В поисках квартиросдатчиков-нелегалов: рейд по льготным квартирам в Каменной Горке

 
27 331
29 января 2015 в 10:10
Источник: Мария Друк, «Рэспублiка». Фото: Алексей Матюшков
Источник: Мария Друк, «Рэспублiка». Фото: Алексей Матюшков

Каменная Горка — бетонные джунгли льготного строительства Минска. Вместе с ведущим юрисконсультом ЖРЭО-2 Фрунзенского района Юлией Врублевской корреспондент газеты «Рэспублiка» прошлась по льготным квартирам и попыталась поймать квартиросдатчиков-нелегалов. Это оказалось непросто.

Первая остановка — на Неманской, 65. Эта панельная девятиэтажка построена с господдержкой: поднимаемся на четвертый, звоним. Ничего. Слышно, как в замке аккуратно поворачивается ключ, затем кто-то подходит к глухой тамбурной двери. Вскоре шаги в тамбуре удаляются, ключ в двери нужной нам квартиры поворачивается снова. Надо звонить соседям. Юлия Врублевская нажимает кнопку второго звонка. В соседней квартире, несмотря на ранний час, никого.

Оставляем на имя хозяина подозрительной «двушки» повестку о вызове в ЖРЭО на эту пятницу. Если он решит не явиться, информацию передадут участковому. На первый раз собственник жилья площадью 54 кв. метра отделается штрафом от 720 000 до 5 400 000 рублей. На второй — до 9 миллионов.

Данное жилье имеет целый ряд ограничений. Отсюда и формулировка — собственность с обременением. Пока не погашен льготный кредит, квартиру нельзя ни продать, ни подарить, ни сдать. Но ушлые жильцы новостроек сознательно закрывают на это глаза…

— В прошлом году из налоговой нам поступило 23 информации о квартирах, построенных по льготным кредитам и сдаваемых хозяевами. Проверили все. В 7 из них на момент нашего визита кредиты уже были погашены, поэтому владельцы уплатили лишь налог и пеню. Еще в 14 — прямое попадание в цель и истории в духе «мы вас не ждали», — вспоминает Юлия Врублевская. – В итоге арендаторы за пару дней собрали чемоданы и освободили помещение, а настоящие владельцы быстренько перебрались по месту прописки. Хватило одного письменного предупреждения. 

Идем дальше. Неманская, 44, Налибокская, 42, Кунцевщина, 37… Увы, нас встречают лишь наглухо закрытые двери, мелькающие тени на уровне глазка и угрюмые соседи:

— Живут люди, нормальные: не пьют, не дебоширят, здороваются. Что вам еще от них надо?

От них — ничего. А вот собственникам придется заглянуть на беседу в ЖРЭО и объяснить, кто и на каких основаниях использует эти льготно построенные метры.

Последняя запись на сегодня — Неманская, 12. Это социальный дом, одна из квартир которого, по информации, сдается. Лифт, девятый этаж, дверь в тамбур открыта — резкий запах чего-то кислого и спертого шибает в нос. Нужная нам дверь видна сразу: у порога в рядок стоят четыре пары обуви. Три мужские, одна женская…

— А живет тут по ордеру Павел, сирота 1990 года рождения, — смотрит в сопроводительные документы Юлия.

Но Павла там явно нет: звонки и резкий стук кулаком в дверь ровным счетом никакого действия не возымели. Звоним соседке. Любовь Ивановна сразу перешла на тревожный доверительный шепот: «Это ж притон какой-то! За четыре года здесь сменилось около 6 квартирантов. Предпоследние были нормальные, а эти — пьют с утра до ночи или колются, я уж не знаю… Не работают нигде. Шастают по ночам. Я их боюсь, разберитесь, прошу вас».

Подготовлен акт обследования с показаниями соседки: нанимателю теперь грозит расторжение договора найма с последующим выселением.

Вообще, арендное и социальное жилье не подпадает под действие новых поправок в административный кодекс. Хоть оно и является по сути своей государственным, но стоит особняком и имеет свою форму контроля — ежегодные обходы. За 2014-й сотрудники ЖРЭО-2 Фрунзенского района проверили все 343 арендные квартиры и фактов нелегальной сдачи не нашли.

А вот по соцжилью прецеденты есть: из 1450 проверенных помещений по шести поданы документы о расторжении договора найма. А это уже серьезно.

…Санкции всегда порождают ответное действие. Уже появилась информация: досрочно погасить кредит сейчас пытаются многие владельцы «льготных» квартир. Особенно те, у кого их несколько… Эти уж точно не собираются отказываться от столь выгодной аренды ни до 23 февраля, ни после. Что такое штраф в $300, когда годовой доход от одной только квартиры превышает $3000?