«Обезвредить» строителя: минчанин составил подробную инструкцию — «не платите наперед», «работяга должен чувствовать ваш контроль», «работа только по смете»

 
06 марта 2015 в 14:33
Источник: Лариса Панченко
Источник: Лариса Панченко
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Успешный минчанин и активный участник форума Prednizolon, совсем недавно поделившийся своим взглядом на правила ценообразования в ремонтном деле, решил продолжить просветительскую деятельность. Как человек опытный, построивший и отремонтировавший большую квартиру и дом, мужчина решил помочь новичкам и составил для них полноценную инструкцию по общению со строителями. «Имейте в виду, что весь негатив относится не к „порядочным чэстным специалистам“, доля которых не превышает 10% от контингента, а к оставшимся 90% „стройбанов“, которые ничего, кроме проблем разной степени тяжести, хозяевам не доставляют», — заранее извиняется перед настоящими специалистами мужчина.

***

— Итак, вы затеяли ремонт с применением наемной рабсилы («раб» – от слова «работать»), — начинает увлекательный и полезный рассказ Prednizolon.

Люди

Чтобы не тешить себя иллюзиями, сразу смиритесь с мыслью, что подавляющее большинство «специалистов», с которыми вы столкнетесь, — люди, мягко говоря, не изуродованные интеллектом. Такова ситуация, что стройка — это то место, куда попадают люди без образования, у которых рынку труда, кроме «двух граблей», предложить нечего. Уже имеем некий культурный срез ниже среднего и соответствующий интеллект. Попадаются даже такие, которые тупо не могут воспринимать информацию на слух.

Ценообразование

Фактических затрат работяга практически не несет. Стоимость нормо-часа рабочего — фактор абсолютно субъективный. То есть за работу платится столько, сколько «договорились». Это «договорились» регулируется рынком по принципу «спрос рождает предложение» и лично работягой по принципу «за меньшие деньги лень подниматься с дивана».

Качество

Вот тут нужно усвоить догматы: специфика работы строителя такова, что, если рамки качества четко не определены, всегда есть соблазн потратить меньше усилий (схалявить) и получить те же деньги, что и за качественную работу. Этот фактор и есть самый деструктивный из влияющих на неокрепшую душу начинающего «стройбана». Все это для него как наркотик одновременно со спортом. Когда «колдырь» первый раз попадет на «лопуха», который не заметит «косяков» и оплатит их, у него будто крылья вырастают.

То есть, принимая во внимание человеческую природу, мы делаем вывод, что, какой бы хороший человек ни был, он рано или поздно начнет «косячить» и обманывать. Остановить полет жаждущей халявы души строителя может лишь один фактор — стоящий за спиной хозяин объекта и материальных ценностей. Всякие глупые моральные скрепы (если они вообще были) работяги теряют еще в первый год «карьеры».

Так что питать иллюзии насчет порядочности рабочих — вещь вредная делу и финансам. Любимой пословицей «колдыря» является не «кончил дело — гуляй смело», а «без лоха и жизнь плоха».

Обмануть заказчика и украсть его деньги для матерого работяги не грех, а победа в доблестном ранговом поединке, позиционирующем его как крепкого профессионала! Да-да! Один артист с гордостью рассказывал мне, как он фугой запорол унитаз одному заказчику (между прочим, работая по рекомендации) и потом содрал с него «30 баксов» за устранение собственного вандализма! Такие истории передаются из уст в уста, из поколения в поколение и становятся настоящим фольклором. Чем больше денег работяга выдурил, тем выше его положение в иерархии коллег по цеху. При этом человек в упор не понимает, что он самый обыкновенный вор.

Отношения

Вы, как хозяин объекта, должны прочитать предыдущий абзац и уяснить главное: рабочий — ваш финансовый противник, если не сказать враг. Он вам точно — не друг. Он пришел, чтобы забрать максимум ваших денег, выполнив при этом минимум работы. Необходимо твердо понимать, что это вы ему платите свои кровные деньги, а не он вам делает одолжение. Вы — хозяин положения, как финансово, так и интеллектуально, так что победа будет за вами, если вы проявите твердость характера.

Способов вас обмануть у работяг много, хоть все они и примитивные:
• перерасход материалов с последующей утайкой излишков;
• навязывание ненужных работ;
• раздувание итоговой сметы;
• закупка материалов по завышенным ценам;
• снижение качества за счет упрощения технологии работ;
• тупо украсть ведерко или мешочек.

Чтобы подловить работягу нужен большой опыт в ремонтных работах. Естественно, у вас его нет.  Так что вот вам несколько советов, которые позволят минимизировать издержки:

1. Никогда не платите вперед.

2. Никогда не рассчитывайтесь полностью за уже сделанную часть работ до завершения полного объем работ. Сразу оговаривайте этот пункт сотрудничества. Обязательно. Если вам попадется «колдырь» (а это  тот самый «нехороший человек», которого уже не раз оставляли без денег за брак в работе,) он непременно откажется от такой системы оплаты и уйдет сам. Нежелание принятия таких условий сразу должно вас насторожить.

Если, к примеру, процесс уже идет, вам будет довольно сложно не быть разведенным на погашение задолженности, ибо чем «колдыристей» работяга, тем сильней у него развита паранойя по поводу возможного «кидка» с вашей стороны. Ситуация может усугубляться уже имеющимися «шероховатостями», «косячками», переделками и т. д.

«Колдырь» может решить, что вы «нарочно придираетесь» (это так у них называется ужасная ситуация, когда сволочь-заказчик хочет качественную работу), подсесть на измену и попытаться «подстраховаться»… то есть украсть то, что плохо лежит, замуровать вам яйцо в стяжку или перерезать проводку в тихом укромном месте. Так что тут важно тонко чувствовать ситуацию. Лучше всего вешайте лапшу на уши, что «деньги будут в четверг после дождя», «сейчас времена тяжелые, вы, папаша, главное не волнуйтесь».

Поймите главное — когда вы должны деньги рабочему, это хоть какая-то дисциплинарная узда на развращенную халявой личность рабочего. Так что оптимальный размер задолженности — 30-40%. Это — ваша подушка безопасности.

3. Всегда работайте по смете. Пришли на объект, обрисовали фронт работ и сроки, получили смету с конечной суммой — только тогда приступили. Если строитель ломается и не хочет составить вам смету на проведение работ — не сотрудничайте! Он обязательно будет вас накалывать при итоговом расчете. Там вы познакомитесь с такими целебными для вашей квартиры вещами, как «шпатлевка в 4 слоя — прима», «пошаговая оплата при заносе материала», «грунтовка всего и вся по два слоя» и т. д.

4. Прайс в качестве замены смете не годится. Только смета с конечной суммой. Иначе будет ситуация, когда вы думали, что укладка плитки $17 за м2 — это все расходы, а окажется, что: укладка $17 + Стяжка $8 + Грунтовка $1 + маяки $1 + обеспыливание $1 + подрезка $2 = 30$. Конечно, когда вы планировали потратить $1700, а у вас требуют $3000 — это культурный шок.

5. Хоть вы ни черта и не смыслите в том, как, во сколько слоев и чем надо шпатлевать-штукатурить, постарайтесь при разговоре со строителем меньше спрашивать и больше слушать. Если вы зададите дилетантский вопрос, будет понятно, что вы не в теме и вас можно «обувать». Можно сказать, что у вас тесть прораб и итоговую работу будет принимать он. Это поумерит пыл «колдыря».

6. Не позволяйте «стройбану» орудовать на ниве закупки материалов. Лучше по смете один раз заказать материалы с доставкой и подъемом. Не слушайте сказки строителя о том, что он «не знает сколько пойдет» и т. д. Если он не умеет рассчитать кол-во материала, то он либо не профессионал, либо ленится считать.

7. Работяга должен чувствовать ваш неусыпный контроль. Лучше всего, когда вы стоите у него за спиной. Понятное дело, что, если вы — человек деловой, как я, времени на постоянное присутствие у вас нет. Но старайтесь бывать на объекте постоянно. И очень желательны внезапные появления.

8. Не имейте дело с «семиделухами», «мастерами спорта по всем видам спорта» и т. д. Только узкие специалисты. Такой «покати-горошек», который «умеет делать все», как правило, просто лентяй, которому лень елозить по объектам… ему проще сидеть на одном месте и делать широкий перечень работ на 3+.

Конфликты

Теперь о самом неприятном. Если вы не тряпка и не «лопух» — то конфликты у вас будут. Бояться их не нужно. Я за время своих строек выгнал с треском около 7 отдельных комичных персонажей и небольших творческих коллективов. При всей нежелательности конфликтов (они отнимают драгоценное время) я каждый раз выигрывал в итоге по деньгам и качеству. Если вы чувствуете, что «что-то пошло не так», начали проскакивать небрежности и т. д. — расставайтесь сразу, не тяните.

Не рекомендуется позволять «колдырям» переделывать свои «косяки». Человек, сознательно допустивший брак в своей работе — моральный урод. Не ваша задача перевоспитывать его трудом. За любой более-менее серьезный косяк — за дверь. Даже если он возьмется за «исправление», он уже будет на вас очень обижен (ведь это выходит, что работает он бесплатно, а это — не по фэншую) и при первом же случае украдет что-то ценное или отомстит вам иным способом.

Бейте «колдырей» их же оружием. Им не «западло» взять с потолка, что вы им должны, к примеру, $50 «за дополнительные работы». Вам также ничего не должно мешать выписать на листочек все косяки, предположим, по плитке и штрафануть кудесника укладки на $50.

Когда конфликт уже есть, не переживайте — вы все равно в положении сверху (в том случае, конечно, если вы соблюдали мои рекомендации 1 и 2). Большинство «колдырей» работает нелегально и налогов не платит, поэтому любой выход на официальное разбирательство грозит им как минимум штрафом за незаконную предпринимательскую деятельность и попаданием на карандаш налоговой инспекции. И все! Всем удачного ремонта!

P. S. Хорошие рабочие, безусловно, есть. Но их сложно найти. «По рекомендации» — не панацея.