Сгоревшая мечта. Многодетная семья продала квартиру в Минске, чтобы перебраться в деревню. Пожар уничтожил их новый дом

 
16 января 2015 в 8:30
Автор: Николай Градюшко. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Николай Градюшко. Фото: Алексей Матюшков

Полтора года назад многодетная семья Сангиновых продала четырехкомнатную квартиру в микрорайоне Малиновка и купила двухэтажный дом в деревне Ленино Дзержинского района, что в 40 километрах от Минска. «Хотели вырвать детей из шума и суеты, оздоровить их на свежем воздухе, научить трудиться на своей земле. Ведь настоящее счастье жить здесь, на природе, а не в душном городе. Завели коз, уток, кроликов. Думали открыть свое фермерское хозяйство, — говорит Наталья. — И все, казалось бы, складывалось благополучно». Мечты о счастливых днях на лоне природы по нелепой случайности рухнули 15 декабря. В тот вечер младший сын нашел спички, и коттедж за несколько минут превратился в пылающий факел.

— Я поехала в Минск за кормом для животных. Дома остались трехлетний Назар, шестилетний Ваня и муж, — Наталья восстанавливает в памяти события 15 декабря. — Под вечер звонок на мобильный — от Вани. «Мама, — говорит, — Назар взял спички. Но я не могу их забрать». А голос испуганный, дрожит. И я с ужасом понимаю, что у них пожар. «Бегите скорей на улицу, — говорю. — Зовите папу».

Зажженная ребенком спичка упала на синтетическое покрывало. Кровать вмиг воспламенилась, огонь перешел на стены (весь первый этаж был обшит вагонкой). Отец детей в это время был во дворе, занимался чем-то по хозяйству. Мальчишки выбежали к нему в одних майках и колготах.

— Увидев детей и дым, я схватил ведро и бросился за водой: у нас на участке пруд. Но сквозняк быстро разметал огонь по всему дому. Скоро я не то что зайти внутрь, даже руку в дверь не мог просунуть, — вспоминает Дмитрий. — Носил ведра одно за другим, но все без толку — дом горел на моих глазах, а я был совершенно бессилен.

Огонь полностью уничтожил крышу и все имущество, сделав дом абсолютно непригодным для проживания. Почерневшие стены можно было повалить вручную. В первые дни после пожара Дмитрий разобрал блоки и кирпичи и сложил их во дворе. От двухэтажного коттеджа остался только фундамент и пристроенный гараж с выгоревшей крышей.

Пока мы беседуем в гараже, дети бегают по участку, сбивают сосульки. Поднимают с земли и с удивлением разглядывают разные диковины, оплавленные и покрытые сажей. Время от времени доносится смех. В силу возраста они не осознают случившегося.

Как оказались спички в руках трехлетнего ребенка? Родители уверяют: предупреждали об опасности не раз, прятали коробки. Но любопытство детей, видимо, взяло верх.

— Мы постоянно разжигали камин, затапливали печку, зажигали свечи. Спички всегда были под рукой. Помню, и в день пожара я обходила дом со свечой и молитвой, — говорит Наталья. — Наверное, дети подставили табуретку, как-то дотянулись.

— Больше всех в тот вечер перепугалась наша старшая дочь Маша. Она вернулась из гимназии еще до приезда пожарных, когда все полыхало, и подумала, что мы остались в горящем доме. Потом, когда приехали спасатели, какой-то добрый человек из аварийной бригады взял детей к себе в машину, согрел их, угостил яблоками…

Близких родственников с лишней жилплощадью у семьи нет, говорит Наталья. К соседям, совершенно чужим людям, на ночлег проситься не стали. К счастью, в первую же ночь погорельцев приютили в детском доме в Станьково. Накормили, выдали одежду.

— Большое спасибо директору и всему персоналу. Наши дети участвовали во всех новогодних концертах и утренниках, получали подарки. Только благодаря приюту они не перестали радоваться жизни, — говорит Наталья. — В декабре, до этого страшного пожара, дети писали письма Деду Морозу, загадывали желания. Иван хотел много конфет. Сейчас в приюте каждый день ест новогодние сладости. Маша заказала новый гардероб — и вот сколько вещей надарили. Одна многодетная семья, с которой мы дружим, передала нам целую машину разной одежды. Многие люди откликнулись на нашу беду, и мы всем очень благодарны. В дзержинской гимназии, где учится дочь, родители и учителя собрали деньги, и мы смогли погасить кредиты за сгоревшую бытовую технику.

Что дальше? Этот вопрос Наталья и Дмитрий задают себе каждый день. У супругов есть небольшой семейный бизнес — свадебный магазин в Минске. Сейчас они решают, как быть дальше: искать ли дополнительный доход, продавать ли хозяйство, надеяться ли на помощь местной власти. Ясности пока никакой.

— Наш дом не был застрахован. Значит, деньги на восстановление придется собирать самостоятельно, — говорит Дмитрий. — Обращались в банк, там сказали, что могут дать в кредит не больше 90 млн рублей. Все потому, что полтора года назад мы продали квартиру. Если бы не та сделка, могли бы получить 600 млн. В детском доме долго оставаться не сможем.

Бесплатно проживать в приюте семье позволили 30 дней. С 16 января за крышу над головой придется отдавать порядка 7 млн в месяц. В качестве альтернативы Дзержинский райисполком предложил Сангиновым арендное жилье в поселке Негорелое.

— Я как увидела то жилье, целый вечер проплакала, — говорит Наталья. — Люди там не жили лет пять. Почерневшие потолки, через рамы ветер свищет — можно пальцы просовывать, сантехники нет, пол дырявый. Удобства — почти как в нашем гараже, только с крышей. И говорят, это лучший вариант во всем районе. Предлагали еще квартиру в 50 километрах от Ленино, но это далеко. Мы не можем оставить хозяйство.

Только мы приблизились к сараю, как послышалось многоголосое блеяние, кудахтанье, залаяли собаки. Из небольшого загона хозяев приветствовали козы и овцы. Открылась дверь — и во двор вышли куры, утки, индюки. Редкая семья в деревне сегодня содержит столько живности. А еще есть зарыбленный пруд прямо на участке.

Каждый день расходуется один мешок комбикорма. Это 112 тыс. рублей.

— Дело не только в утках и козах, за которыми нужно смотреть. За полтора года мы к этому месту прикипели душой, — говорят Сангиновы. — В деревне есть газ, рядом лес, речка. Нам выделили гектар земли за участком для возделывания. Хотели со временем стать фермерским хозяйством, детей здесь на ноги поставить. Питаться натуральными продуктами, а не «химией» из супермаркетов. Вот она, почти сбывшаяся мечта. Отказаться от нее теперь очень нелегко.

Поддержать семью Сангиновых можно написав им на электронную почту sanginova74@gmail.com.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by