Владелец кафе: «Общепит в Минске — отражение экономики. Сегодня дорогие рестораны терпят убытки, зато фастфуд на высоте»

 
23 марта 2015 в 8:00
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Лора Нагапетян. Фото: Аркадий Соболев

Минчане уверены: в гастрономической сфере что-то пошло не так. Десятки закрытых заведений общепита в Минске и Минской области с начала года, массовая продажа даже на первый взгляд успешного ресторанного бизнеса… Мнения специалистов на этот счет разделились: одни и вовсе не видят проблемы, другие уверены, что это временные трудности, — но все надеются на лучшее. Мы поговорили с владельцем кафе, которое открылось в не самое благоприятное время. Через несколько месяцев после его запуска грянул Новый год, а заодно и экономические волнения, что в корне изменило принципы работы кафе.

Минск еще не успел забыть праздничное настроение, которое расползлось по улицам города во время чемпионата мира по хоккею в 2014 году. В ожидании гостей открылись не только гостиницы, но и развлекательные объекты: кофейни, рестораны и особенно пивные пабы. Спустя год то и дело начали появляться объявления о продаже или закрытии тех или иных заведений. За примерами далеко ходить не нужно, достаточно открыть сайты по продаже недвижимости.

Довольно неожиданным стало то, что новых хозяев ищет кафе Sobranie, расположенное с тыльной стороны здания гостиницы «Минск». Центральнее места не придумаешь, да и трудно представить, что в кафе может быть дефицит посетителей. Стоимость бизнеса —$140 тыс.

Пиццерии сети «Планета Pizza», которая давно на слуху у минчан, также выставлены на продажу. Ищут владельцев сразу два заведения: на улице Карла Маркса и на площади Свободы.

BoozeBar на улице Петруся Бровки открылся в конце 2014 года, а в начале 2015-го уже продается. Стоимость — $70 тыс. Популярные у минчан пабы также не отстают от тенденции.

— Причины продажи бизнеса могут быть разные,— рассказала представитель одного из столичных агентств. — Это могут быть разногласия собственников в вопросах ведения и развития бизнеса либо смена места жительства владельца: сейчас все стали мобильными, свободно перемещаются, а для работы в Минске нужно оставаться в Минске. Причиной может стать смена сферы деятельности: например, стало неинтересно заниматься общепитом. Хотя события, произошедшие в последнее время, также повлияли на ситуацию.

Закрытие заведений можно объяснить довольно просто: место появляется, становится популярным, затем интерес публики к нему угасает, и люди переключается на новоиспеченных конкурентов. Но специалисты рынка ссылаются на более глобальные причины — экономические. С начала года перестали принимать гостей «Пираты», «Манты-Понты». Несколько кофеен CoffeeBox сменили название. Расторгнут договор франшизы с греческой сетью фастфуда Goody’s.

Кафе Star Food на улице Матусевича, несмотря на нестандартное расположение (спальный район, меньшая проходимость, чем в центре), не собираются ни закрывать, ни продавать. Хотя, по словам владельца Александра Касперовича, работать стало тяжелее.

— Однозначно, влияние кризиса заметно. Когда мы открылись, выручка была выше, чем через несколько месяцев, — рассказывает Александр. — На это есть объективные причины.

В январе треть поставщиков продуктов перестали работать вовсе, треть сказали, что больше никаких отсрочек и скидок (за объем и своевременную оплату) не будет, еще треть подняли цены на 40—50%, причем в условиях запрета на поднятие цен. Таким образом, они стали неконкурентоспособными. Согласитесь, повысить цены вслед за поставщиками кафе не может. Если пицца стоит 70 тыс. рублей, мы не можем начать продавать ее за 100 тыс.: слишком бьет по карману.

В районе площади Победы, на проспекте Независимости цена аренды до декабря достигала €50—60 за квадратный метр, сейчас цены упали на 20—30%. Кто-то из арендодателей, правда, решил цену не снижать. Для того чтобы понять, что ситуация изменилась, некоторым арендодателям необходимо остаться без арендатора. Потом он видит, что никто за старую цену помещение не берет, и только тогда снижает планку. Довольно популярное место — «Монты-Понты» — исчезло, и одна из причин — неподъемная арендная плата.

Нам повезло: у нас достаточно адекватный арендодатель, и в самом трудном месяце — феврале — мы заплатили ему символическую плату. Что касается остальных затрат… Порядка 10—13 млн рублей уходит на коммуналку, 30 млн — на аренду, 35 млн — на закупку товара, 25 млн — зарплаты работникам.

Пристальное внимание точкам общественного питания начали уделять различные организации: санэпидемстанция, Минторг, исполком. Нужно быть готовым, чтобы все было в порядке, и даже это не всегда может уберечь от штрафов и закрытий.

Снизилось не только количество посетителей, но и покупательская способность минчан. Если раньше средний чек составлял 65 тыс. рублей, то сегодня — 45 тыс., за день принимали 150 человек, сегодня — 70.

— В такой ситуации остается выживать, причем не потеряв лицо. Чтобы не поднимать цены, мы сокращаем расходы: отказались от уборщицы (работники сами после рабочего дня остаются и моют), установили энергоэффективное оборудование. Теперь остается привлекать клиентов. Запускаем программу комплексных обедов. Была акция: купи продукты в «Виталюре» на 100 тыс. и получи бесплатный кофе. Сейчас действует акция: при любой покупке человек кидает игральные кости, а выпавшая комбинация принесет бесплатный кофе, ролл или пиццу. И это только маленькая часть акций, которые мы проводим постоянно.

Александр уверен: гастрономическая жизнь столицы — наглядное отражение экономической ситуации. И не случайно, что сейчас на пике популярности бюджетный фастфуд.

— Общепит в Минске развивается волнами, заполняются незанятые сегменты. Волна открытия кофеен сменилась огромным количеством пивных ресторанов, сейчас мы наблюдаем, как одно за другим появляются заведения фастфуда.

Что будет дальше, зависит от экономической ситуации в стране. Знаю, что дорогие рестораны сегодня терпят убытки. Минск пока не готов к ресторанам с дорогой интересной кухней — молекулярной, французской и так далее. Они будут пользоваться спросом только тогда, когда вырастет покупательская способность населения.

Ну, и вернувшись к кризису… Большинство заведений, столкнувшись с проблемами, первым делом повышают или понижают цены. В то же время, по мировой практике, владельцы идут на активность, акции, привлечение клиентов любыми способами. В нашей стране это пока не развито. Когда мы сделали акции с бесплатным кофе, каждый день 50—60 человек приходили за ним и заодно много чего покупали, оставаясь в дальнейшем постоянными клиентами. Простор для фантазии огромный.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by