Трагедия Бхопала: крупнейшая техногенная катастрофа в мире

 
11 марта 2015 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, wikipedia.org, jonwilliamson.com
Автор: darriuss. Фото: flickr.com, panoramio.com, wikipedia.org, jonwilliamson.com

В ночь со 2 на 3 декабря 1984 года ничего не подозревавший индийский город Бхопал накрыло ядовитое облако. Сорок две тонны метилизоцианата, оказавшиеся в атмосфере, за несколько суток убили более 15 тыс. человек и сделали инвалидами до полумиллиона жителей города — подобных трагедий, вызванных ошеломляющей небрежностью, человечество еще не знало. Onliner.by начинает цикл статей о техногенных катастрофах современности с рассказа о крупнейшей из них — взрыве химического завода Union Carbide в сердце Индии.

1969 год. В городе Бхопал, столице индийского штата Мадхья-Прадеш, открывается очередной завод американского химического гиганта Union Carbide. Предприятие должно выпускать пестициды — средства для борьбы с сельскохозяйственными вредителями. Население Индии бурно растет, требует все больше вкусных и полезных продуктов — кажется, что успех заводу гарантирован. Спустя всего 15 лет он станет причиной мучительной смерти многих тысяч человек.

В Бхопале Union Carbide выпускал «Севин» — популярный инсектицид, одной из составляющих которого выступал метилизоцианат, чрезвычайно токсичный газ, смертельно опасный для человека и прочих живых существ. К началу 1980-х американская корпорация столкнулась с резким падением спроса на продукцию своего индийского филиала, что в сочетании с чудовищными нарушениями техники безопасности и привело к неминуемой трагедии, масштабы которой руководство компании не могло представить и в самом страшном сне.

Как и любое химическое производство, бхопальский завод Union Carbide был оборудован всеми необходимыми системами безопасности. Однако жизнь в очередной раз доказала невероятный факт: любая «защита от идиота» оказывается абсолютно бесполезной, если она отключена.

На фоне продолжающегося активного производства метилизоцианата руководство предприятия решительно отказывалось вкладывать хоть какие-нибудь серьезные финансовые средства в замену или ремонт крайне изношенного за 15 лет беспощадной эксплуатации оборудования. Более того, к 1984 году были отключены все (!) защитные системы, которые должны были в случае чрезвычайного происшествия обеспечить его безболезненную для местных жителей и окружающей их среды ликвидацию.

Яростная погоня за длинной рупией, режим жесточайшей экономии на обслуживании технологического комплекса, неквалифицированный и низкооплачиваемый персонал, пренебрежение важнейшими правилами техники безопасности — Union Carbide сделала все от нее зависящее, чтобы случилась катастрофа. Разумеется, долго ждать себя та не заставила.

В ночь со 2 на 3 декабря 1984 года в расположенную на территории завода огромную цистерну №610, содержавшую 42 тонны метилизоцианата, так до сих пор и не объясненным образом проникла вода. Судя по всему, во время проводившейся накануне регламентной промывки труб заслонки, ограничивающие поступление воды в емкость с метилизоцианатом, не были до конца закрыты. Специфика же этого неприятного вещества заключается в том, что при его контакте с безвредным, в общем-то, дигидрогена монооксидом тут же начинается бурная экзотермическая реакция.

Выделение тепла естественным образом сопровождалось резким повышением давления в цистерне. Операторы комплекса беспомощно наблюдали за этим, ведь все системы защиты, как уже говорилось выше, не функционировали. Через полтора часа происходящие внутри цистерны №610 процессы решили вырваться наружу, что им успешно и удалось. В результате все сорок с лишним тонн метилизоцианата вместе с продуктами его распада, на ходу превращаясь в газ и пар, оказались в атмосфере и образовали облако, которое немедленно начало убивать все живое вокруг.

Индия и тогда была, и сейчас остается страной с чрезвычайно высокой плотностью населения. Бедная его часть при этом обладает удивительной способностью стремительно образовывать колоритные трущобы. В Бхопале его жители не нашли ничего лучшего, как устроить их прямо вокруг химического завода Union Carbide. Они и стали первыми жертвами так и не превратившегося в пестицид метилизоцианата. Смерть их, увы, легкой назвать было никак нельзя.

Метилизоцианат как прекрасный лакриматор сжигал человеческие слизистые оболочки, их глаза и легкие. Несчастные и ничего, естественно, не понимающие бхопальцы, так толком и не проснувшись, мучительно умирали от удушья сразу и от токсического отравления в последующие дни. Тяжелое облако передвигалось прямо над поверхностью земли, убивая в первую очередь детей.

Непосредственно в день катастрофы погибло почти 4 тыс. человек, еще 8 тыс. умерло в течение двух недель и столько же за следующие месяцы. Счет же пострадавших идет на сотни тысяч и не поддается какому-либо точному определению. Принято считать, что в той или иной степени авария на заводе Union Carbide сделала инвалидами, оставила без зрения, вызвала тяжелые хронические заболевания у 500—600 тыс. человек. Это крупнейшая техногенная катастрофа в истории человечества.

Страшнее всего то, что, несмотря на прошедшие с той декабрьской ночи тридцать лет, счетчик ее жертв продолжает обновляться. До сих пор в Бхопале у родителей, подвергшихся в 1984-м токсическому воздействию метилизоцианата, рождаются дети с врожденными пороками и болезнями.

Эта авария очень ярко показала все недостатки корпоративной культуры в крупных компаниях, работающих в развивающихся странах. В первые часы после катастрофы Union Carbide отказывалась информировать врачей о химическом составе попавшего в атмосферу токсического вещества, ссылаясь на коммерческую тайну. В переполненных больницах просто не знали, от чего лечить тысячи и тысячи поступающих в них пациентов, какие последствия ждут их в будущем, что можно было еще попытаться предотвратить.

Вместо этого Union Carbide, желая снять с себя часть ответственности за произошедшее, выдвинула версию о преднамеренном саботаже заводского оборудования. По мнению руководства компании, вода попала в цистерну с метилизоцианатом не из-за халатности и вопиющего нарушения персоналом техники безопасности, а в результате сознательной диверсии одного из недовольных работников предприятия.

Тем не менее правительство Индии возложило полную вину за катастрофу на менеджмент Union Carbide. При этом чиновники предпочли не признавать очевидное: в немалой степени в ней виноваты и они сами — люди, которые закрывали глаза на крайне опасное производство, работающее без должного технического обслуживания и ремонта. Люди, которые разрешили жить в непосредственной близости от него десяткам тысяч бедняков, жить в скученности и антисанитарных условиях. Люди, которые допустили к оборудованию неквалифицированный персонал (Union Carbide с удовольствием платил им минимальные зарплаты). Люди, которые за все это брали взятки. Люди, которые пусть и косвенно, но также поучаствовали в случившейся трагедии.

Спустя пять лет после аварии Union Carbide выплатила жертвам и родственникам погибших $470 млн (с учетом инфляции сейчас эта сумма эквивалентна $907 млн). Поразительно, но в тюрьму непосредственно после случившегося так никто и не попал. Лишь в 2010-м, спустя 26 лет, семь представителей бывшего руководства предприятия были приговорены к небольшим срокам заключения и штрафам и практически сразу же отпущены.

Завод в Бхопале был, разумеется, закрыт и частично продан на металлолом. Впрочем, оборудование, производившее метилизоцианат и «Севин», до сих пор стоит на своем месте, включая ту самую злосчастную цистерну №610. Территория вокруг до сих пор заражена различными продуктами распада метилизоцианата.

Государство выплатило жертвам катастрофы некоторую компенсацию: в среднем семья каждого из погибших получила $2200. Такова оказалась цена жизни, цена разгильдяйства, преступной халатности, цена жажды наживы.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by