«Черный» риелтор из Могилева предстанет перед судом за преступления 14-летней давности

 
17 297
24 января 2015 в 11:31

Девяностые годы многим запомнились не только развалом в экономике и разгулом рэкета. В те времена орудовали и многочисленные группировки «черных» риелторов. Охотясь за одинокими владельцами квартир, они лишали бедняг их собственности, а порой и жизни. Одна из группировок, состоявшая из четырех человек, наследила в Могилеве и Шклове. Трое из этих «бизнесменов» еще в 2000 году предстали перед судом, были приговорены к разным срокам лишения свободы и давно отбыли наказание. Четвертому, Александру Трофимову, тогда удалось скрыться от правосудия. Сейчас настала его очередь отвечать за свои поступки. Беглеца задержали в Московской области и экстрадировали на родину.

Дело «черного» риелтора расследовано и направлено прокурору для передачи в суд.

Леонид Галковский, Артем Лукьянов и Александр Трофимов были сыновьями очень приличных родителей. Все трое получили высшее образование: Артем и Леонид выучились на инженеров, Александр — на юриста. Молодые люди с хорошими манерами внушали окружающим доверие. Именно поэтому однажды к Артему обратилась пожилая соседка, владелица трехкомнатной квартиры. Старушка попросила 25-летнего парня, которого знала с детства, найти вариант обмена принадлежащих ей «хором» на домик с доплатой. Это и натолкнуло приятелей на мысль стать риелторами.

Вскоре поисками владельцев благоустроенных квартир, желающих сменить свою жилплощадь на что-то поскромнее, занялись все трое. Увы, добровольцев находилось не так уж много, брали хитростью и обманом.

Однажды в компании подвыпивший мужичок стал рассказывать, что он хороший телемастер и, дескать, с удовольствием открыл бы мастерскую, да вот потерялся в жизни, никак не может собрать начальный капитал, замучили долги. Риелторы тут же «пришли на помощь»: предложили ему домик в пригороде с доплатой. Даже старенький «Запорожец» пообещали, чтобы мастер мог ездить по заказам. Подумав, тот согласился и вскоре оказался в неказистой халупе, мало пригодной для проживания, в деревне Махово Могилевского района. Из обещанной доплаты ему перепали жалкие крохи.

Одинокому подслеповатому старику троица пообещала помощь по хозяйству при условии, что он завещает им квартиру. Пенсионер не отказался — уж больно ребята понравились: справлялись о здоровье, возили на Mercedes в поликлинику, покупали продукты.

В один из дней «бизнесмены» повезли своего подопечного к частному нотариусу. Плохо видевший пожилой человек и подумать не мог, что подписывает не завещание, а договор купли-продажи. Забегая вперед, скажу, что позже, когда всплыла вся неприглядная правда о работе «коммерсантов», частного нотариуса, к которому они регулярно возили своих клиентов, лишили лицензии.

Увы, старику от этого легче не стало. Уже на следующий день на глазах у изумленных соседей беднягу повезли «на дачу». Наивный дедушка отправлялся на природу с удовольствием. Ему ведь и в голову не приходило, что в разваленной хате в одной из пригородных деревень придется коротать свой век. Уже назавтра «на дачу» доставили его вещи. А еще через день, когда социальный работник пришла навестить пенсионера, в его комнатах вовсю орудовала бригада отделочников — готовили квартиру к перепродаже.

Еще к одной пенсионерке риелторы нашли подход, подарив новый телевизор. Закончилась дружба со спонсорами как обычно — переселением в отвратительную халупу в деревне Мосток Могилевского района.

Особенно нравились этой троице выпивающие клиенты. С теми вопросы решались просто: привезли ящик водки — и подпишут любую бумагу. Умели «бизнесмены» втираться в доверие и к работникам домоуправлений. Под видом родственников неплательщиков разведывали, кто еще прописан в «нехороших» квартирах. Иногда, представляясь внуками или племянниками, вызывались погасить задолженности. А потом наступило время расплаты. У выпивающих клиентов вдруг нашлись вполне приличные родственники. Не обнаружив своих бабушек, дедушек и дядюшек по месту прежней прописки, они шли в милицию. Вскоре всех, кроме Трофимова, взяли под стражу.

Александр в это время как раз отдыхал на море в Одесской области. Позвонил домой, узнал, что в квартире был обыск, и в Могилев больше не вернулся. Беглец долго колесил по Украине, России, пока не осел в Закавказье. Женился, остепенился, нашел работу. Может, и раскаивался в ошибках молодости, но, как говорится, никому не дано выкупить своего прошлого. Трофимов знал, что в Могилеве состоялся суд над его компаньонами и «лицом, скрывающимся от правосудия». Слышал, что его друзей приговорили к разным срокам лишения свободы, а сам он объявлен в розыск. Все эти годы старался соблюдать осторожность. К тому же до поры до времени бывшему «черному» риелтору очень везло. Он дважды побывал в серьезных ДТП, но почему-то во время разбирательств никто из сотрудников российской полиции так и не заметил, что этого человека разыскивают белорусские коллеги.

На родине Александра прошел слух, что он сделал пластическую операцию. На самом деле беглецу действительно пришлось корректировать форму носа после одной из автомобильных аварий. Лицо слегка изменилось, но осталось вполне узнаваемым. В прошлом году Трофимова случайно задержали на одном из подмосковных рынков для выяснения личности. Тут-то все и всплыло. Кстати, жил он все эти годы по своим документам, во всяком случае поддельных у него не нашли.

— После задержания Трофимов долго пребывал в подавленном состоянии. Оно и понятно. Побегай он еще месяцев восемь — прошел бы срок давности по совершенному им преступлению, мошенничеству в особо крупных размерах. Призвать беглеца к ответу тогда стало бы невозможным. Еще находясь в следственном изоляторе в России, Трофимов всячески старался задержать экстрадицию на родину, строчил многочисленные жалобы во все инстанции, — рассказал начальник отдела УСК по Могилевской области Юрий Ковалев.

Позже, уже в Могилеве, «черный» риелтор утверждал: после ДТП отшибло память, ничего не помню. Пришлось назначать психолого-психиатрическую экспертизу, которая подтвердила — вполне вменяем. Трофимов предстанет перед судом в ближайшее время. Многие из его жертв умерли, так и не дождавшись справедливости. За 1998—2000 годы лично Александр получил незаконную прибыль в размере 12 тысяч долларов в эквиваленте. Возможно, сегодня кому-то покажется, что это не очень много. Но надо учесть, что в то время зарплаты большинства белорусов были мизерные и, чтобы получить такую сумму, пришлось бы работать 20 лет.

По просьбе следствия фамилии некоторых фигурантов изменены.