополнили коллекцию минского музея. Увы, почти все артефакты, включая бесценную коллекцию слуцких поясов, были вывезены отсюда фашистами в 1941-м.

Само здание было возведено в 1879 году для Мариинской женской гимназии, среди выпускниц которой — народная артистка Ирма Яунзем, первой в СССР начавшая исполнять песни народов мира на национальных языках. Ее репертуар состоял из пяти тысяч композиций со всех уголков планеты. Музыке она обучалась в минской Мариинке, а полвека спустя сама преподавала ее. В числе учениц Яунзем были Жанна Бичевская и Алла Пугачева.

Минуя бульвар, попадаем в мой (уверен, не только мой) любимый квартал улицы Карла Маркса — между Комсомольской и Володарского. Ненадолго хватило городским властям задора превращать его в пешеходную зону на выходные в летние месяцы, однако приятное послевкусие у многих минчан осталось, да простят меня местные жители. Даже сегодня, запруженный автомобильным железом, этот квартал кажется довольно милым и уютным.

Жемчужиной этой части улицы является Национальный музей истории и культуры Беларуси. С 1881 года в этом здании, выполненном в формах неоренессанса, работало минское отделение Государственного банка — одно из крупнейших в Российской империи. Здесь также находилось отделение общества «Русское северо-западное пароходство», оформлявшее билеты пассажирам, ехавшим в Англию, США и Канаду. И здесь же в конце ХIХ века появились первые в Минске американские доллары. После революции в здании сначала размещался Народный комиссариат финансов БССР, а с 1933 по 1966 год — исполком горсовета (по-современному — мэрия). В 1967-м дом-памятник передали краеведческому музею.

В Минске его еще часто называют «домом с пушкой» — благодаря четырехтонному чугунному стволу начала ХIХ века, найденному под Барановичами в 1969 году и привезенному сюда.

В старых альбомах о Минске есть фотография музея, сделанная в 1980-х. Обратите внимание, какой зеленой была тогда улица Карла Маркса и сравните с современными снимками.

Во дворе музея расположен целый комплекс старинных хозяйственных построек, а также двухэтажное здание, которое занимает Белвидеоцентр. Говорят, со временем все эти помещения должны отойти историческому музею, таким образом на Карла Маркса может появиться еще один музейный квартал.

А в этом угловатом жилом доме, на первом этаже которого вскоре появится французская булочная, сегодня вряд ли кто узнает довоенную минскую филармонию. Осенью 1939 года в этих стенах дал свой первый концерт Госджаз БССР. Этот завоевавший огромную популярность на просторах всего Союза оркестр был создан из числа польских эмигрантов композитором Ежи Петерсбурским и трубачом Эдди Рознером. Первый прославился как автор танго «Утомленное солнце» и вальса «Синий платочек», второй — как гениальный импровизатор, которого называли «белым Луи Армстронгом». После первого же концерта в Минске по городу поползли слухи, будто труба Рознера сделана из золота.

Если вы еще не утомились, хочу показать вам пару домов за перекрестком.

В трехэтажном здании из красного кирпича до революции размещались городское полицейское управление и сыскное отделение. В 1911 году минский «Скотланд-ярд» первым в городе был соединен междугородной телефонной линией с Борисовом. В 1917-м здесь находился штаб созданной из отрядов вооруженных рабочих народной милиции. Возглавивший ее Михаил Фрунзе позже вспоминал: «Пребывание в Минске было для меня чем-то вроде настоящей военной академии». Покинув наш город, Фрунзе стал крупным военачальником, народным комиссаром по военным и морским делам (по-современному — министром обороны) СССР.

К слову, улицу Карла Маркса можно увидеть в «милицейском» кино. Например, в российском телесериале «Каменская» она часто «играет роль»… тихих московских улочек.

А вот эта «сталинка» на четной стороне улицы «засветилась» в литературе: здесь жила главная героиня романа Виктора Мартиновича «Паранойя».

В этом же доме долгое время жил отец певицы Дианы Арбениной, и основательница группы «Ночные снайперы», приезжая с гастролями в Минск, останавливалась здесь. Сама Арбенина в одном из интервью вспоминала, как ей нравилось пройтись пешком от вокзала до Карла Маркса.

Ну а мы с вами пошли в противоположном направлении и вышли к Михайловскому скверу.

В разное время это место успело побывать и городским плацем, и Виленским рынком, и цирковой площадью, и даже чуть было не стало участком для строительства Красного костела. В конце прошлого века тут «поселились» непривычные для того времени бытовые жанровые скульптуры. Около одной из них мы с вами и расстанемся. Спасибо за внимание! Любите наш город, читайте Onliner.by.

Читайте также:

Гид Onliner.by: по бандитской Грушевке вместе с солистом группы Trubetskoy Павлом Булатниковым

Гид Onliner.by. Залечь на дно в Чаусах — прогулка по городу с солисткой группы IOWA

Гид Onliner.by: прогулка по Пинску с лидером группы «J:морс»

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by