Острошицкая аномалия: комплекс заброшенных лагерей и санаториев в 15 километрах от Минска

 
02 апреля 2015 в 8:00
Автор: Николай Градюшко. Фото: Алексей Матюшков, Николай Градюшко
Автор: Николай Градюшко. Фото: Алексей Матюшков, Николай Градюшко

Леса Минского района скрывают множество покинутых людьми баз отдыха и детских лагерей. В прошлом полные приключений и пионерской романтики места превратились в мрачные деревни-призраки. Целый комплекс опустевших и заброшенных оздоровительных учреждений базируется в окрестностях Острошицкого Городка. О них — наш фоторепортаж.

15 километров от Минска. Кругом лес, рядом водохранилище Вяча. И вдруг разграбленные здания с выбитыми окнами, заколоченные спальные корпуса… Соседство живописной природы с ввергнутыми в разруху объектами отдыха кажется нелогичным, аномальным. Впрочем, все банально: организации-собственники и шефы вынуждены были закрывать лагеря и санатории из-за недостатка средств на их содержание и ремонт.

В нескольких километрах от Острошицкого Городка стоит обветшалое здание со скошенной крышей, достигающее семи этажей в высоту, — санаторий «Кооператор». Со всей страны по профсоюзным путевкам сюда приезжали отдохнуть и подлечиться труженики Потребкооперации.

Здание законсервировано и неплохо сохранилось, но трещины на стенах и облезлый фасад все же выдают его удручающее состояние. Как долго пустует бывшая здравница — выяснить нелегко. В УП «Поречье „Белкоопсоюза“», которое все еще владеет санаторием, не смогли ответить на наши вопросы.

Судя по новости информагентства БЕЛТА, опубликованной 12 лет назад, «Кооператор» обветшал еще в конце 1990-х. Его капитальный ремонт начался в 2000 году и был рассчитан до 1 января 2004-го. Видимо, средств не хватило.

Позже «Белкоопсоюз» и вовсе решил избавиться от обременительной недвижимости. В 2013 году санаторий был выставлен на аукцион по цене 9 млрд 277 млн рублей — на тот момент более $1 млн. Скорее всего, торги не состоялись из-за отсутствия заявителей.

С «Кооператором» соседствует еще одна опустевшая здравница — санаторий-профилакторий «Мир». У входа в спальный корпус «дежурит» собака, потому подходить близко не рискуем.

Когда-то давно санаторий принадлежал «Интегралу» и насчитывал около 60 номеров, в том числе несколько люксовых. В пристройке на первом этаже находился лечебно-процедурный блок.

Здание пустует порядка 10 лет. После «Интеграла» его собственниками были Мингорисполком и Минская овощная фабрика. Нынешний владелец — ООО «Стройснабкомплект» — выставил корпус на аукцион, намеченный на 24 апреля. Начальная цена лота — 6 млрд 656 млн рублей.

— Наша компания занимается строительством и приобретала это здание, чтобы на первое время приспособить его под временное общежитие для рабочих, а в перспективе — перестроить в загородный спа-отель, был даже разработан бизнес-план, — рассказал нам позже в телефонном разговоре представитель ООО «Стройснабкомплект». — Однако сейчас нет возможности направить деньги на этот проект, потому корпус решено продать. Само здание хорошо сохранилось и нуждается только в косметическом ремонте. С инженерными коммуникациями немного сложнее: нужен новый насос на водонапорной башне, желательно переложить внутреннюю проводку. Бывшая котельная на мазуте уже не работает, да и восстанавливать ее нет смысла, зато есть возможность подключиться к центральной газовой трубе, которая проходит в 400 метрах от санатория.

Территория санатория плавно перетекает в заброшенный пионерский лагерь «Мир». По обе стороны его главной березовой аллеи расположены давно разграбленные одноэтажные корпуса.

Внутри одной из комнат.

Общежитие обслуживающего персонала.

Детская площадка с проржавелыми каруселями.

На том месте, где когда-то было футбольное поле, начинает расти лес. Природа постепенно берет свое.

Кинозал с остатками сидений.

Главная аллея упирается в двухэтажное здание, близкое по стилю к модернизму — со стеклянным вторым этажом. Это столовая.

Страйкболисты давно превратили бывший пионерлагерь в игровую площадку. Весь пол в столовой и других помещениях усеян «белой клюквой» — пластиковыми шариками диаметром 6 мм.

Ожесточенные бои шли на кухне и на втором этаже.

За столовой был расположен лечебный корпус с саунами и небольшим бассейном.

В отдельном помещении находились различные лечебные души вроде циркулярного, от которых ничего не осталось.

Дополняет комплекс трехэтажное кирпичное здание, где располагалось несколько пионерских отрядов.

Лишь в немногих комнатах сохранились остатки мебели. Последние надписи «пионеров» на стенках шкафов датируются 2003 годом.

За спальным корпусом находятся парники. Должно быть, раньше здесь действовало свое тепличное хозяйство, снабжавшее лагерь и санаторий свежими овощами.

За территорией лагеря в лесу стоит еще одна двухэтажная «заброшка». Может быть, там жил обслуживающий персонал.

Масштабы запустения поражают. Гуляя по «Миру», на секунду может показаться, что это вовсе не Минский район, а окраина заброшенного города вроде Припяти и вот-вот из-за деревьев выступят опустевшие панельные многоэтажки.

В километре от «Мира» медленно разрушается в пыль и прах еще один бывший детский заповедник — пионерлагерь «Восток». В одном из его ветхих зданий мы застали сторожа. Противиться нашему присутствию он не стал и даже разрешил фотографировать.

От ворот тянется узкая асфальтовая дорожка. Вдоль нее стоят три одноэтажные постройки с застекленными верандами. Местами веранды накренились и держатся только на подпорках. Кажется, налети сильный ветер — и постройки рухнут. Но вряд ли. Стены сложены из железобетонных «панелей».

Внутри корпуса — длинный коридор, восемь небольших палат, комната вожатого, помещение для спортивного инвентаря. Состояние зданий аварийное. Местами провалились прогнившие половые доски.

Почти никаких артефактов из пионерского прошлого в бывших отрядах не сохранилось. Приятной находкой стали разве что два фанерных планшета с цветными рисунками. Спорт, путешествия, космос — вот она, романтика восьмидесятых.

Советские призывы к гигиене ограничивались фразой «Мойте руки перед едой». В отрядных корпусах не было ни туалета, ни даже умывальника. Все удобства — в 30—50 метрах на улице. Как правило, на ночь на веранде ставилось ведро, чтобы не бегать в туалет на улицу, а поутру дежурный обязан был его вынести.

Умывались дети вот в таких отдельно стоящих помещениях. На облицованной плиткой центральной тумбе находились краники с холодной водой, а помыть ноги или ополоснуть ведро можно было возле стен, где также были вмонтированы краны. Условия самые что ни на есть спартанские.

Рядом находился туалет.

Еще один корпус, где сохранилось несколько плакатов из 1970-х.

Медпункт.

Одноэтажный клуб, где когда-то показывали фильмы.

Столовая «Востока».

Стадион. На дальнем плане снимка — так и не достроенный двухэтажный кирпичный корпус.

Несмотря на минимальные удобства, «Восток» жил достаточно долго. Последние смены отшумели здесь то ли в 2002-м, то ли в 2003 году. Затем лагерь опустел. В 2014-м «Восток» выставлялся на аукцион по начальной цене 3 млрд 500 млн рублей и был приобретен. Быть может, у очередного собственника получится возродить из праха современную базу отдыха. Правда, каких-либо подвижек на территории пока не наблюдается.

Через группу в социальных сетях мы связались с бывшей пионеркой Татьяной Иваницкой, чье детство прошло в «Востоке». Вот что она вспомнила:

— «Восток» был построен в 1960-х годах как летняя дача для детей сотрудников Минского инструментального завода, но позже он стал обычным пионерлагерем и туда принимали не только «заводских» детей. Я проводила там по три смены каждое лето с 1973 по 1981 год, а в 1985-м работала вожатой. По сравнению с соседними лагерями «Восток» казался самым маленьким и бедненьким. Представляете, у нас не было горячей воды, в баню ходили в соседнюю «Мечту». Но нам это совсем не портило отдых, все казалось прекрасным. Это сейчас у каждого школьника мобильник, а тогда в лагере было всего два телефона: у начальника и в медпункте. Добрый начальник разрешал нам звонить домой со своего аппарата.

— «Восток» — это самые теплые воспоминания моего детства, — продолжает Татьяна. — Последние годы лагерь часто мне снился. Каждую ночь я мысленно проходила мимо корпусов, столовой, клуба. Минувшим летом не выдержала — приехала туда, прошлась по заросшим дорожкам. Нашла отрядный флажок между корпусами, увезла с собой на память… Та же судьба постигла и лагерь «Мир», в который мы ходили через лес. В семидесятые годы «Мир» считался чуть ли не местным «Артеком». «Восток» с ним и рядом не стоял, а в итоге оба лагеря пришли к упадку. Трудно поверить, что их больше нет.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by